Заключение договора подряда. Возникновение обособленного подразделения у подрядчика
При заключении договора строительного подряда подрядчик обязуется возвести объект недвижимости, или выполнить работы по реконструкции (модернизации) либо ремонту объекта недвижимости (ст. 740 ГК РФ). При этом подразумевается (хотя напрямую и не сказано), что правами на земельный участок, где будет возводиться новое здание, либо правами на уже существующий объект, который должен быть реконструирован (отремонтирован), обладает заказчик, т.е. подрядчик будет выполнять работы на территории, не являющейся местом его нахождения (местом регистрации).
Возникает ли исходя из этого у подрядчика обособленное подразделение по месту выполнения работ? Обязан ли он встать на учет в налоговой инспекции, которой подведомственна данная территория?
Обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ). При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Для выполнения работ по возведению объекта недвижимости (его реконструкции или ремонта) работники подрядчика должны в соответствии с распорядком дня, установленным их работодателем (либо заказчиком), прибывать на стройплощадку (находящуюся в ведении заказчика) для выполнения своих трудовых обязанностей. За недобросовестное исполнение таковых нерадивые работники могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания.
Таким образом, строительную площадку заказчика следует признать рабочими местами подрядчика.
Возможны возражения, что рабочие места в этой ситуации не оборудованы, так как там нет собственного имущества подрядчика. Однако оборудование рабочего места, по нашему мнению, означает не наличие станка либо стола со стулом, а предоставление фронта работ (создание условий) для выполнения трудовых обязанностей. Подрядчик (в лице своих работников) имеет возможность приступить к работе, когда условия для ее начала (то ли заказчиком, то ли им самим) созданы, т.е. рабочие места на стройплощадке заказчика у подрядчика возникают в тот момент, когда он по условиям договора приступает к выполнению работ.
Стационарность рабочего места, как это прямо указано в п. 2 ст. 11 НК РФ, связана не с неподвижностью рабочего места в пространстве, а с его созданием на срок более одного месяца. При этом не имеет значения, один и тот же сотрудник должен являться к заказчику для выполнения работ или каждые две недели они будут меняться. Рабочее место от этого не исчезает и вновь не появляется.
Следовательно, нахождение работников подрядчика на строительной площадке заказчика в течение длительного периода является созданием стационарных рабочих мест вне места нахождения подрядчика.
Также нередкими являются возражения, что обособленным подразделением подрядчика удаленную стройплощадку заказчика можно признать только в том случае, если по месту производства работ нанимаются местные жители, а если туда направляются в командировку (пусть и на полгода) работники с места, где находится подрядчик, то это уже не обособленное подразделение. На каком основании сделан такой вывод, нам непонятно.
Безусловно, направленные в командировку рабочие, мастера и прорабы получают, кроме заработной платы, еще и суточные и обеспечиваются жильем. Однако сказанное не означает, что они не обязаны по месту выполнения работ (собственно для чего их туда и направили) соблюдать установленный распорядок рабочего дня и трудовую дисциплину. Хоть в командировке, хоть не в командировке, но работы должны быть выполнены, иначе санкции работодателя будут неминуемы. Таким образом, при направлении работников в командировку для выполнения строительно-монтажных работ (если договор заключен на срок более месяца) у подрядчика в месте производства работ возникают стационарные рабочие места.
К такому же мнению в последнее время склоняется и Минфин России (письма от 10.04.09 г. N 03-02-07/1-176, от 3.11.09 г. N 03-02-07/1-493, от 18.02.10 г. N 03-02-07/1-67 и от 17.03.10 г. N 03-02-07/1-114). В них, в частности, указывается, что форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте и другие аналогичные факторы не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения.
Исходя из сказанного можно согласиться с выводом, что заключение договора строительного подряда неминуемо ведет к возникновению у подрядчика обособленного подразделения. Окончание работ по данному договору приведет к прекращению деятельности по месту нахождения подразделения, т.е. к ликвидации оного.
Следовательно, в течение месяца после начала выполнения строительно-монтажных работ подрядчик должен встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения строительной площадки (п. 1 ст. 83 НК РФ).
Для организаций, выполняющих строительно-монтажные работы в течение длительного периода, данные требования не слишком обременительны. Однако если заключаются договоры на выполнение ремонта сроком на два-три месяца, то постоянно заниматься постановкой на учет обособленных подразделений и снятием их с учета довольно проблематично.
Если строительная площадка расположена на территории того же муниципального образования, где стоит на учете сам подрядчик, то для постановки на учет достаточно отправить в свою налоговую инспекцию сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9.06.11 г. N ММВ-7-6/362@, в одном экземпляре (п. 4 ст. 83 НК РФ).
Для того чтобы избежать сложностей в виде подачи налоговой декларации и перечисления налогов через другие налоговые инспекции, оптимально также сообщить специалистам налоговых органов о том, что все расчеты с бюджетом будут производиться через ту же налоговую инспекцию, где организация стоит на учете. Форма такого уведомления (N 1-6-Учет) утверждена приказом ФНС России от 11.08.11 г. N ЯК-7-6/488@. Такая же процедура распространяется на организации, работающие в гг. Москве или Санкт-Петербурге (п. 4 ст. 84 НК РФ).
При производстве работ на территории другого муниципального образования постановка на учет производится в том же порядке - в свою налоговую инспекцию подается сообщение по форме N С-09-3-1.
В п. 2 ст. 288 НК РФ сказано, что если обособленные подразделения расположены в одном регионе (на территории одного субъекта Российской Федерации), то организация имеет право подавать одну налоговую декларацию и платить налог на прибыль в доход регионального бюджета через одну из налоговых инспекций. Для этого достаточно уведомить о своем выборе все налоговые инспекции региона, где стоят на учете обособленные подразделения данной организации.
Письмом ФНС России от 30.12.08 г. N ШС-6-3/986 рекомендованы формы уведомлений, которыми организация доводит до сведения налоговых инспекций свое решение. Уведомление N 1 отправляется по месту нахождения обособленного подразделения, через которое будут подаваться налоговая декларация и производиться платежи (так называемое ответственное обособленное подразделение). Уведомление N 2 - по месту нахождения остальных обособленных подразделений. Указанные формы уведомлений носят рекомендательный характер, поэтому организация может сообщить о своем выборе и в произвольной форме.
Уведомить налоговые инспекции о своем выборе организация обязана до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду (п. 2 ст. 288 НК РФ).
По мнению Минфина России, при открытии на территории региона нового обособленного подразделения организация имеет полное право сразу после его постановки на учет принять решение о подаче налоговой декларации и уплате налога в региональный бюджет через ответственное подразделение (либо головную организацию) (письмо Минфина России от 25.01.10 г. N 03-03-06/1/22). Однако если организация пропустит этот срок (месяц со дня начала работы подразделения), то по нему, как минимум до конца года, придется подавать отдельную налоговую декларацию и уплачивать отдельным платежным поручением налог на прибыль в доход регионального бюджета.
Если обособленное подразделение будет образовано на территории другого региона (субъекта Российской Федерации), то по нему в безусловном порядке придется представлять отдельную налоговую декларацию и платить налог на прибыль в доход регионального бюджета.
Налоговая инспекция, получив сообщение по форме N С-09-3-1, должна не позднее следующего рабочего дня отправить своим коллегам по местонахождению открывшегося подразделения информацию о нем. Получившая эти сведения налоговая инспекция обязана поставить на учет организацию по месту нахождения ее обособленного подразделения в течение пяти рабочих дней. В этот же срок ей следует выслать в организацию Уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по форме N 1-3-Учет, утвержденной приказом ФНС России N ЯК-7-6/488@.
По нашему мнению, нелишним будет, послав сообщение по форме N С-09-3-1 в налоговую инспекцию по месту нахождения организации, отправить его второй экземпляр в налоговую инспекцию по месту открытия обособленного подразделения, что ускорит получение Уведомления о постановке на учет.
Чем грозит уклонение от поставки на учет по месту производства работ? Кто за это может наказать? Как это может обнаружиться?
В первую очередь выявить обособленное подразделение, о возникновении которого подрядчик не сообщил в свою налоговую инспекцию, может эта налоговая инспекция при проведении выездной налоговой проверки. Договоры на проведение строительно-монтажных работ в другом муниципальном образовании, тем более на территории другого субъекта Российской Федерации, обнаружить несложно.
За это налоговая инспекция (правда, больше теоретически) может оштрафовать организацию в соответствии со п. 1 ст. 126 НК РФ на 200 руб. и, кроме того, наложить административное взыскание на должностных лиц согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в размере 300-500 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 116 НК РФ штраф за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет составляет 10 000 руб.
Кроме того, по месту нахождения обособленного подразделения подрядчик должен был представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций, чего, естественно, также не делалось. За данное нарушение согласно ст. 119 НК РФ полагается штраф в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако в этом случае налоговая инспекция по месту нахождения организации, обнаружившая эти нарушения, должна будет поделиться уже уплаченными в ее адрес налогом на прибыль и НДФЛ с налоговой инспекцией по месту выполнения работ (нахождения обособленного подразделения). Порядок сообщения сведений об открытии обособленного подразделения установлен письмом ФНС России от 16.03.10 г. N МН-22-6/179@. Однако это как должно быть в теории.
На практике даже очень правильный и законопослушный налоговый инспектор навряд ли пожелает добровольно отдать часть уже собранных его инспекцией налогов другому муниципальному образованию тем более другому региону, поскольку план по сбору налогов еще не отменен. Причем, вероятнее всего, при обнаружении этих нарушений своя налоговая инспекция ограничится только устным внушением и предупреждением о недопущении подобного впредь.
Однако обнаружить "уклониста" от постановки на учет могут специалисты налоговых органов и по месту производства работ, хотя выездная налоговая проверка обособленных подразделений (не имеющих статуса филиала или представительства) налоговыми инспекциями по месту их нахождения п. 7 ст. 89 НК РФ не предусмотрена.
Однако производится камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость заказчика или генподрядчика, который в соответствии с законодательством встал на учет по месту нахождения своей строительной площадки. Для подтверждения вычетов заказчик (генподрядчик) представит специалистам налоговых органов все полученные им за налоговый период счета-фактуры, а обнаружить среди них документы с ИНН чужого региона и с чужим КПП достаточно просто.
В данном случае налогового инспектора за обнаружение на своей территории "уклониста", естественно, поощрят, поскольку, кроме штрафных санкций по ст. 116 и 119 НК РФ, доход регионального бюджета можно будет пополнить и налогами, истребованными из другого региона.
С. Верещагин,
независимый эксперт по методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
"Финансовая газета", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.