Контрабанда культурных ценностей как экономическое преступление
Культурные ценности сопровождают человечество с незапамятных времен. Каждая эпоха оставляет следы своего существования во многом благодаря составлявшим основу ее культуры материальным предметам. И поскольку значимость многих из них со временем многократно увеличивается, постепенно к культурным ценностям стали относиться не только как к объектам, имеющим историческое, эстетическое и художественное значение, но и как к товару, обладающему рыночной стоимостью, как к выгодному вложению инвестиций.
В настоящее время в обороте мирового арт-рынка задействованы астрономические суммы: если в 2002 г. общий его объем составил 26,7 млрд. евро, то в 2006 г. эта сумма выросла до 43,3 млрд. евро. С 2002 по 2006 г. продажи на данном рынке выросли на 95% от оборота в стоимостном выражении и на 24% по количеству сделок*(1).
Крупнейшей площадкой в структуре мирового арт-рынка являются США - на их долю приходится 46% всего оборота, составляющего почти 20 млрд. евро. Второй большой зоной арт-бизнеса стала Европа, где безоговорочно доминирует Великобритания, а следующие позиции занимают Франция и Германия.
Исследовать российский арт-рынок довольно сложно, поскольку по сравнению с американским и европейским он крайне мал и в основном находится в тени. Тем не менее он активно развивается. Так, в 2004 и 2005 гг. было зафиксировано увеличение объема импорта в Россию культурных ценностей - согласно официальным данным он составил соответственно 6,6 млн. и 12,2 млн. евро, что многие исследователи связали с отменой в 2004 г. 18-процентной пошлины на ввоз культурных ценностей частными лицами. Наибольший объем экспорта зафиксирован в 2002 г. - 6,5 млн. евро*(2).
Предметы русского искусства на крупнейших аукционах котируются довольно высоко. В 2003 г. всемирно известный аукционный дом "Сотбис" продал предметов русского искусства и антиквариата на общую сумму 19,5 млн. долл. США, что в шесть раз больше, чем в 1993 г.*(3), а в 2008 г. - уже на общую сумму в 21,1 млн. ф. ст.*(4) Вице-президент "Сотбис" С. Бейкерман в связи с этим отмечал: "Русское искусство вновь нарасхват. Причин несколько: новое признание русских мастеров на Западе, их участившиеся выставки и, безусловно, растущий интерес со стороны обеспеченных русских к родному искусству"*(5).
Надлежащий оборот культурных ценностей предполагает их охрану от преступных посягательств, угроза которых сохраняется во все времена и во всех странах. К сожалению, Россия в этом смысле не является исключением.
Криминогенная ситуация в Российской Федерации применительно к преступлениям, посягающим на культурные ценности, вызывает существенную тревогу. Точную сумму похищаемых в стране за год культурных ценностей указать сложно, хотя, по некоторым данным, она составляет около 4 млрд. долл. США (нам эта цифра представляется существенно завышенной, полагаем, скорее она определяет мировой ущерб). В розыске находятся более 45 тыс. произведений искусства, ежемесячно этот список пополняется еще на 2 тыс. предметов*(6). Следует заметить, что приведенные данные лишь приблизительно отражают реальность*(7).
Упраздненная ныне Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) даже создала специальную электронную регистрационно-поисковую автоматизированную систему регистрации похищенных и утраченных культурных ценностей (ЭРПАС) и каталоги орденов, медалей, художественных произведений, книг, представляющих культурную ценность и находящихся в розыске*(8).
В России к 2001 г. было выявлено более 200 преступных организаций, занимающихся контрабандой культурных ценностей. В странах Западной Европы, по оперативным данным МВД России и Федеральной таможенной службы, действуют 40 организованных групп контрабандистов, специализирующихся на вывозе культурных ценностей из России*(9).
Уголовный кодекс РФ содержит ряд статей, в которых культурные ценности названы в качестве предмета преступления: ст. 164 ("Хищение предметов и документов, имеющих особую ценность"); ч. 2 ст. 188, устанавливающая ответственность за контрабанду, в том числе культурных ценностей; ст. 190 ("Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран"); ст. 243 ("Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры"). Контрабанда культурных ценностей рассматривается как особое преступление не случайно: именно этим путем российские культурные ценности переправляются за рубеж, и многие из них безвозвратно утеряны для России.
Удовлетворить спрос на предметы русского искусства за рубежом только за счет ценностей, находящихся за границей на законных основаниях, крайне сложно. Поэтому российские компетентные органы изучают предложения зарубежных выставок и аукционов, и небезрезультатно: там часто встречаются ценности, вывезенные с территории нашей страны контрабандным путем. В частности, в 2006 г. с аукциона "Сотбис" были сняты 17 лотов, представлявших собой высшие советские ордена, незаконно вывезенные за рубеж. Среди них были и награды легендарного героя Великой Отечественной войны, трижды героя Советского Союза И. Кожедуба*(10).
В таблице 1 приведена статистика совершения и раскрытия преступлений, предусмотренных ст. 188 УК РФ, в 1997-2010 гг.
Таблица 1
Год | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Совершено преступлений по ст. 188 УК РФ | 3375 | 3525 | 3982 | 4371 | 3860 | 3498 | 3752 | 3612 | 4390 | 6926 | 6983 | 7986 | 8506 | 4988 |
Количество выявленных лиц, совершивших преступление | 1778 | 1654 | 1784 | 1662 | 1293 | 1025 | 1012 | 1194 | 1330 | 1943 | 2222 | 2329 | 2482 | 1901 |
Сложно дать криминологическую характеристику контрабанде именно культурных ценностей, поскольку в общей массе совершенных преступлений количество посягательств, связанных с незаконным перемещением культурных ценностей через таможенную границу, ни в одном статистическом сборнике не выделяется*(11). Тем не менее приведем некоторые данные, касающиеся задержания таможенными и пограничными органами культурных ценностей при попытке их контрабандного вывоза за пределы Российской Федерации в 1992-2004 гг. (см. табл. 2).
Таблица 2*(12)
Год | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 1-е полугодие 2004 |
Примерное количество задержанных предметов (шт.) | 5000 | 4530 | 7570 | 3000 | 7700 | 7000 | 7450 | 7000 | 2700 | 6000 | 1430 | 8980 | 3730 |
В данном контексте интересны результаты исследования, проведенного Д.И. Богдановым. Иерархия предметов контрабанды и иных таможенных преступлений по оконченным уголовным делам такова (приводим первые три позиции): наркотические средства и психотропные вещества - 47%; стратегически важные сырьевые товары - 33%; художественные, исторические, археологические ценности - 18%*(13). При этом, по словам бывшего председателя Государственного таможенного комитета РФ А.С. Круглова, "первое место среди задержанных предметов составляют исторические и культурные ценности..."*(14).
Контрабанда провоцирует совершение таких преступлений, как кражи, грабежи, разбои. Многие культурные ценности похищаются в целях их последующих вывоза и реализации: чем большую культурную ценность представляет предмет искусства, тем выше вероятность его контрабандного вывоза за рубеж*(15).
Предметами контрабанды выступают иконы, картины, книги, рукописи, украшения, церковная утварь, ордена и медали, музыкальные инструменты, оружие, посуда. В последнее время резко активизировался контрабандный вывоз предметов палеонтологии и минералогии.
Латентность контрабанды культурных ценностей чрезвычайно высока. Таможенными органами выявляется не более 10% всех совершаемых преступлений*(16). Примечательно, что такую же долю контрабанды культурных ценностей (10%) выявляют и белорусские таможенники*(17). Аналогичную картину рисуют и другие исследователи, отмечающие, что процесс раскрываемости контрабанды составляет 6-10%. Принято считать, что это характерно для всех видов контрабанды. Однако специфика культурных ценностей как предмета незаконного перемещения через таможенную границу в некоторых регионах допускает еще более низкий порог раскрываемости: так, на Дальнем Востоке этот показатель не достигает и 1%*(18).
Упомянутые статьи о преступлениях в отношении культурных ценностей содержат не совпадающие между собой определения предмета посягательства; лишь в статье о контрабанде содержится обобщающий термин - "культурные ценности". Помимо этого, данные преступления упоминаются в различных главах и разделах УК РФ. В частности, нормы о контрабанде помещены законодателем в главу 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" раздела VIII "Преступления в сфере экономики", что характеризует ее как экономическое преступление, хотя исследователи уже неоднократно высказывались за создание специальной главы в УК РФ, объединяющей преступления против культурных ценностей, включая и их контрабанду, поскольку посягают все эти деяния на единый объект - общественные отношения по поводу создания, воссоздания, использования, владения, распоряжения, сохранения, популяризации и пропаганды культурных ценностей (как движимых, так и недвижимых)*(19).
Тем не менее в России это преступление пока считается деянием в сфере экономической деятельности; такого же подхода придерживаются уголовные законодательства других стран. Так, УК КНР (глава III) относит контрабанду к преступлениям, посягающим на стабильность экономики (в данном случае социалистической). Ответственность за контрабанду установлена в ст. 151-157 специального параграфа "Контрабанда", а контрабанда культурных ценностей квалифицируется по ч. 2 ст. 151 УК КНР.
Учитывая расположение ст. 188 в действующем УК РФ, можно констатировать, что видовым объектом контрабанды будет установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг*(20). Систематизация преступлений в сфере экономической деятельности, проведенная Б.В. Волженкиным, позволяет отнести контрабанду, включая контрабанду культурных ценностей, к преступлениям против установленного порядка внешнеэкономической деятельности (таможенным преступлениям)*(21). Таким образом, контрабанда культурных ценностей как преступление в сфере экономической деятельности посягает на установленный порядок внешнеэкономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления культурных ценностей и связанных с ними услуг (музеефикация, экспонирование и т.д.), поскольку культурные ценности представляют интерес с позиций коммерческого оборота как предметы арт-рынка.
Контрабанда культурных ценностей имеет особенности, отличающие ее как от иных преступлений, посягающих на культурные ценности, так и от простой, "товарной" контрабанды. Рассмотрим эти различия более подробно.
1. Предметом рассматриваемой контрабанды являются культурные ценности. В нормативных актах, регулирующих отношения по поводу культурных ценностей, при определении последних используется так называемый перечневый способ - законодатель называет предметы, относящиеся к указанной категории, но обобщенного определения им не дает. При этом в правовой науке существует достаточное количество определений культурных ценностей, которые нет смысла приводить в данной статье.
Предметом контрабанды являются движимые культурные ценности, перечень которых приводится в таких отечественных нормативных актах, как Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей", приказ Россвязьохранкультуры от 14 марта 2008 г. N 117, которым утвержден перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Помимо отечественных нормативных актов перечень культурных ценностей можно найти в ратифицированных Россией (СССР) Гаагской конвенции от 15 мая 1954 г. "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта" и Конвенции ЮНЕСКО от 14 ноября 1970 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности", однако к их текстам мы можем обращаться лишь опосредованно, через соответствующие внутренние акты.
Если предметом контрабанды становится культурная ценность, то квалификация содеянного будет производиться по ч. 2 ст. 188 УК РФ независимо от стоимости контрабандно провозимых ценностей. Так, в соответствии с распоряжением Государственного таможенного комитета РФ от 4 марта 1998 г. N 01-14/25 Московской западной таможней был передан Центральному музею Вооруженных Сил (г. Москва) обращенный в федеральную собственность офицерский кортик. Он был признан имеющим историческую ценность, хотя и оценен всего в 870 руб.*(22)
В другом примере - по делу Н., осужденного за контрабанду культурных ценностей, - экспертизой было установлено, что денежная стоимость перевозимых им предметов невысока: не превышает 500 долл. США. Тем не менее квалификация действий Н. по ч. 2 ст. 188 УК РФ была признана вышестоящей судебной инстанцией правильной, так как денежная стоимость контрабандно вывозимых культурных ценностей для квалификации деяния значения не имеет. Для их вывоза или ввоза предусмотрены специальные правила, специальный порядок перемещения*(23).
Аналогичный случай имел место в Воронеже. Во время таможенного досмотра перед авиарейсом "Воронеж-Мюнхен" была задержана гражданка Чили, у которой обнаружили орден Великой Отечественной войны, несколько советских медалей и государственные кредитные билеты начала прошлого века, которые были признаны культурными ценностями. В отношении чилийки было возбуждено уголовное дело по ст. 324 и 188 УК РФ, несмотря на то что общая стоимость культурных ценностей не превысила 950 руб.*(24)
Поскольку "простая" контрабанда уголовно наказуема, только если происходит перемещение предметов в крупном размере (свыше 1,5 млн. руб.), не исключены ситуации, когда за провозимую без декларирования небольшую икону, считающуюся семейной реликвией, но имеющую невысокую стоимость, лицу будет грозить реальное лишение свободы на срок до семи лет как за контрабанду культурных ценностей, в то время как незаконный вывоз каких-либо товаров на сумму, например, в 1 млн. 450 тыс. руб. уголовной ответственности не повлечет вовсе.
2. Предмет контрабанды культурных ценностей согласно действующему УК РФ не равнозначен предметам преступлений, рассмотренных в ст. 164, 190, 243 УК РФ. Например, преступление, предусмотренное ст. 164 УК РФ, совершается в отношении любых предметов, имеющих особую ценность, тогда как в качестве контрабанды культурных ценностей квалифицируется незаконный вывоз именно культурных ценностей, причем независимо от их стоимости. Эти нюансы нередко становятся причиной ошибок при квалификации деяний в правоприменительной практике.
Подтверждением данного тезиса может служить опыт применения ст. 164 УК РФ, в части, касающейся похищения орденов и медалей. Чаще всего похищаются ордена "Красной Звезды" и "Отечественной войны", медали "За отвагу", "За боевые заслуги", "За победу над Германией". Суды, рассматривая уголовные дела о хищениях указанных орденов и медалей, не соглашаются с квалификацией таких деяний по ст. 164 УК РФ, предложенной органами предварительного расследования, и в зависимости от способа хищения изменяют ее на кражу, мошенничество, разбой или иное преступление против собственности. Похищенные награды, конечно, имеют определенную культурную ценность, но не представляют особой ценности, поскольку являются массовыми и не характеризуются как уникальные, редкие, неповторимые. В частности, на основании данного обстоятельства судебная коллегия по уголовным делам Тамбовского областного суда отменила приговор районного суда в части осуждения обвиняемого по ст. 164 УК РФ за кражу ордена "Красной Звезды". В своем определении судебная коллегия указала, что данный орден имеет номер 1595893, что свидетельствует об отсутствии особой ценности предмета*(25).
В то же время согласно действовавшему ранее приложению N 1 к приказу Министерства культуры РФ от 21 июля 1999 г. N 528 "Об утверждении Перечня культурных ценностей, подпадающих под действие Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей" ордена и медали входили в состав культурных ценностей, подпадающих под действие указанного закона (п. 8). В новом приложении упоминается уже о старинных орденах и медалях.
Опрос следователей ОВД, неверно квалифицировавших хищение орденов и медалей по ст. 164 УК РФ, показал, что в своих решениях они руководствовались упомянутым приложением N 1 к приказу Министерства культуры РФ от 21 июля 1999 г. N 528. Более того, по этим уголовным делам была назначена экспертиза, признавшая похищенные ордена и медали культурными ценностями.
3. Изучение следственно-судебной практики по делам о контрабанде культурных ценностей, в том числе прекращенных уголовных дел, а также материалов об отказе в возбуждении уголовных дел показывает, что к ответственности за контрабанду культурных ценностей в нарушение ст. 5 УК РФ ("Принцип вины") привлекаются лица, умыслом которых не охватывались особые свойства перемещаемого через таможенную границу предмета, являющегося культурной ценностью, тогда как данное обстоятельство является обязательным условием привлечения к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 188 УК РФ. Прокуроры при рассмотрении такого рода дел занимали разные позиции: в одних случаях выносили постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления или о прекращении уголовного дела, поскольку отсутствовал прямой умысел на контрабандное перемещение через таможенную границу культурной ценности; в других случаях утверждали обвинительные заключения по уголовным делам и в дальнейшем поддерживали по ним государственное обвинение в суде*(26).
Так, при таможенном досмотре на железнодорожной станции в дорожной сумке, принадлежащей Т., сотрудниками таможни была обнаружена книга "О вкусной и здоровой пище" (М.: Пищепромиздат, 1952). Согласно заключению эксперта эта книга является культурной ценностью, а в отношении данной категории предметов установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации. Т. не задекларировал эту книгу, скрыл ее от таможенного контроля в нарушение требований ст. 123, 124 Таможенного кодекса РФ. По этому факту дознавателем таможни 9 августа 2005 г. было возбуждено уголовное дело. 22 декабря 2005 г. в отношении Т. было вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, мерой пресечения избрана подписка о невыезде. 27 декабря 2005 г. транспортный прокурор утвердил обвинительное заключение по факту совершения гражданином Т. преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ*(27).
В процессе предварительного следствия не было получено достаточно данных, подтверждающих прямой умысел Т. на перемещение через таможенную границу Российской Федерации именно культурной ценности. Как показал на допросах сам Т., он, гражданин Молдовы, регулярно выезжал на заработки в Москву. Подрабатывая на частной квартире в Москве, он выносил мусор и старые вещи, среди которых обнаружил злополучную книгу, которую хозяин хотел выбросить. Зная о том, что его жена увлекается кулинарией, Т. решил привезти ей эту книгу, не представляя, что она может иметь культурную ценность. Как видно из обстоятельств дела, обвиняемый не только не рассматривал книгу как предмет, представляющий культурную ценность, но и не предполагал, что она вообще имеет какую-нибудь материальную ценность. В рассматриваемом примере и следователь, и утвердивший обвинительное заключение прокурор подошли к делу формально: они основывали свои действия исключительно на выводе эксперта о том, что данная книга является культурной ценностью. При этом не было учтено, что книга выпущена большим тиражом и не является ни редкой, ни уникальной, поэтому Т. мог и не знать (и, судя по всему, не знал), что имеет дело с культурной ценностью*(28).
Отметим, что согласно действовавшему тогда приказу Министерства культуры РФ от 8 августа 2001 г. N 844 "Об уточнении порядка оформления документации на право вывоза культурных ценностей и предметов культурного назначения с территории Российской Федерации" и приложению N 1 к этому приказу, утверждавшему перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей", печатные издания, созданные более 50 лет назад, признавались культурными ценностями (ныне эта возрастная граница составляет 100 лет).
Таким же образом поступил Володарский районный суд г. Брянска, признав виновным Н. по ч. 2 ст. 188 УК РФ (он был обвинен контрабанде двух икон, относящихся, согласно заключению экспертизы, к культурным ценностям). В ходе судебного следствия Н. пояснил, что данные иконы являются семейной реликвией, передавались из поколения в поколение и он считал их ценными только для своей семьи*(29).
Приведем пример из другой категории судебных решений.
3 октября 2003 г. в ходе таможенного контроля у П., следовавшей из Российской Федерации на Украину в рейсовом автобусе, в рюкзаке была обнаружена икона с изображением святого старца и святых. В п. 3.4 таможенной декларации П. указала, что при ней отсутствуют предметы старины и искусства (в настоящее время формулировка данного пункта декларации изменена: вместо предметов старины и искусства там значатся культурные ценности)*(30). 4 октября 2003 г. ведущим таможенным инспектором по этому факту было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении П. по ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно экспертному заключению территориального управления Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей в г. Воронеже от 7 октября 2003 г. N 114/2, не задекларированный П. предмет является иконкой "Св. Николай Чудотворец", "не представляющей художественной и научной значимости, так как является образцом дешевой массовой продукции конца XIX - начала XX вв., не является редкой и уникальной"; а далее сказано, что иконка "Св. Николай Чудотворец" подпадает под действие Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и имеет культурно-историческую ценность как предмет культа отечественной религиозной культуры*(31).
С учетом выводов эксперта можно утверждать, что человек, не обладающий специальными познаниями, вряд ли может правильно оценить законность перемещения через границу данного предмета.
14 октября 2003 г. было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела в отношении П., которое вместе с материалами проверки поступило в транспортную прокуратуру для решения вопроса о получении согласия для возбуждения уголовного дела. Транспортный прокурор такого согласия не дал в связи с отсутствием в действиях П. состава преступления, а именно субъективной стороны в составе контрабанды культурной ценности. В постановлении прокурора отмечено: само изделие имеет малые размеры: 5,8 х 5,3 х 0,4 см; металл не драгоценный; отливка низкого качества; какие-либо цифровые или иные обозначения, указывающие на дату изготовления, отсутствуют. В постановлении прокурор сослался на показания П. о том, что иконку получила от матери, она находится при ней постоянно, дорога как талисман, подарок матери и не ассоциируется с культурной, исторической ценностью*(32).
Примечательно в данном контексте еще одно решение упоминавшегося Володарского суда г. Брянска. Гражданин Д. (священнослужитель), следуя пассажирским поездом N 79 из России на Украину, переместил через таможенную границу Российской Федерации, не задекларировав, четыре старинные церковные книги, напрестольный крест и ложку для причастия, признанные культурными ценностями. Володарским районным судом г. Брянска Д. был оправдан. В обоснование своего решения суд указал, что Д. не имел умысла на совершение преступления, поскольку "последний, являясь священнослужителем, выезжал временно на территорию Украины для осуществления церковного обряда, и с этой целью взял с собой четыре книги, крест и ложку для причастия... Умыслом Д. даже в общей форме не охватывалось, что имеющееся у него предметы представляют собой культурную ценность, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу"*(33).
4. Контрабанду необходимо отличать от невозвращения на территорию Российской Федерации временно вывезенных культурных ценностей, которые должны быть ввезены обратно по истечении определенного срока (ст. 190 УК РФ). Если при контрабанде вывоз культурных ценностей с территории России происходит незаконно и лицо не имеет разрешения на вывоз этих ценностей, то во втором случае ценности покидают территорию России на совершенно законных основаниях.
Деяние, которое определяется уголовным законом как самостоятельное и выделяется в самостоятельный состав, бланкетным законодательством расценивалось и продолжает расцениваться как форма другого преступления.
Статья 219 действовавшего до 1 января 2004 г. ТК РФ гласила: "Контрабандой признается также невозвращение на таможенную территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным"*(34).
В Законе РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (п. 1 ст. 56) описаны незаконный вывоз и незаконный ввоз культурных ценностей как вывоз и ввоз культурных ценностей, осуществленные с нарушением правил, установленных Законом РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и таможенным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 56 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей квалифицируются как контрабанда и наказываются в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об административных нарушениях.
Статья 57 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" предусматривает, что невозвращение временно вывезенных культурных ценностей в срок, установленный в договоре об их возврате, рассматривается как незаконный вывоз культурных ценностей и наказывается в соответствии с п. 2 ст. 56 того же закона, т.е. квалифицироваться это преступление будет как контрабанда.
В данном случае имеет место межотраслевая правовая коллизия, которую следует устранить посредством внесения изменений в позитивное законодательство, поскольку при взаимном противоречии нормы УК РФ и норм других областей законодательства уголовно-правовая норма должна одержать верх*(35). Как известно, УК РФ в ст. 8 устанавливает в качестве единственного основания уголовной ответственности совершение лицом деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. Если лицо совершает деяние, которое содержит все признаки состава преступления по ст. 190 УК РФ, то применяться будет именно эта статья, а не какая-то иная. Новые законы, устанавливающие уголовную ответственность, должны быть согласованы с УК РФ. Отнесение того или иного деяния к категории преступлений является исключительной прерогативой УК РФ.
По понятным причинам осветить все проблемы контрабанды культурных ценностей в рамках одной публикации не представляется возможным, однако надеемся, что те из них, которые были затронуты в настоящей статье, станут поводом для дискуссий среди всех заинтересованных специалистов.
Список литературы
1. Арт-бизнес без России // Независимая газета. 2008. 4 апреля.
2. Богданов Д.И. Уголовно-правовые меры противодействия контрабанде: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
3. Васильева В. Игры с прекрасным // Forbes. 2004. Май.
4. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб., 2007.
5. Давлетшина О.В. Криминальный рынок культурных ценностей и борьба с ним в Южном федеральном округе // Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью. М., 2001.
6. Дьяков В.И., Дьяков И.В., Левданская Н.А. и др. Культурные ценности глазами таможенника. Владивосток, 2004.
7. Клебанов Л.Р. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей. М., 2011.
8. Мартыненко И.Э. Контрабанда историко-культурных ценностей // Адвокатская практика. 2002. N 1.
9. Мацкевич И.М., Кутяева О.А. Уголовно-правовой и криминологический анализ основных составов преступлений, посягающих на предметы и документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность // Прокурорская и следственная практика. 2003. N 3-4.
10. Миронова Е.А. О предупреждении контрабанды культурных ценностей в уголовном судопроизводстве // Проблемы предупреждения хищений и контрабанды культурных ценностей: Сборник материалов межвед. науч.-практ. семинара / Под ред. Т.А. Дикановой. М., 2007.
11. Незнамова З.А. Коллизии в уголовном праве: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1995.
12. Приданов С.А., Щерба С.П. Преступления, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование. М., 2002.
13. Суворова Л. Сувенир "За отвагу". Американской аспирантке грозит срок за контрабанду советских наград // Российская газета (Черноземье). 2007. 29 августа.
14. Фалалеев М. Орден с родословной // Российская газета. 2008. 20 мая.
15. Фомичев С.А. Борьба с контрабандой культурных ценностей / Отв. ред. А.И. Чучаев. Калуга, 2005.
16. Фомичев С.А. Контрабанда культурных ценностей: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
Л.Р. Клебанов,
кандидат юридических наук, доцент,
старший научный сотрудник сектора уголовного права
и криминологии Института государства и права РАН
"Законодательство", N 1, январь 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Арт-бизнес без России // Независимая газета. 2008. 4 апреля // http://antrakt.ng.ru/antiquare/2008-04-04/21_artbusiness.html
*(2) Там же.
*(3) См.: Васильева В. Игры с прекрасным // Forbes. 2004. Май. С. 102.
*(4) См.: Арт-бизнес без России.
*(5) См.: Васильева В. Указ соч.
*(6) См.: Мацкевич И.М., Кутяева О.А. Уголовно-правовой и криминологический анализ основных составов преступлений, посягающих на предметы и документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность // Прокурорская и следственная практика. 2003. N 3-4. С. 124.
*(7) В разных источниках данные существенно отличаются друг от друга. Так, авторы работы "Культурные ценности глазами таможенника", ссылаясь на Гохран, утверждают, что в международном розыске находится не менее 500 тыс. (!) отечественных произведений искусства, предметов археологии, монет и более 2 млн. уникальных книг (см.: Дьяков В.И., Дьяков И.В., Левданская Н.А. и др. Культурные ценности глазами таможенника. Владивосток, 2004. С. 8).
*(8) См.: www.rosochrancult.ru/projects/investigation/detail.php.?ID=69210.
*(9) См.: Давлетшина О.В. Криминальный рынок культурных ценностей и борьба с ним в Южном федеральном округе // Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью. М., 2001. С. 86.
*(10) См.: Фалалеев М. Орден с родословной // Российская газета. 2008. 20 мая.
*(11) См.: Мацкевич И.М., Кутяева О.А. Указ. соч. С. 125.
*(12) Цит. по: Мартыненко И.Э. Контрабанда историко-культурных ценностей // Адвокатская практика. 2002. N 1. С. 34 (источник ссылается на данные Главного управления по борьбе с контрабандой Государственного таможенного комитета Российской Федерации). Отметим, что согласно другим данным в 2004 г. было изъято свыше 1400 предметов, имеющих историческую или культурную ценность (БВС РФ. 2008. N 8).
*(13) См.: Богданов Д.И. Уголовно-правовые меры противодействия контрабанде: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., С. 19.
*(14) См.: Дьяков В.И., Дьяков И.В., Левданская Н.А. и др. Указ. соч. С. 7.
*(15) См.: Приданов С.А., Щерба С.П. Преступления, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование. М., 2002. С. 15.
*(16) См.: Фомичев С.А. Контрабанда культурных ценностей: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 29.
*(17) См.: Климович Р. Россия и Беларусь будут вместе охранять культурные ценности // http://www.rg.ru/2005/10/06/tamognya.html.
*(18) См.: Дьяков В.И., Дьяков И.В., Левданская Н.А. и др. Указ. соч. С. 8-9.
*(19) См., напр.: Клебанов Л.Р. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей. М., 2011. С. 167.
*(20) См.: Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб., 2007. С. 76-77.
*(21) Там же. С. 86.
*(22) См.: материалы архива Государственного таможенного комитета РФ за 1998 г. Цит. по: Фомичев С.А. Борьба с контрабандой культурных ценностей / Отв. ред. А.И. Чучаев. Калуга, 2005. С. 81.
*(23) БВС РФ. 2007. N 12. С. 16-17.
*(24) См.: Суворова Л. Сувенир "За отвагу". Американской аспирантке грозит срок за контрабанду советских наград // Российская газета (Черноземье). 2007. 29 августа.
*(25) Архив Тамбовского областного суда за 2004 г. Дело N 22-342.
*(26) См. об этом: Миронова Е.А. О предупреждении контрабанды культурных ценностей в уголовном судопроизводстве // Проблемы предупреждения хищений и контрабанды культурных ценностей: Сборник материалов межвед. науч.-практ. семинара / Под ред. Т.А. Дикановой. М., 2007. С. 133.
*(27) Там же. С. 133-134.
*(28) Там же. С. 134.
*(29) Архив Володарского районного суда г. Брянска. Дело N 1-35/2007.
*(30) См.: Зыкова Т. "Культурная" графа // Российская газета. 2008. 23 января.
*(31) См.: Миронова Е.А. Указ. соч. С. 135.
*(32) См.: Там же. С. 136.
*(33) Архив Володарского районного суда г. Брянска. Дело N 1-6/2005.
*(34) См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 31. Ст. 12.
*(35) См.: Незнамова З.А. Коллизии в уголовном праве: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1995. С. 8.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Контрабанда культурных ценностей как экономическое преступление
Автор
Л.Р. Клебанов - кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора уголовного права и криминологии Института государства и права РАН
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2012, N 1