Работа без ККТ: сложные вопросы
В 2009 году Президент РФ Д.А. Медведев подписал закон, который предоставил "вмененщикам" право выбора: использовать или нет в своей работе контрольно-кассовую технику. Данные поправки были направлены на то, чтобы сделать работу бизнесменов проще. Однако в силу специфики нашего законодательства предусмотреть решение всех проблем принятием одного закона невозможно. В данной статье мы рассмотрим некоторые вопросы, которые возникают у плательщиков ЕНВД в процессе работы без ККТ.
Согласно статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) обязаны применять кассовую технику. Однако для плательщиков ЕНВД законодатели предусмотрели поблажки. Федеральным законом от 17.07.2009 N 162-ФЗ внесены изменения в Закон N 54-ФЗ. Теперь начиная с 21 июля 2009 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие "вмененку", вправе осуществлять расчеты без применения кассовой техники, но только при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). Однако из этого правила есть исключения. Рассмотрим их, а также поговорим о выдаче документа, подтверждающего прием денег.
Примечание. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, которым должны руководствоваться "вмененщики", утвержден решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40.
Специфика деятельности "вмененщика" имеет значение
Действующее законодательство предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели (независимо от применяемого режима налогообложения), осуществляющие определенные виды предпринимательской деятельности, могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без контрольно-кассовой техники. Перечень указанных видов деятельности приведен в пункте 3 статьи 2 Закона N 54-ФЗ. Среди них:
- продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ;
- торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
- разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
- торговля в киосках мороженым, а также безалкогольными напитками в розлив;
- торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, а также вразвал овощами и бахчевыми культурами и др.
Таким образом, "вмененщики", осуществляющие виды деятельности, перечисленные в пункте 3 статьи 2 Закона N 54-ФЗ, и до внесения изменения в законодательство имели право не применять ККТ.
Кстати, также вправе работать без кассовой техники организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях.
Примечание. Перечень таких мест утверждается органом государственной власти субъекта РФ.
Возьмите на заметку. Реализация пива и применение ККТ
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или арендовать стационарные торговые объекты и складские помещения, а также иметь контрольно-кассовую технику. Об этом сказано в пункте 6 статьи 16 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Причем налогоплательщики, осуществляющие розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта более 5% объема готовой продукции, обязаны иметь ККТ начиная с 22 июля 2011 года.
А уже с 1 января 2013 года иметь ККТ обязаны налогоплательщики, ведущие розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5% объема готовой продукции и менее.
В то же время плательщики ЕНВД имеют право самостоятельно выбрать, применять ККТ при розничной продаже пива или выдавать по требованию покупателя документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар.
Такой вывод содержится в письме ФНС России от 17.08.2011 N АС-4-2/13461@.
БСО или иной документ, подтверждающий прием денег от покупателя?
Согласно положениям пункта 2.1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ плательщики ЕНВД не могут воспользоваться предоставленным им правом, если они подпадают под действие пункта 2 этой же статьи.
На основании указанного пункта организации и индивидуальные предприниматели могут не применять контрольно-кассовую технику в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (БСО).
Примечание. ОКУН утвержден постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163.
Принадлежность к услугам, которые предоставляются населению, определяется на основании Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (ОКУН).
Таким образом, в случае, когда компании и индивидуальные предприниматели, применяющие "вмененку", оказывают населению предусмотренные ОКУН услуги, заменить использование кассовой техники можно только выдачей БСО.
Аналогичного мнения придерживаются и чиновники (письма Минфина России от 30.11.2010 N 03-01-15/9-251, от 11.11.2010 N 03-01-15/8-235, от 27.09.2010 N 03-01-15/7-216, от 23.08.2010 N 03-01-15/7-191, ФНС России от 17.05.2010 N АС-17-2/238 и Минэкономразвития России от 08.04.2010 N Д05-1018).
При этом стоит обратить внимание на письмо финансового ведомства от 04.07.2011 N 03-01-15/5-94, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться необходимые реквизиты.
Обязательные для данного документа реквизиты установлены Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Примечание. Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
Заметим, что некоторые виды "вмененных" услуг, предусмотренные ОКУН, могут оказываться не только населению, но и юридическим лицам. Поэтому при расчетах с организациями плательщик единого налога на вмененный доход вправе либо применять контрольно-кассовую технику, либо выдавать документ, подтверждающий получение денежных средств от покупателя (клиента).
Как быть, если... налогоплательщик совмещает уплату ЕНВД с иным налоговым режимом
Право выбора, применять ККТ либо нет, есть у организаций и индивидуальных предпринимателей только в отношении деятельности, переведенной на систему налогообложения в виде ЕНВД. Соответственно при совмещении "вмененки" с иными налоговыми режимами отказаться от использования кассовой техники в целом не получится. Об этом - письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-01-15/10-492.
Выдача документа, подтверждающего прием денег, - обязанность или нет?
Норма, разрешающая "вмененщикам" работать без ККТ, содержит оговорку: при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
При прочтении этого условия возникает ряд вопросов:
- каким должен быть этот документ;
- кто его разрабатывает;
- нужно ли его утверждать, заверять;
- когда его выдавать?
ФНС России еще в 2009 году указала, что выдача документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, осуществляется по требованию покупателя. Таким образом, если покупатель (клиент) ничего не попросил, то и выдавать ему каких-либо документов нет необходимости.
Каких-либо требований к порядку оформления такого документа законодательно не утверждено. Однако стоит заметить, что финансовое ведомство в своем письме от 06.11.2009 N 03-01-15/10-492 указало, что выдача документа, в котором отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ, влечет ответственность, установленную статьей 14.5 КоАП РФ.
Напомним, документ, выдаваемый покупателю (клиенту), должен содержать следующие реквизиты:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
- наименование и количество приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Ставить печать на таком документе не обязательно, но организации по собственной инициативе могут дополнить форму указанным реквизитом. Ведь документ, заверенный печатью, вызовет больше доверия у покупателей (клиентов).
Образец составления документа, подтверждающего оплату товаров, представлен на рисунке.
Рисунок. Образец оформления документа, подтверждающего прием денежных средств от покупателя
Квитанция N ___________ от "__" _________________ 2011 г.
_______________________________________________________________________
(наименование организации, ФИО индивидуального предпринимателя)
_______________________________________________________________________
(ИНН/КПП)
_______________________________________________________________________
(содержание хозяйственной операции)
N п/п | Наименование товара (работ, услуг) | Единица измерения | Цена за 1 ед. измерения | Количество | Сумма |
1 | |||||
2 | |||||
... | ... | ... | ... | ... | ... |
Итого | Х | Х | Х |
Всего отпущено и оплачено наличными денежными средствами
(с использованием платежной карты) товаров (работ, услуг) на сумму ___
_______________________________________________________________________
(сумма цифрой)
_______________________________________________________________________
(сумма прописью)
_____________________________________ __________ _____________________
(должность лица, выдавшего документ) (ФИО) (подпись)
А может, все-таки использовать ККТ?
Согласно Информации ФНС России от 29.09.2009 "О применении ККТ плательщиками ЕНВД" плательщики ЕНВД могут либо продолжать применение кассовой техники, либо отказаться от ее применения. Таким образом, отказ от применения кассовой техники - это право, а не обязанность, и каждый "вмененщик" решает сам, использовать ему кассовый аппарат в своей деятельности или нет.
А можно ли применять кассовую технику для внутреннего учета "вмененщика"? Законодательство данные вопрос никак не регулирует. Поэтому остаются неясными еще несколько вопросов:
1) вправе ли "вмененщики" применять снятую с учета ККТ, модернизированную для печати документов, подтверждающих прием денежных средств от покупателя;
2) могут ли они выдавать кассовые чеки в качестве подтверждающих оплату документов после снятия ККТ с учета;
3) можно ли, используя ККТ для внутреннего учета и выдачи документов, подтверждающих прием денег, снять кассовый аппарат с учета и расторгнуть договор на его техническое обслуживание?
Налоговики в своей Информации от 29.09.2009 лишь указали, что Закон N 54-ФЗ не запрещает использование ККТ для внутреннего учета, равно как и ее доработку для печати документа, подтверждающего прием денег и содержащего ряд обязательных сведений.
Финансисты в своих более ранних разъяснениях не давали внятного ответа на поставленные вопросы. Например, в письмах Минфина России от 06.11.2009 N 03-01-15/10-492 и от 13.08.2009 N 03-01-15/8-413 внимание налогоплательщиков акцентировалось на том, что согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 неприменением контрольно-кассовых машин, в частности, является использование кассового аппарата:
- не зарегистрированного в налоговых органах;
- не включенного в государственный реестр;
- без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме, а также с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
- у которого отсутствует пломба либо который имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти.
А в письме от 13.11.2009 N 03-01-10/3-139 они отметили, что использование снятой с регистрации ККТ, в частности для целей внутреннего учета движения товара, Законом N 54-ФЗ не регулируется.
Спасательным кругом для плательщиков единого налога на вмененный доход стало письмо ФНС России от 10.06.2011 N АС-4-2/9303@, согласно которому им разрешили применять контрольно-кассовую технику, модернизированную для обеспечения возможности печати документа, содержащего необходимые реквизиты. Причем используемая ККТ может быть снята с регистрации в налоговом органе, быть без фискальной памяти или работать в нефискальном режиме. Кроме того, такую кассовую машину не требуется оснащать и ЭКЛЗ. Ведь это не противоречит действующему законодательству.
Возьмите на заметку. Снимаем ККТ с учета
Чтобы снять кассовый аппарат с учета в налоговой инспекции, необходимо подать соответствующее заявление, приложить к нему паспорт ККТ и карточку регистрации контрольно-кассовой техники. Затем в течение пяти рабочих дней налоговые органы снимут кассовый аппарат с учета. Об этом сказано в пункте 16 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.
В заключение хотелось бы напомнить о суммах административной ответственности, установленной статьей 14.5 КоАП РФ. Так, за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) налагается штраф в следующих размерах:
- для индивидуальных предпринимателей - от 3000 до 4000 руб.;
- для организаций - от 30 000 до 40 000 руб.
Причем стоит обратить внимание на то, что статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность именно за отказ в выдаче по требованию покупателя подтверждающего документа, а не за невыдачу указанного документа. Ведь в Законе N 54-ФЗ, как заметили судьи, указано, что документ, свидетельствующий о приеме денежных средств, плательщики ЕНВД должны выдавать только по требованию покупателя (клиента). Поэтому привлечь "вмененщика" к административной ответственности за невыдачу документа нельзя.
Подобные выводы содержатся в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2011 N А19-21101/09, Северо-Кавказского округа от 06.08.2010 N А32-7002/2010-3/115-5АЖ, Поволжского округа от 28.07.2010 N А65-31944/2009, Дальневосточного округа от 20.05.2010 N Ф03-3354/2010 и Волго-Вятского округа от 04.03.2010 N А79-12036/2009.
Е.Г. Ромашкина,
эксперт журнала "Вмененка"
"Вмененка", N 12, декабрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вмененка"
"Вменёнка" - это единственный журнал, освещающий все вопросы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе региональную специфику и отраслевую практику.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23887 от 28.03.2006, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.