О санкциях за нарушения при перевозках большегрузов
Казалось бы, совсем недавно на страницах журнала освещались новшества правового регулирования передвижения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т*(1), введенные Федеральным законом от 06.04.2011 N 68-ФЗ. Сегодня мы решили обратиться к перевозкам "обычных" крупногабаритных и тяжеловесных грузов и рассказать читателям, какая же ответственность введена для нарушителей не так давно принятым Федеральным законом от 06.11.2011 N 296-ФЗ (далее - Закон N 296-ФЗ).
Что было?
Административная ответственность за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов прописана в ст. 12.21.1 КоАП РФ, состоящей из четырех частей. В них предусмотрена ответственность за следующие виды нарушений:
- перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения;
- перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 см;
- перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15%;
- нарушение перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за исключением случаев, предусмотренных в ч. 1-3 ст. 12.21.1.
Штрафы установлены для водителей, должностных лиц, ответственных за перевозку, юридических лиц. Закон N 296-ФЗ размеры штрафов не изменил, но внес уточнения и дополнения в перечень оснований привлечения к ответственности за нарушения при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Что стало?
Закон N 296-ФЗ внес в ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ поправки, согласно которым снижен барьер превышения максимальной массы (нагрузки на ось). Штрафом будет караться избыточная масса, начиная не с 15%, а уже с 5% перегруза. С одной стороны, это минус для перевозчика - придется уменьшить максимально перевозимую массу груза, увеличить количество рейсов и, вероятно, уменьшится прибыль. С другой стороны, есть и плюс, ведь более жесткое ограничение превышения максимальной массы уменьшит износ самого автомобиля (колес, двигателя, трансмиссии и пр.). Уменьшится и вред, наносимый дорожному покрытию.
Напомним штрафные санкции за перегруз транспортного средства, они остались без изменений: на водителя - от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от 10 тыс. до 15 тыс. руб.; на юридических лиц - от 250 тыс. до 400 тыс. руб.
Комментируемый закон вводит также две новых нормы в ст. 12.21.1 КоАП РФ - ч. 3.1 и 5. В частности, предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, наказывается штрафом. На граждан он налагается в размере 5 тыс. руб., на предпринимателей - от 10 тыс. до 15 тыс. руб., на юридических лиц - от 250 тыс. до 400 тыс. руб. Тем самым с перевозчика снимается ответственность за нарушения перевозки груза по массе, виновником которых является грузоотправитель, давший недостоверные сведения перевозчику. Другим нововведением можно считать штраф за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких ТС осуществляется без специального разрешения. Ответственность предусмотрена для водителя, проигнорировавшего дорожный знак. Сумма штрафа - от 2 до 2,5 тыс. руб. Отметим, санкции касаются всех грузоперевозчиков, поскольку практика показывает, что иногда крупногабаритные и тяжеловесные грузы перевозит тот, кто не имеет соответствующего разрешения. Введенный штраф сократит количество таких нарушений.
Штрафы по договорным обязательствам
Наряду с изменениями и дополнениями ст. 12.21.1 КоАП РФ внесены поправки в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта*(2). В нем сказано, что за отсутствие в транспортной накладной особых отметок или указания необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за искажение сведений о свойствах груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере 20% провозной платы. Согласно уточнению Закона N 296-ФЗ к сведениям о грузе, которые могут быть искажены отправителем, относятся данные о массе, габаритах, состоянии и степени опасности перевозимого груза. Если что-то из перечисленного грузоотправитель указал неверно, перевозчик вправе потребовать с него уплаты штрафных санкций в размере пятой части провозной платы. При этом уплата указанного штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями. Например, ущерб может быть нанесен другому участнику дорожного движения или же подвеске транспортного средства перевозчика. Что касается штрафов за нарушение правил, то, как указано выше, за недостоверные сведения о массе и габаритах груза отвечать придется грузоотправителю.
Закон N 296-ФЗ официально опубликован и вступил в силу с ноября 2011 года. Поэтому все его положения уже применяются к перевозчикам и грузоотправителям. Напомним, что правила и требования к перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов перечислены в нескольких правовых актах:
- Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности*(3) (ст. 31 "Движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов");
- Правила дорожного движения Российской Федерации*(4) (разд. 23 "Перевозка грузов");
- Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов*(5).
Во избежание штрафных санкций рекомендуем всем лицам, имеющим дело с перевозками крупногабаритных и тяжеловесных грузов, проверить свои знания и уделить внимание наиболее важным требованиям вышеперечисленных правовых документов.
С.Н. Гордеева,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья С.Н. Гордеевой "На заметку владельцам большегрузного транспорта", N 5, 2011.
*(2) Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
*(3) Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
*(4) Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
*(5) Утверждена Минтрансом 27.05.1996.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"