Какие особенности налогообложения нужно учитывать при ведении торговли в рамках Таможенного союза
На территории Таможенного союза, куда входят Россия, Казахстан и Белоруссия, для ряда операций действует особый порядок налогообложения. В частности, это касается исчисления НДС с операций по вывозу товаров в эти страны и ввоза с этих территорий в Россию.
С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТС), который ввел понятие "Единая таможенная территория Таможенного союза". Кроме того, им были введены единые условия таможенного тарифа, методы нетарифного регулирования, унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами, а также отменено таможенное регулирование и таможенный контроль на внутренних таможенных границах.
С указанного момента порядок применения косвенных налогов во взаимной торговле между Россией, Белоруссией и Казахстаном регулируется Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.08 (далее - Соглашение), а также подписанными во исполнение Соглашения межправительственными протоколами от 11.12.09:
- "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (далее - Протокол по товарам);
- "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Протокол по работам и услугам);
В общем случае положения международных договоров имеют преимущество перед национальным законодательством (ст. 7 НК РФ). Исключение составляют ситуации, когда в международных договорах есть прямые отсылки к национальному законодательству.
При экспорте товаров в страны ТС нулевая ставка НДС является обязательной
При экспорте товаров из России в Белоруссию или Казахстан НДС исчисляется в порядке, предусмотренном для обычных экспортных операций, то есть по ставке 0%. Это прописано в статье 1 Протокола о товарах (ст. 4 Соглашения).
Для применения этой нормы не имеет значения, заключен договор с организацией, зарегистрированной в государстве - участнике ТС, или партнером из другого иностранного государства. Решающим фактором для применения норм Протокола о товарах является вывоз из России товара и ввоз его на территорию государства - члена ТС (письмо Минфина России от 17.01.11 N 03-07-13/1-02). Кроме того, нормы Соглашения применяются независимо от страны происхождения товара (письмо Минфина России от 08.09.10 N 03-07-08/260).
Применение нулевой ставки НДС при реализации товаров как в страны дальнего зарубежья с оформлением таможенной процедуры экспорта, так и в государства - члены ТС является обязательным для налогоплательщиков. Аналогичное мнение выразили и судебные органы. Согласно определению Конституционного суда РФ от 15.05.07 N 372-О-П налоговая ставка, в том числе и нулевая ставка НДС, обязательный элемент налогообложения. Поэтому экспортер не может по собственному желанию предъявлять покупателям налог по ставкам 10 или 18% (см. также врезку на с. 67).
Кстати. Если экспортер не является плательщиком НДС
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Соглашения нулевую ставку НДС при экспорте должны применять только плательщики НДС. Поэтому российская организация, освобожденная от уплаты НДС или применяющая специальный налоговый режим и осуществляющая экспортные операции, не вправе применять нормы, касающиеся нулевой ставки. Такие организации реализуют товар и оказывают услуги на экспорт в страны ТС без НДС.
Одновременно суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные им поставщиками на территории РФ, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости экспортируемых товаров. Аналогичное мнение было высказано в письме Минфина России от 22.07.10 N 03-07-13/1/04.
Значит, российским компаниям при заключении договоров с белорусскими или казахстанскими организациями необходимо располагать информацией о том, что реализуемые товары будут в обязательном порядке вывезены с территории РФ и ввезены на территорию стран ТС с последующей уплатой НДС налогоплательщиками данных государств. Таким образом, российский экспортер может предусмотреть в договоре условие о том, что, если товары не будут вывезены с территории РФ, они облагаются НДС по ставке 18%.
Момент определения налоговой базы по экспортной реализации
Протоколом по товарам не установлены момент определения налоговой базы и сроки представления декларации по НДС при экспорте товаров на территорию ТС. Поэтому такие сведения следует определять в соответствии с пунктом 9 статьи 167 и пунктом 5 статьи 174 НК РФ. А согласно этим нормам при экспорте товаров датой определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС. Одновременно с этими документами в инспекцию представляется декларация по НДС. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 13.05.11 N КЕ-4-3/7675@.
Вместе с тем независимо от факта подтверждения экспорта для пересчета выручки в рубли и расчета НДС нужно использовать курс иностранной валюты, действовавший на дату отгрузки товаров (п. 3 ст. 153 и п. 9 ст. 167 НК РФ, письмо ФНС России от 30.03.06 N ММ-6-03/342@). Такой порядок пересчета выручки по подтвержденному экспорту действует с 1 октября 2011 года. Ранее в момент подтверждения применения нулевой ставки выручка от реализации пересчитывалась в рубли и отражалась в декларации по курсу на дату оплаты.
С авансовых платежей по экспортному контракту можно не платить НДС
Если российская компания в счет экспортной поставки получила авансовые платежи, то при их налогообложении следует также руководствоваться нормами НК РФ, так как этот момент не освещен в документах, регламентирующих деятельность Таможенного союза.
Напомним, в пункте 1 статьи 154 НК РФ сказано следующее. В налоговую базу по НДС не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров, работ и услуг, которые облагаются НДС по нулевой ставке согласно пункту 1 статьи 164 НК РФ. Несмотря на то что операции по экспорту товаров из России в государства - члены ТС в указанном выше пункте не поименованы, такие операции являются идентичными операциям по реализации товаров, вывезенных c территории России в таможенной процедуре экспорта в другие страны.
Значит, можно сделать вывод, что предоплата, получаемая российскими налогоплательщиками от покупателей в счет предстоящих поставок товаров на экспорт в Белоруссию и Казахстан, не включается в налоговую базу по НДС.
Как применять налоговый вычет по экспортным операциям
"Входной" НДС в отношении товаров, приобретенных для целей экспортирования в страны ТС, принимается к вычету на основании статьи 171 НК РФ (п. 1 и 3 ст. 1 Протокола о товарах).
Восстановление производится в том налоговом периоде, в котором осуществляется операция, облагаемая НДС по ставке 0%. Далее восстановленные суммы налога подлежат вычету на наиболее раннюю из двух дат:
- последний день квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих применение ставки 0%;
- момент отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, если в установленный срок такой пакет документов не будет собран и вся операция будет обложена НДС по общей ставке (подп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Напомним, что с 1 октября 2011 года порядок восстановления НДС при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0%, изменился. Теперь согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 170 НК РФ НДС в отношении товаров в том числе основных средств, нематериальных активов, работ или услуг, использованных в экспортных операциях и ранее правомерно принятый к вычету, подлежит восстановлению в полном размере.
При этом в отношении амортизируемого имущества вычет восстанавливается не с остаточной, а с первоначальной стоимости. Данные разъяснения даны в письме ФНС России от 15.09.11 N ЕД-4-3/15009. Также указанными поправками не предусмотрено и правило определения доли "входного" НДС, приходящегося на операции, облагаемые по ставке 18 и 0%.
Вместе с тем наряду с новой нормой продолжает действовать пункт 10 статьи 165 НК РФ, который обязывает налогоплательщика самостоятельно утвердить в учетной политике порядок определения суммы налога, относящейся к товарам, работам, услугам, а также имущественным правам, приобретенным для производства и реализации по нулевой ставке.
Примечание. При заключении договоров с партнерами из Белоруссии или Казахстана российским организациям необходимо иметь информацию о том, что реализуемые товары обязательно будут вывезены с территории РФ и ввезены на территорию стран - членов ТС.
Порядок оформления счетов-фактур при экспортной отгрузке
Поскольку предоплата по экспортному контракту не облагается НДС, соответственно и "авансовый" счет-фактуру по такой операции выставлять не нужно. Аналогичные разъяснения Минфин России привел в письме от 06.03.09 N 03-07-15/39. В остальном порядок выставления счетов-фактур не отличается от общего.
В книге продаж составленный счет-фактура регистрируется в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Протокола по товарам (п. 17 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, далее - Правила).
Счета-фактуры, полученные покупателем или заказчиком, регистрируются в книге покупок по мере возникновения права на вычет НДС (п. 8 Правил). То есть в том периоде, когда выполнены все условия для применения налогового вычета при осуществлении экспортной операции в Белоруссию или Казахстан.
Напомним, что до 1 июля 2010 года выданные белорусским организациям счета-фактуры нужно было регистрировать в налоговой инспекции. В дальнейшем это правило было отменено. Тем не менее и сейчас по просьбе налогоплательщика налоговые органы могут проставить отметки на данных счетах-фактурах (письмо ФНС России от 13.08.10 N ШС-37-2/9030@).
Реализация товаров, работ и услуг, освобожденных от налогообложения
Особенности применения НДС при экспорте товаров, реализация которых освобождена от обложения НДС на основании статьи 149 НК РФ, ни Соглашением, ни Протоколом по товарам не предусмотрены. Поэтому необходимо использовать норму статьи 7 НК РФ. В ней сказано, что если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем российским законодательством, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
К примеру, при экспорте из России в государства - члены ТС подобных товаров должна применяться нулевая ставка НДС при условии представления в налоговые органы документов, обосновывающих применение данной ставки и предусмотренных пунктом 2 статьи 1 Протокола по товарам.
При неподтверждении нулевой ставки налогоплательщик должен исчислить налог с отгрузки по ставкам 18 или 10% независимо от того, поименован этот товар в статье 149 НК РФ или нет. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 11.07.11 N 03-07-13/01-24 и от 12.09.11 N 03-07-13/01-40.
Если экспортный договор заключен с организацией, не являющейся членом ТС
Как уже отмечалось, на необходимость применения нулевой ставки НДС российским налогоплательщиком влияет факт вывоза товаров из России и их ввоз на территорию государства - члена ТС. То есть данная ставка налога не зависит от того, заключен ли договор на реализацию с белорусской или казахстанской организацией либо с компанией, являющейся резидентом другого иностранного государства, не входящего в ТС.
Аналогичный вывод можно сделать и на основании пункта 1.5 статьи 2 Протокола по товарам, в котором говорится об импорте. Например, при экспорте товара из России в Белоруссию по договору, заключенному с организацией, не являющейся членом ТС, реализация облагается НДС по ставке 0%, если данная иностранная организация реализует этот товар налогоплательщику Белоруссии или Казахстана. В подобной ситуации российская организация должна представить в налоговый орган, помимо документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 Протокола по товарам, заявление с отметкой белорусского либо казахстанского налогового органа об уплате НДС.
Правила определения места реализации работ и услуг, выполняемых в рамках ТС
Для целей налогообложения в рамках ТС понятие "услуга" включает в себя деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (ст. 1 Соглашения). Под работой понимается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации или физлиц.
Выполнение работ или оказание услуг облагаются НДС в соответствии с законодательством той страны - участника ТС, территория которой признается местом их реализации. Исключением являются работы по переработке давальческого сырья, ввезенного в Россию с последующим вывозом продуктов переработки (ст. 2 Протокола по работам и услугам).
Так, если местом реализации работы или услуги признается территория РФ, то налог будет исчисляться с учетом норм НК РФ. Если же работа или услуга будет выполнена вне территории РФ, то такая реализация подлежит налогообложению по нормам законодательства другого государства ТС (Белоруссии или Казахстана).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 3 Протокола по работам и услугам местом их реализации считается территория местонахождения исполнителя, который выполняет работы или оказывает услуги. Исключением из данного правила являются четыре вида работ и услуг (ст. 3 Протокола по работам и услугам), которые рассмотрены ниже.
Работы и услуги в отношении недвижимого имущества. В данном случае местом реализации будет являться государство, на территории которого непосредственно находится недвижимое имущество. По аналогичному принципу определяется место реализации услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества (подп. 1 п. 1 ст. 3 Протокола по работам и услугам). Такими работами и услугами, в частности, могут быть строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению (подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Работы и услуги в отношении движимого имущества, а также транспортных средств. Отметим, что к перечисленным объектам относятся, в частности, морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, железнодорожные подвижные составы, автобусы, автомобили, а также грузовые контейнеры.
Работы и услуги в отношении указанных объектов будут считаться оказанными на территории того государства, на территории которого в момент выполнения работ или оказания услуг находятся движимое имущество или транспортное средство (подп. 2 п. 1 ст. 3 Протокола по работам и услугам). Например, к таким работам и услугам могут относиться монтаж, сборка, переработка, ремонт, погрузка товаров на транспортные средства (подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Услуги в сфере культуры, искусства, обучения, физической культуры, туризма, отдыха и спорта. Местом оказания таких услуг является государство, на территории которого фактически оказываются услуги.
Услуги, местом реализации которых признается государство, в котором осуществляет деятельность покупатель услуг. К ним относятся следующие услуги:
- консультационные, юридические, бухгалтерские и аудиторские услуги;
- инжиниринговые услуги;
- рекламные, дизайнерские и маркетинговые услуги;
- услуги по обработке информации, а также НИОКР и опытно-технологические работы, работы и услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных;
- услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя;
- услуги по передаче, предоставлению, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав и иных аналогичных прав;
- аренда, лизинг и предоставление в пользование на иных основаниях движимого имущества (за исключением транспортных средств).
При одновременном выполнении нескольких видов работ или оказании нескольких услуг определить место реализации сложнее. Например, если одни работы или услуги носят вспомогательный характер по отношению к другим, то местом реализации таких вспомогательных работ и услуг будет являться место реализации соответствующих основных работ и услуг. Об этом говорится в статье 5 Протокола по работам и услугам.
Для подтверждения места реализации работ и услуг (кроме переработки давальческого сырья) налогоплательщик должен иметь следующие документы (п. 2 ст. 3 Протокола по работам и услугам):
- договор на выполнение работ или оказание услуг, заключенный налогоплательщиками стран - участниц ТС;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ или оказания услуг;
- другие документы, предусмотренные российским законодательством.
Какие документы нужны для подтверждения применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров
Для документального подтверждения экспорта одновременно с декларацией по НДС российские налогоплательщики должны в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров представить в инспекцию пакет документов (их копии), предусмотренных пунктом 2 статьи 1 Протокола по товарам. Этот пакет включает в себя следующие документы.
Экспортный договор. Его нужно представить с учетом всех изменений и дополнений к нему. При этом заключаемые контракты должны соответствовать особенностям экспортной реализации.
Платежные документы. В Протоколе по товарам поименованы выписка банка, а при наличной форме расчетов - также документы, свидетельствующие о внесении налогоплательщиком денежных средств на счет в банке.
Однако данные документы представляются, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена ТС, с территории которого экспортируются товары (подп. 5 п. 2 ст. 1 Протокола по товарам). В то же время с 1 октября 2011 года Федеральный закон от 19.07.11 N 245-ФЗ исключил выписку банка и копии указанных выше платежных документов из перечня документов, которые подаются в инспекцию для подтверждения обоснованности применения ставки 0% по НДС. Значит, при экспорте в Белоруссию или Казахстан товаров, отгруженных с 1 октября 2011 года, эти документы в инспекцию можно не представлять.
Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов Белоруссии или Казахстана. Этот документ фактически заменяет таможенную декларацию и служит основным документом, подтверждающим факт вывоза товаров с территории одного государства - члена ТС на территорию другого аналогичного государства.
Заявление составляется по форме, приведенной в приложении 1 к Протоколу от 11.12.09 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза". По усмотрению налоговых органов оно может быть подано как в оригинале, так и в виде копии. По мнению Минфина России, налогоплательщик имеет право представить только копию заявления, поскольку аналогичная возможность предусмотрена для документов, указанных в статье 165 НК РФ. Аналогичный вывод содержится в пункте 4 письма финансового ведомства от 19.10.10 N 03-07-08/296.
Тем не менее согласно пункту 5 статьи 1 Протокола по товарам инспекция вправе принять решение об обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов даже при непредставлении такого заявления. Но только если она получит от налогового органа Белоруссии или Казахстана в электронном виде подтверждение факта уплаты НДС в полном объеме или освобождения от такой уплаты.
Транспортные и иные товаросопроводительные документы. Эти документы должны подтверждать перемещение товаров с территории России на территории Белоруссии или Казахстана. Причем их непредставление возможно только в случае, если для отдельных видов перемещения товаров такое оформление не предусмотрено законодательством РФ в принципе (подп. 4 п. 2 ст. 1 Протокола по товарам).
Необходимо учитывать, что при реализации товаров по договору, согласно которому белорусский или казахстанский покупатель использует свой транспорт, российскому налогоплательщику надо запросить у них указанные выше документы.
Причем при вывозе товаров казахстанским контрагентом подтверждающим документом будет являться международная товарно-транспортная накладная. Такие рекомендации дает Федеральная налоговая служба в письме от 16.09.11 N ЕД-4-3/15167@.
При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта в третьи государства через территорию Белоруссии или Казахстана нужно принимать во внимание тот факт, что на границе РФ с государствами - членами ТС таможенное оформление отменено. Поэтому таможенная декларация (ее копия), а также копии транспортных и товаросопроводительных документов должны содержать только отметки таможенного органа России, производившего таможенное оформление вывоза указанных товаров. Аналогичное мнение приведено в письме Минфина России от 19.10.10 N 03-07-08/296.
Прочие документы. Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 1 Протокола по товарам налоговые органы вправе потребовать иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС. Конечно, если это предусмотрено законодательством РФ. В данном случае под иными документами следует понимать договоры комиссии, агентские договоры или договоры поручения, если товары поставляются через посредников.
Если подтверждающие документы не собраны в срок
При непредставлении в установленный срок пакета документов, обосновывающих применение нулевой ставки НДС, налог уплачивается в бюджет по ставкам 10 и 18%. Моментом определения налоговой базы будет являться дата отгрузки товаров. При этом для целей применения НДС Протоколом по товарам определено, что датой отгрузки признается дата составления первого по времени первичного бухгалтерского документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика).
Если в дальнейшем налогоплательщик представит в налоговые органы необходимые документы, уплаченные им суммы НДС подлежат возврату в соответствии с нормами НК РФ. О том, как рассчитать пени по не подтвержденной в установленный срок экспортной реализации, см. врезку на с. 72.
Справка. Как рассчитать пени по НДС при неподтвержденном экспорте
Порядок начисления пеней на сумму НДС, который не был уплачен по несвоевременно подтвержденному экспорту, до сих пор законодательно не регламентирован. Тем не менее согласно разъяснениям ведомств пени начисляются начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты НДС по итогам квартала, в котором товары были отгружены на экспорт (письма Минфина России от 28.07.06 N 03-04-15/140 и ФНС России от 22.08.06 N ШТ-6-03/840@).
Однако позиция судебных органов по данному вопросу сложилась однозначно в пользу налогоплательщиков. В многочисленных постановлениях суды указывают на то, что пени следует начислять лишь начиная со 181-го дня после экспортной отгрузки (постановления Президиума ВАС РФ от 16.05.06 N 15326/05, ФАС Западно-Сибирского от 22.06.10 N А67-8303/2009, Московского от 08.09.08 N КА-А40/8309-08-2 и Волго-Вятского от 12.05.08 N А28-7966/2007-325/23 округов).
Таким образом, с одной стороны, согласно статье 165 НК РФ, если не собраны документы, обязанность уплатить налог на добавленную стоимость возникает только на 181-й день после помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.
Однако, с другой стороны, на основании пункта 9 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы в данном случае является день отгрузки этих товаров.
Кроме того, при расчете пеней нужно учитывать следующее. Согласно пункту 1 статьи 174 Налогового кодекса НДС уплачивается за налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из последующих трех месяцев. Указанный порядок уплаты применяется также налогоплательщиком, если налоговый орган отказал в применении налоговой ставки 0%. Начисление пеней прекратится:
- с момента уплаты налога по ставке 18 или 10%;
- со дня представления налоговой декларации по ставке 0% с приложением подтверждающих документов.
Предположим, налогоплательщик изначально предполагает, что полный пакет документов он не сможет собрать в течение 180 дней. Тогда во избежание начисления недоимки и пеней он вправе отразить операции по реализации товаров на экспорт за тот налоговый период, в котором осуществлена отгрузка товаров с заполнением раздела 6 декларации по НДС. То есть с применением вычетов тех сумм НДС, которые были ему предъявлены по товарам, работам или услугам, используемым для производства и реализации экспортируемых товаров. В дальнейшем, когда документы будут собраны, уплаченные суммы НДС будут возвращены экспортеру. Ни Соглашение, ни Протокол по товарам не содержат норм, запрещающих налогоплательщикам действовать подобным образом.
Отражение экспортных операций в налоговой декларации
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в инспекцию по месту учета декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Действующая на сегодняшний день декларация по НДС (ее форма и Порядок заполнения утв. приказом Минфина России от 15.10.09 N 104н) не приспособлена для учета торговых отношений внутри Таможенного союза.
В связи с этим экспортные операции с белорусскими и казахстанскими контрагентами следует отражать в декларации по НДС по аналогии с операциями, осуществляемыми в соответствии с уже недействующим Соглашением от 15.09.04 между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, но с учетом положений Соглашения и Протоколов к нему. Такое разъяснение дано ФНС России в письме от 20.10.10 N ШС-37-3/13778@ "О направлении письма Минфина России от 06.10.10 N 03-07-15/131".
Для отражения экспортных операций в декларации предусмотрены разделы 4-6, оформление которых регламентировано Порядком заполнения декларации по НДС.
Раздел 4 "Расчет суммы налога по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена". Он заполняется и представляется за тот квартал, в котором налогоплательщик собрал полный пакет документов, подтверждающий применение нулевой ставки. В графе 2 раздела отражается выручка от реализации товаров на экспорт, а в графе 3 - налоговый вычет, который был восстановлен в момент отгрузки.
Кроме того, данный раздел также заполняется, если подтверждающие документы были собраны после установленного срока. Тогда в графу 4 переносится информация об исчисленном ранее налоге из графы 3 раздела 6. А в графе 5 отражается сумма налогового вычета, указанная ранее в графе 4 раздела 6 декларации.
Раздел 5 "Расчет суммы налоговых вычетов по операциям реализации товаров, работ, услуг, обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым ранее документально подтверждена (не подтверждена)". Представление данного раздела декларации необходимо, если документы, подтверждающие налоговые вычеты по экспорту, были получены позднее, то есть после подтверждения нулевой ставки или после пропуска срока обоснования ее применения. При этом в нем отдельно указываются вычеты по подтвержденному и по неподтвержденному экспорту. Отметим, что указанные сведения подаются за тот период, в котором у налогоплательщика возникло право на вычет, то есть, например, был получен счет-фактура.
Раздел 6 "Расчет сумм налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально не подтверждена". Налогоплательщик заполняет этот раздел, если он не представит пакет подтверждающих документов. Раздел подается в составе уточненной декларации за квартал, в котором была совершена реализация. Дело в том, что налог исчисляется и отражается в том квартале, когда была совершена отгрузка товара (ст. 81 и п. 9 ст. 167 НК РФ). Напомним, налоговая база в графе 2 указывается раздельно в зависимости от установленных налоговых ставок на товар 10 или 18%.
Помимо перечисленных выше разделов, налогоплательщик также должен указывать сведения о восставленном налоговом вычете в периоде отгрузки товара на экспорт. Эти сведения отражаются по строке 100 раздела 3 декларации.
Пример
Российская организация заключила с казахстанской компанией договор поставки огнетушителей общей стоимостью 10 000 долл. США. Контрактом предусмотрено перечисление во II квартале 2011 года авансового платежа в размере 50%. Отгрузка товаров была произведена 15 июля, то есть в III квартале 2011 года. Курс Банка России на дату отгрузки составил 28,061 руб. за 1 долл. США. Сумма "входного" НДС, относящаяся к товарам и услугам, связанным с экспортной деятельностью, составила 30 000 руб.
Ситуация 1. Пакет документов, обосновывающих применение нулевой ставки, собран своевременно - 15 октября 2011 года. На момент получения авансового платежа обязанности по исчислению НДС у российской организации не возникает. В декларации по НДС, представляемой за IV квартал 2011 года вместе с пакетом подтверждающих документов, заполняется раздел 4. При этом в нем отражаются следующие показатели:
- в графе 1 - код операции - 1010403;
- в графе 2 - налоговая база - 280 610 руб. (10 000 долл. США х 28,061 руб./долл. США);
- в графе 3 - вычеты по НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, использованные при реализации экспортированных товаров, - 30 000 руб.;
- по строке 010 - сумма налога, исчисленная к уменьшению по данному разделу - 30 000 руб. (0 - 30 000).
Ситуация 2. По рассматриваемой отгрузке в течение 180 календарных дней, то есть по сроку 12 января 2012 года, пакет необходимых документов собран не был. Тогда налогоплательщик должен представить уточненную декларацию по НДС за III квартал 2011 года, включив в нее раздел 6 со следующими показателями:
- в графе 1 - кодом операции - 1010403;
- в графе 2 - налоговой базой, определяемой на дату отгрузки, - 280 610 руб.;
- в графе 3 - исчисленной суммой НДС по ставке 18% - 50 509,8 руб.;
- в графе 4 - суммой налоговых вычетов - 30 000 руб.;
- по строке 020 - суммой налога, исчисленной к уплате в бюджет, - 20 509,80 руб. (50 509,8 - 30 000).
Ситуация 3. Пакет подтверждающих документов собран, но после установленного срока - 15 февраля 2012 года. В декларации по НДС, которая будет представляться за II квартал 2012 года, налогоплательщик заполняет раздел 4, указывая следующие показатели:
- в графе 1 - код операции - 1010403;
- в графе 2 - налоговую базу - 280 610 руб.;
- в графе 3 - налоговые вычеты - 30 000 руб.;
- в графе 4 - ранее исчисленную сумму налога - 50 509,8 руб.;
- в графе 5 - сумму налога, ранее принятую к вычету и подлежащую восстановлению, - 30 000 руб.;
- по строке 010 - сумму налога, исчисленную к уменьшению по данному разделу, - 50 509,8 руб. (30 000 + 50 509,8 - 30 000).
А.Н. Лозовая,
ведущий советник отдела косвенных налогов
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
"Российский налоговый курьер", N 1-2, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99