Ошибки при перечислении страховых взносов и их последствия
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ*(1) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. При этом в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном указанным законом. В статье рассмотрим распространенные ошибки, связанные с перечислением страховых взносов во внебюджетные фонды, а также приведем примеры судебных постановлений, связанных с этими ошибками.
Положения Закона N 212-ФЗ
Прежде всего напомним некоторые положения Закона N 212-ФЗ, которые касаются порядка уплаты страховых взносов. Статьей 15 данного закона определены порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов. В этой статье сказано, что суммы страховых взносов исчисляются и уплачиваются плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. При этом в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Итак, согласно п. 5 ст. 15 Закона N 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Пунктом 5 ст. 18 Закона N 212-ФЗ установлено, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня:
- предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации (КБК)) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
- отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;
- внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего КБК);
- вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с данным законом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов.
Также в п. 6 данной статьи отмечены случаи, когда обязанность по уплате страховых взносов признается неисполненной:
- при отзыве плательщиком страховых взносов или возврате ему банком неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;
- при отзыве плательщиком страховых взносов - организацией, которой открыт лицевой счет, или возврате органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) плательщику страховых взносов неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;
- в случае возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи плательщику страховых взносов - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;
- при неправильном указании плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, КБК и (или) наименования банка получателя, повлекшем неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства;
- если на день предъявления плательщиком страховых взносов в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты страховых взносов этот плательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, а также при недостаточности на этом счете (лицевом счете) денежного остатка для удовлетворения всех требований.
Как сказано в п. 8 ст. 15 данного закона, уплата страховых взносов осуществляется с помощью отдельных расчетных документов, направляемых в Пенсионный фонд, ФСС, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, на соответствующие счета Федерального казначейства. Отметим, что сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля (п. 7 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
В начале 2011 года Пенсионный фонд выпустил Информационное письмо от 01.02.2011 "Памятка для руководителей и бухгалтерских работников организаций и предприятий по заполнению расчетных документов на перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования", в котором указал, что платежные поручения на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды должны быть оформлены в соответствии с правилами, установленными Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", а также с Приказом Минфина РФ от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации".
От редакции. Информационное письмо ПФР от 01.02.2011 подробно рассмотрено в рубрике "В помощь бухгалтеру", N 3, 2011.
Ошибки в заполнении платежного поручения
Итак, документом, подтверждающим уплату страховых взносов во внебюджетные фонды, является платежное поручение. При заполнении такого поручения страхователь может допустить ошибки, от которых зависит факт поступления сумм страховых взносов на счет Федерального казначейства. Если суммы страховых взносов не поступили на счет казначейства, в этом случае ст. 47 Закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность для плательщика страховых взносов. В данной статье сказано, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, их иного неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов. Если описанное деяние совершено умышленно, это влечет взыскание штрафа в размере 40% неуплаченной суммы страховых взносов (п. 2 ст. 47 Закона N 212-ФЗ). Кроме штрафа, ст. 25 Закона N 212-ФЗ предусмотрено начисление пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным указанным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. При этом пени определяются за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в эти дни ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачиваются одновременно с суммами страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Ошибки, при допущении которых обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной. К таким ошибкам относятся:
- неверное указание ИНН плательщика в платежном поручении на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В Письме ПФР от 25.10.2010 N ТМ-30-25/11272 отмечено, что это не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной;
- неправильное указание ИНН и КПП получателя. В Письме Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2010 N 3758-19 сказано, что если плательщик страховых взносов при заполнении платежного поручения не допустил ошибку ни в одном из поименованных в п. 4 ч. 6 ст. 18 Закона N 212-ФЗ реквизитов, а неправильно указал ИНН и КПП получателя, то данный факт не влечет неперечисления требуемых сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих фондов. Аналогичные разъяснения приведены в Письме ПФР от 09.06.2011 N 30-26/6418;
- неправильное указание основания, типа и принадлежности платежа, отчетного периода или статуса плательщика страховых взносов.
Напомним, что с 01.01.2011 в ст. 18 Закона N 212-ФЗ Законом N 339-ФЗ*(2) были внесены изменения. Теперь согласно п. 8 ст. 18 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в поручении на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов.
В настоящее время образец заявления об уточнении отдельных реквизитов платежного документа представлен в Письме ПФР от 06.04.2011 N ТМ-30-25/3445, а также размещен на официальном сайте Пенсионного фонда*(3). Такой образец приведен на стр. 57-58 журнала.
Руководителю ГУ -
Отделение Пенсионного фонда РФ
по Нижегородской области Соколову В.П.
--------------------------------------------------
(должность руководителя (заместителя руководителя)
территориального органа ПФР, Ф.И.О.)
Заявление N 1
---
об уточнении основания, типа и принадлежности платежа,
отчетного (расчетного) периода или статуса
плательщика страховых взносов
Плательщик страховых взносов Государственное казенное учреждение
-------------------------------------------
Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог"
---------------------------------------------------------------
(полное наименование организации (обособленного подразделения), Ф.И.О.
индивидуального предпринимателя, физического лица, не признаваемого
индивидуальным предпринимателем)
Регистрационный номер в органе контроля за уплатой страховых взносов |
052-042-074390 |
ИНН | 5250809354 |
КПП (при наличии) | 525001001 |
Адрес места нахождения организации (обособленного подразделения) / адрес постоянного места жительства индивидуально- го предпринимателя, физического лица, не признаваемого индивидуальным предпринимателем |
603950, г. Нижний Новгород, ул. Керченская, 12 |
В соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ
просит уточнить следующие реквизиты по платежному документу (поручению)
на уплату (перечисление) страховых взносов (пеней, штрафов) от "08"
----
ноября 2011 г. N 276 на сумму 11 574 руб. по КБК
------- -- --- ------
392 1 02 02010 06 1000 160 на день фактической уплаты (перечисления)
--------------------------
страховых взносов и отнести платеж указанного платежного документа по
следующим значениям показателей:
Наименование показателя | Правильное значение показателя |
ИНН плательщика (60) | 5250809354 |
КПП плательщика (102) | 525001001 |
Статус плательщика страховых | 08 |
взносов (поле 101) | |
КБК (104) | 392 1 02 02020 06 1000 160 |
Основание для платежа (поле 106) | ТП |
Отчетный (расчетный) период (поле 107) | МС.09.2011 |
Тип платежа (поле 110) | ВЗ |
Приложение: платежный документ (поручение) на уплату (перечисление)
страховых взносов (пеней, штрафов) от "08" октября 2011 г. N 276.
---- ------- -- ---
Руководитель организации (обособленного подразделения), индивидуальный
предприниматель, физическое лицо, не признаваемое индивидуальным
предпринимателем:
Директор Климов А.А. Климов (831) 4782442
----------------- -------------- ----------- ---------------------
(должность) (Ф.И.О.) (подпись) (контактный телефон)
"07" ноября 2011 г. М.П.
---- ------ --
Отметки сотрудника территориального органа ПФР
Вх. N_______ от "__" ________________ 20__ г.
(входящие номер и дата, присвоенные территориальным органом ПФР)
Денежные средства в уплату страховых взносов (пеней, штрафов) по
платежному документу (поручению) N ___ от "__" ________ 20__ г. зачислены
на счет Федерального казначейства "__" ___________ 20__ г.
-------------------------------- -------------- -------------------------
(должность сотрудника (Ф.И.О.) (подпись)
территориального органа ПФР)
Отметим, что по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов. Результаты такой сверки оформляются с помощью акта, который подписывается плательщиком страховых взносов и уполномоченным должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов (п. 9 ст. 18 Закона N 212-ФЗ). Далее на основании заявления и акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, если таковая проводилась, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов. О принятом решении об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов уведомляет плательщика страховых взносов в течение пяти дней после принятия данного решения. При этом орган контроля за уплатой страховых взносов осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия органом контроля за уплатой страховых взносов решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов (п. 11 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).
Из всего вышесказанного следует, что если ошибка в платежном поручении на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не повлекла непоступление средств на соответствующий счет государственного внебюджетного фонда, то обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной и пени за период уточнения платежа не начисляются (Письмо ПФР от 25.10.2010 N ТМ-30-25/11272).
Ошибки, которые приводят к неисполнению обязанности по уплате страховых взносов. Такие ошибки указаны в п. 4 ч. 6 ст. 18 Закона N 212-ФЗ. К ним относится неверное указание в платежном поручении на перечисление страховых взносов:
- номера счета Федерального казначейства;
- КБК;
- наименования банка получателя.
Данные ошибки приводят к тому, что плательщик признается не исполнившим обязанность по уплате страховых взносов, что, в свою очередь, влечет уплату штрафов и пеней.
Отдельно рассмотрим такую ошибку, как неправильное указание КБК. Отметим, что в платежном поручении на перечисление страховых взносов применяются КБК, которые утверждены в приложении 1 к Закону N 355-ФЗ*(4). Итак, напомним основные КБК, которые используются при перечислении страховых взносов во внебюджетные фонды:
- 392 1 02 02010 06 1000 160 - для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;
- 392 1 02 02020 06 1000 160 - для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;
- 392 1 02 02100 08 1000 160 - для страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
- 392 1 02 02110 09 1000 160 - для страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
- 392 1 16 20010 06 0000 140 - для денежных взысканий (штрафов) за нарушения законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и конкретных видах обязательного социального страхования, а также бюджетного законодательства (в части бюджета ПФР);
- 392 1 16 20050 01 0000 140 - для денежных взысканий (штрафов), налагаемых ПФР и его территориальными органами в соответствии со ст. 48-51 Закона N 212-ФЗ;
- 392 1 02 02041 06 1000 160 - для дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии и взносов в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемых в ПФР.
К сведению. Согласно Письму Минфина РФ от 06.10.2011 N 02-04-09/4467 планируются изменения КБК. В частности, страховые взносы на медицинское страхование, которые перечисляются на КБК 000 1 02 02100 08 0000 160, с 2012 года будут зачисляться на два отдельных КБК: 000 1 02 02101 08 0000 160 (для работающего населения) и 000 1 02 02102 08 0000 160 (для неработающих граждан).
Итак, неправильное указание КБК может привести к двум разным последствиям. Рассмотрим их подробнее.
1. При неверном указании КБК платеж поступает в соответствующий внебюджетный фонд. Это может произойти, когда в платежном поручении правильно указан счет Федерального казначейства. В этом случае плательщик страховых взносов исполнил свое обязательство по их уплате в бюджет, следовательно, на сумму данного платежа не должны начисляться пени, так как перечисленные денежные средства попали на нужный счет Федерального казначейства. Аналогичные выводы сделаны в арбитражной практике, сложившейся на данный момент.
В Постановлении ФАС ЦО от 06.10.2011 N А14-11183/2010 рассмотрена ситуация, когда страхователь совершил ошибку в указании КБК (организация перечислила деньги на страховую часть трудовой пенсии, но при этом проставила КБК, используемый для страховых взносов на выплату накопительной части пенсионных сумм). Обнаружив эту ошибку, организация подала соответствующее заявление в ПФР. На его основании фонд принял решение перекинуть излишне уплаченную сумму взносов с накопительной части на страховую часть трудовой пенсии. Однако при этом Пенсионный фонд начислил пени на страховую сумму, ошибочно перечисленную по причине неверного указания КБК. Организация с этим не согласилась и подала иск в суд. Арбитры встали на сторону организации - плательщика страховых взносов. Суд при вынесении решения обратил внимание на нормы Закона N 212-ФЗ: согласно п. 4 ч. 6 ст. 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства. В рассмотренном случае суммы страховых взносов поступили на нужный счет Федерального казначейства.
Кроме того, суд указал, что в силу п. 1, 2 ст. 40 БК РФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом (решением) о бюджете, иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Денежные средства считаются поступившими в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Таким образом, из приведенных положений законодательства следует, что для установления факта неисполнения обязанности по уплате страховых взносов нужно определить, поступили ли денежные средства на счет соответствующего органа Пенсионного фонда, в связи с чем факт неправильного указания КБК не может быть основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной.
Суд установил, что, несмотря на указание заявителем КБК страховой части пенсии, денежные средства поступили в полном объеме в исчисленной к уплате сумме на счет соответствующего органа Пенсионного фонда, что не было оспорено последним.
Согласно ст. 25 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, то есть денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае перечисления причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным законом сроки. Из положений указанной статьи следует, что условием начисления пеней является несвоевременная уплата страховых взносов.
Это значит, что у Пенсионного фонда отсутствовали основания для начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии.
Аналогичные разъяснения представлены в постановлениях ФАС ВСО от 14.07.2011 N А78-9234/2010, от 12.05.2011 N А69-2195/2010, ФАС ПО от 26.04.2011 N А12-17205/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 06.07.2011 N ВАС-8045/11).
2. Неправильное указание КБК может привести к наложению штрафа и начислению пеней. Это случается, когда плательщик страховых взносов проставил в платежном поручении несуществующий КБК или данный код принадлежит другому государственному органу. В этом случае сумма страховых взносов не поступит в соответствующий фонд, что приведет согласно п. 4 ч. 6 ст. 18 Закона N 212-ФЗ к неисполнению своих обязательств по уплате страховых взносов страхователем и, следовательно, к начислению пеней (ст. 25 Закона N 212-ФЗ). Стоит отметить, что в этой ситуации арбитры на стороне Пенсионного фонда, что подтверждается Постановлением ФАС МО от 13.04.2011 N КА-А40/2273-11.
В Письме Минфина РФ от 04.03.2011 N 03-02-07/1-64 сказано, что организация вправе обратиться с просьбой об уточнении ошибочно перечисленной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по коду бюджетной классификации налогового органа вместо кода бюджетной классификации территориального отделения Пенсионного фонда в соответствующие налоговый орган и территориальное отделение Пенсионного фонда. Аналогичные разъяснения представлены в Письме Минфина РФ от 21.01.2011 N 03-02-07/1-15.
Таким образом, из приведенных разъяснений сотрудников финансового органа следует, что для того, чтобы денежные средства, которые были уплачены по неверному КБК, поступили в соответствующий фонд, необходимо подать заявление об уточнении платежа. При этом нужно подать заявления в два органа: в государственный орган, на счет которого ошибочно поступила сумма страховых взносов, и соответствующее отделение ПФР или ФСС, которому действительно предназначался платеж.
Е.А. Соболева,
эксперт журнала "Оплата труда бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 08.12.2010 N З39-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(3) www.pfrf.ru.
*(4) Федеральный закон от 10.12.2010 N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"