Госпошлина за регистрацию ТС
Поводом для написания данной статьи послужил ряд разъяснений финансового ведомства, касающихся уплаты госпошлины при совершении регистрационных действий с транспортными средствами (письма от 17.11.2011 N 03-05-06-03/88, от 08.11.2011 N 03-05-05-03/36, от 23.11.2011 N 03-05-04-03/83, от 24.08.2011 N 03-05-06-03/69). Разъяснения по сути разные, но связаны с одним вопросом - размером пошлины. Предприятия и предприниматели при регистрации (перерегистрации, снятии с учета) авто уплачивают государственную пошлину на общих основаниях, потому разъяснения чиновников будут небезынтересны нашим читателям.
Пошлина за перерегистрацию ТС
Чтобы понять, в чем состоят нюансы перерегистрации авто, напомним порядок первоначальной постановки на учет транспортного средства. На зарегистрированные ТС выдаются (п. 40 Правил регистрации автотранспортных средств*(1)):
- свидетельство о регистрации ТС, соответствующее утвержденному образцу, - в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД;
- паспорт ТС - в порядке, предусмотренном Правилами регистрации автотранспортных средств и Административным регламентом по регистрации автомототранспортных средств*(2);
- регистрационные знаки, соответствующие государственным стандартам РФ, - в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД.
За государственную регистрацию ТС и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей на автомобили регистрационных знаков (в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность), уплачивается государственная пошлина в размере 1 500 руб.; за выдачу паспорта транспортного средства (в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность) - 500 руб.; за выдачу свидетельства о регистрации ТС (в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность) - 300 руб. (пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Если все перечисленные суммы сложить, получится, что за комплекс юридически значимых действий по постановке на учет нового автомобиля придется заплатить 2 300 руб. (1 500 + 500 + 300).
К сведению. В целях гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
При покупке транспортного средства с пробегом на нем уже стоит государственный номерной знак. Новый собственник вправе написать заявление на сохранение за ТС ранее присвоенные государственных регистрационных знаков, соответствующие требованиям госстандартов РФ (п. 6 Правил регистрации автотранспортных средств). Так сделать не получится, только если прежний и новый собственники зарегистрированы на территории различных регионов, то есть в данном случае номерные знаки придется менять.
При совершении регистрационных действий, связанных с изменением сведений о собственнике, проживающем в том же субъекте РФ, что и прежний, в связи с переходом к нему права собственности на транспортное средство с сохранением ранее выданного на него государственного регистрационного знака, должна уплачиваться государственная пошлина за выдачу свидетельства о регистрации ТС, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, а при необходимости выдачи ПТС и за его выдачу, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность. Об этом сказано в Письме от 17.11.2011 N 03-05-06-03/88. Из него следует, что при перерегистрации авто на нового собственника без замены государственных номеров на ТС госпошлина включает плату за выдачу нового свидетельства о регистрации (300 руб.) и за выдачу ПТС (500 руб.). Однако последний из названных платежей можно уменьшить, если не получать новый ПТС, а просто внести в прежний изменения, указав сведения о новом владельце автомобиля. Допускают данный вариант и финансисты. Если при совершении регистрационных действий, связанных с изменением сведений о собственнике транспортного средства, вносятся изменения в ранее выданный паспорт ТС, то за совершение указанных действий должна уплачиваться государственная пошлина в размере 200 руб. (пп. 38 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 19.05.2011 N 03-05-04-03/31).
Подведем небольшой итог. При перерегистрации ТС новый собственник может уменьшить свои расходы с 2 300 руб. до 500 руб., если оставит на автомобиле его государственные номера и воспользуется ПТС прежнего владельца, оплатив внесение в него изменений. Если же так сделать не удастся в силу тех или иных причин, за перерегистрацию придется заплатить как за обычную регистрацию, включая оплату новых госномеров, свидетельства о регистрации и ПТС.
На заметку. Если государственные номера на автомобиль устанавливаются с другого авто, пусть даже принадлежащего ранее другому владельцу, то госпошлина за установку (выдачу) таких знаков должна уплачиваться в общем порядке (1 500 руб.), поскольку она уплачивается за совершение юридически значимых действий, связанных с выдачей документов (знаков), а не за их изготовление (Письмо Минфина РФ от 24.08.2011 N 03-05-06-03/69).
Платежи за временную регистрацию
О размере государственной пошлины, подлежащей уплате за временную регистрацию ранее зарегистрированных ТС по месту их пребывания, включая выдачу свидетельства о данной регистрации и регистрационных знаков, финансисты высказались в Письме от 23.11.2011 N 03-05-04-03/83. Временная регистрация транспортного средства имеет место в различных ситуациях, например, при обновлении автопарка на условиях договора лизинга. Такая регистрация на имя лица, эксплуатирующего авто по месту пребывания, производится с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства и регистрационных знаков на срок, указанный в заявлении, не превышающий срока действия доверенности, договора либо иных документов, предусмотренных законодательством. На основании заявлений собственников или владельцев транспортных средств допускается временная регистрация ТС, зарегистрированных на территории РФ, без выдачи регистрационных знаков с указанием в свидетельствах о регистрации ТС регистрационных знаков, выданных при их постановке на учет. С учетом изложенного за временную регистрацию ранее зарегистрированных ТС по месту их пребывания, включая выдачу свидетельства о регистрации, должна уплачиваться государственная пошлина в размере 200 руб. (пп. 37 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Что касается уплаты государственной пошлины, предусмотренной абз. 5 пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (300 руб. за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность), данная норма распространяется на совершение регистрационных действий, связанных с первичной регистрацией ТС. Для оплаты временной регистрации ТС, уже поставленного на учет в другом месте, предусмотрена своя такса - 200, а не 300 руб. Экономия (100 руб.) несущественна, но здесь главное не сумма, а принцип - платить ровно столько, сколько предусмотрено законом.
Регистрация самоходной техники
На первый взгляд, размеры государственной пошлины, установленные в пп. 36-39 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, относятся к постановке на учет ТС в органах ГИББД. Но один из владельцев самоходных машин и других видов техники решил уточнить, распространяется ли на такие ТС действие указанных норм налогового законодательства. В Письме Минфина РФ от 08.11.2011 N 03-05-05-03/36 фактически дан утвердительный ответ.
Чиновники напомнили, что государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательством, за совершением юридически значимых действий. Органы ГИБДД, как и специализированная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, относятся к государственным органам. Размеры же госпошлины определяются видом юридических значимых действий, за которые уплачивается пошлина, но не зависят от государственного органа, должностные лица которого выполняют соответствующие значимые действия.
Проще говоря, при постановке ТС (самоходной машины) на учет в органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники уплачивается госпошлина в тех же размерах, что и при регистрации авто в органах ГИБДД для допуска к участию в дорожном движении. Подается заявление о совершении регистрационных действий, в результате которых вносятся изменения в паспорт транспортного средства, и за совершение указанных действий уплачивается все та же государственная пошлина - 200 руб. (пп. 38 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Причем если согласно заявлению в паспорт самоходной машины нужно внести несколько изменений регистрационных данных, госпошлина, установленная пп. 38 п. 1 ст. 333.33, должна уплачиваться опять-таки в размере 200 руб., как за совершение одного юридически значимого действия.
В разъяснении первоначально был задан вопрос о размере пошлины, уплачиваемой за снятие бульдозера с учета в инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. Непосредственно за снятие с учета платить не требуется, но есть сбор за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, в котором как раз и ставятся отметки о снятии с учета самоходной машины. Значит, правомерна отсылка к пп. 38 п. 1 ст. 333.33 НК РФ для определения размера государственной пошлины при снятии ТС с учета.
К сведению. Сборы за проведение государственного технического осмотра самоходных машин и других видов техники, за оценку их технического состояния и определение остаточного ресурса не относятся к госпошлине, а являются неналоговыми доходами региональных бюджетов.
Учет и налогообложение
При отражении в учете платежей за регистрацию (перерегистрацию) транспортных средств основной вопрос, на который нужно ответить бухгалтеру, - включать или нет эти платежи в первоначальную стоимость ТС. Первое, что приходит в голову, - уплачиваемые государственные пошлины за получение номеров, свидетельства о регистрации, ПТС являются фактическими затратами, связанными с приобретением авто и вводом его в эксплуатацию. Сторонники данной позиции отмечают, что, как правило, приобретение и регистрация автомобиля происходят почти одновременно и бухгалтер получает документы на автомобиль вместе с бумагами об уплате госпошлины за регистрацию. Но это, конечно, не основной аргумент. Более убедителен п. 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств". В нем сказано, что в сумму фактических затрат, включаемых в стоимость ОС, входит в том числе государственная пошлина, уплачиваемая в связи с приобретением объекта основных средств. Однако в отношении ТС госпошлина связана не с его приобретением (это имеет место при покупке объектов недвижимости), а с вводом его в эксплуатацию (получением права на участие в дорожном движении). Регистрация ТС как объектов движимого имущества нужна не в целях регистрации (возникновения, изменения, прекращения) вещных прав владельцев на них, а для допуска авто к участию в дорожном движении и обеспечения технического учета и контроля за эксплуатацией ТС на территории РФ.
Вместе с тем при отсутствии ПТС, свидетельства о регистрации, государственных номеров транспортное средство не будет допущено к эксплуатации, а значит, перевозчик не получит доходов от его использования. Какое же тогда это ОС, если от него нет экономических выгод? Следовательно, госпошлина за регистрацию ТС является неотъемлемым платежом, который будет "покрываться" доходами в течение всего срока эксплуатации зарегистрированного ТС. Правда, суммы госпошлины по сравнению со стоимостью ТС незначительны, эффект от списания пошлин через амортизацию невелик. Но это уже вопрос целесообразности выбранного метода отражения операции, а не методологии бухгалтерского учета. Прежде, чем делать окончательный вывод в пользу включения госпошлины в стоимость ТС*(3), обратимся к другим правовым актам, например, к МСФО (IAS) 16 "Основные средства". В нем сказано, что стоимость объекта ОС включает любые затраты, прямо относимые на доставку актива в нужное место и приведение в состояние, обеспечивающее его функционирование в соответствии с намерениями руководства организации. С этих позиций уплату госпошлины при регистрации можно смело отнести к затратам, обеспечивающим функционирование (эксплуатацию) автомобиля как объекта ОС в соответствии с намерениями руководства транспортной организации.
Приходится констатировать, что в отраслевых документах - Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте*(4) и Инструкции по калькулированию себестоимости перевозок*(5) - ни слова не сказано о затратах транспортной организации на уплату госпошлины, но есть упоминание о расходах на государственную регистрацию ТС. Они включаются в себестоимость перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта как затраты на ввод в действие нового (поступившего на баланс предприятия) подвижного состава автомобильного транспорта. Если рассматривать формулировку в контексте вышеприведенных норм, то расходы на постановку транспортных средств на учет следует капитализировать в их стоимости, списываемой через амортизационные отчисления.
Для целей налогообложения первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (кроме НДС и акцизов). Уплата государственной пошлины за регистрацию ТС не относится к исключениям, поэтому данные расходы можно учесть в первоначальной стоимости авто, являющегося амортизируемым имуществом. Это поможет сблизить налогообложение с бухгалтерским учетом. Однако есть и другие варианты налогового учета расходов на постановку ТС на учет в органах ГИБДД.
Есть мнение, что такая регистрация не является доведением ТС до состояния пригодности для использования. Само по себе отсутствие либо наличие регистрации никак не влияет на готовность приобретенного авто к работе. С этой точки зрения, затраты на регистрацию не участвуют в формировании первоначальной стоимости транспортных средств и могут быть единовременно учтены при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (постановления ФАС УО от 19.01.2010 N Ф09-10766/09-С2, от 25.11.2008 N Ф09-8694/08-С3). Но эта позиция чревата налоговыми рисками.
Пример 1
Организация приобрела автомобиль, уплатив госпошлину за получение номерных знаков (1 500 руб.), оформление свидетельства о регистрации (300 руб.) и выдачу ПТС (500 руб.). Организация является плательщиком налога на прибыль, для расчета которого включила пошлину в стоимость данного амортизируемого имущества. Цена покупки автомобиля - 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.).
При выборе счета учета расчетов по оплате государственных пошлин за регистрацию нужно помнить, что пошлина относится к сборам, а для учета налогов и сборов предназначен счет 68 (см. Инструкцию по применению Плана счетов). Однако в отличие от налогов пошлина - не периодический, а разовый платеж, поэтому учет его вместе с налогами перегружает счет 68 информацией. Мы полагаем, можно для учета расчетов по госпошлине выбрать другой счет, например, 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражено приобретение автомобиля | 500 000 | ||
Отражен предъявленный при покупке НДС | 90 000 | ||
Показаны затраты на регистрацию автомобиля | 2 300 | ||
Поставленное на учет авто введено в эксплуатацию | 502 300 | ||
Оплачено приобретение автомобиля | 590 000 | ||
Оплачена регистрация транспортного средства | 2 300 |
Обратите внимание! Начало начисления амортизации по транспортному средству связано с датой ввода его в эксплуатацию, но не зависит напрямую от даты его постановки на учет в ГИБДД (Постановление ФАС МО от 07.09.2010 N КА-А40/10331-10). Тем не менее, если начать эксплуатировать ТС (например, самоходную машину), не зарегистрированное в органах Ростехнадзора, это станет основанием для предъявления претензий по обоснованности амортизации по таким ТС (Постановление ФАС ЗСО от 18.06.2010 N А27-19317/2009).
Рассмотренный выше порядок учета и налогообложения применяется к расходам на уплату государственных пошлин за регистрацию, связанную с первоначальной постановкой ТС на учет и вводом его в эксплуатацию в составе основного средства. Уплата госпошлин в иных ситуациях, например, за временную регистрацию авто в другом регионе, выдачу утраченных номерных знаков, ПТС, свидетельства о регистрации, снятие с учета авто, относится к текущим затратам как для целей бухгалтерского учета, так и с позиции налогообложения.
Пример 2
Организация решила снять с учета автомобиль в связи с его выбытием. Сбор за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, в котором проставлены отметки о снятии автомобиля с учета, составил 200 руб. Дополнительно был заплачен сбор за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств, изготовленных на бумажной основе (100 руб.).
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражено затраты на снятие автомобиля с учета* | 300 | ||
Уплачены госпошлины за регистрационные действия | 300 | ||
* Расходы на уплату государственной пошлины, связанной со снятием ТС с учета и его выбытием из участия в дорожном движении, можно считать прочими текущими затратами, если данная операция связана с выбытием автомобиля (при продаже, списании, ином выбытии). |
* * *
Подведем итог. Госпошлина может уплачиваться за различные юридически значимые действия, связанные с постановкой на учет ТС. Начальнику гаража или иному ответственному лицу нужно знать, за что она уплачивается, чтобы не переплатить. Бухгалтеру же остается работать со свершившимися операциями, отражая расходы на уплату госпошлины согласно методологии бухгалтерского учета и действующим правилам налогообложения.
Л.Г. Лукинова,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приведены в приложении 1 к Приказу МВД РФ от 24.11.2008 N 1001.
*(2) Приведен в приложении 2 к Приказу N 1001.
*(3) Такая позиция высказана в Письме Минфина РФ от 29.09.2009 N 03-05-05-04/61.
*(4) Утверждена Приказом Минтранса РФ от 24.06.2003 N 153.
*(5) Утверждена Минтрансом 29.08.1995.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"