Комментарий к Федеральному закону от 07.12.2011 N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральному закону от 06.12.2011 N 407-ФЗ "О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Внесены многочисленные поправки в уголовное законодательство, направленные на его либерализацию. Мы публикуем и комментируем Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 420-ФЗ), а также Федеральный закон от 06.12.2011 N 407-ФЗ "О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 407-ФЗ).
Рассмотрим изменения, касающиеся экономических и налоговых преступлений. Напомним, что к статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за такого рода преступления, можно отнести, прежде всего, ст. 198 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица", 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации", 199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента", 199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов".
Важно, что одним из видов ответственности за эти преступления стали принудительные работы.
Принудительные работы могут быть назначены в качестве наказания:
- за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, подача которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательной, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - ч. 1 ст. 198 УК РФ (до одного года);
- за то же деяние, совершенное в особо крупном размере, - ч. 2 ст. 198 УК РФ (до трех лет);
- за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, подача которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательной, либо путем включения в налоговую декларацию или указанные документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - ч. 1 ст. 199 УК РФ (до двух лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового);
- за то же деяние, совершенное в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору, - ч. 2 ст. 199 УК РФ (до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового);
- за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих на основании законодательства РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, - ч. 1 ст. 199.1 УК РФ (до двух лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового);
- за то же деяние, совершенное в особо крупном размере, - ч. 2 ст. 199.1 УК РФ (до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового);
- за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником, руководителем организации (иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации) или индивидуальным предпринимателем в крупном размере, - ст. 199.2 УК РФ (до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового).
Зато несколько ужесточены наказания за уклонение от уплаты таможенных платежей, при этом к ним отнесены принудительные работы (ст. 194 УК РФ). За данное правонарушение, совершенное в крупном размере, налагается штраф в сумме от 100 000 до 500 000 (ранее - до 300 000) руб. или в сумме заработной платы (иного дохода осужденного за период от одного года до трех (ранее - двух) лет), либо назначаются обязательные работы на срок до 480 (ранее - от 180 до 240) часов или принудительные работы на срок до двух лет, либо применяется лишение свободы на тот же срок.
Аналогичное деяние, если оно совершено в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору, теперь наказывается штрафом в сумме от 300 000 (ранее - от 100 000) до 500 000 руб. или в сумме заработной платы (иного дохода осужденного за период от двух (ранее - от одного года) до трех лет), либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового.
В статье 194 УК РФ теперь учитываются и иные нюансы. Если уклонение от уплаты таможенных платежей совершено должностным лицом с использованием служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, оно наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного за период до пяти лет) либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
Если то же самое или в особо крупном размере совершено организованной группой, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного за период до пяти лет) либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Примечательно, что планка, от которой неуплата таможенных платежей признается совершенной в крупном или особо крупном размере, существенно снижена и дифференцирована в зависимости от статуса лица. Теперь крупный размер для физических лиц - более 1 000 000 руб., для организаций - 2 000 000 руб. (ранее для всех - 3 000 000 руб.), особо крупный размер для физических лиц - 3 000 000 руб., для организаций - 10 000 000 руб. (ранее для всех - 36 000 000 руб.).
Скажем также о внесении изменений в ст. 171 УК РФ, предусматривающую ответственность за незаконное предпринимательство. Теперь в ней имеется в виду осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случае, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Прежней редакцией этой статьи предусматривалось наказание за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации, а также за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения. Теперь такие нарушения не считаются уголовным преступлением.
Что касается конкретных наказаний за незаконное предпринимательство, то они представляют собой штраф в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного за период до двух лет), либо обязательные работы на срок до 480 (ранее - от 180 до 240) часов, либо арест на срок до шести месяцев.
За такое деяние, совершенное организованной группой или в особо крупном размере, как и раньше, налагается штраф в сумме от 100 000 до 500 000 руб. или в сумме заработной платы (иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет) либо применяется лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного за период до шести месяцев) либо без такового. Однако в дополнение к этим видам наказаний за такое правонарушение теперь возможно и назначение принудительных работ на срок до пяти лет.
Важное новшество заключается в том, что теперь при определенных условиях лицо, которое совершило преступление, относящееся к экономической сфере, освобождается от уголовной ответственности. Для этого в Уголовный кодекс введена новая ст. 76.1.
Так, при неуплате налогов необходимо внести всю сумму, которую суд определил в качестве ущерба бюджетной системе, и подтвердить тот факт, что лицо, совершившее преступление, ранее не совершало подобного нарушения.
Данная возможность предоставлена лицам в случае уклонения от уплаты налогов и (или) сборов и налоговым агентам при неисполнении в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих на основании законодательства РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) (ст. 198-199.1 УК РФ).
А вот нарушение, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, то есть сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации, либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, либо индивидуальным предпринимателем, такой возможности не предоставляет.
В этом случае, а также при незаконном предпринимательстве (ст. 171 УК РФ) уголовной ответственности можно избежать, если не только возместить ущерб, но и перечислить в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба либо доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.
Следует отметить, что в УПК РФ и ранее имелась ст. 28.1, в которой был приведен порядок освобождения от уголовной ответственности, но только по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах. Однако в ней, конечно, не предусматривалось такого основания для этого, как возмещение ущерба бюджету лицом, впервые совершившим данное преступление, в размере, установленном ст. 76.1 УК РФ, так как, собственно, не было данной статьи.
Возмещение полного ущерба, причем не только для лиц, впервые совершивших данное преступление, предусматривалось в качестве основания, но оно должно было произойти до окончания предварительного следствия. Сейчас в соответствии со ст. 28.1 УПК РФ это надо сделать до назначения судебного заседания.
Сохранены в качестве условий освобождения от уголовной ответственности в соответствии со ст. 28.1 УПК РФ основания, перечисленные в ст. 24 и 27 УПК РФ. Это значит, что уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению ввиду:
- отсутствия события преступления;
- отсутствия в деянии состава преступления;
- истечения срока давности уголовного преследования;
- смерти подозреваемого или обвиняемого, за исключением случая, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;
- отсутствия заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, кроме случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ;
- отсутствия заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (Генерального прокурора и Председателя следственного комитета РФ), либо отсутствия согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного суда, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, перечисленных в п. 1, 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, а также судей разных уровней).
Кроме того, уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по причине:
- непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;
- прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 1-6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ;
- наличия акта об амнистии;
- наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда (постановления судьи) о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
- наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
- отказа Государственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказа Совета Федерации в лишении неприкосновенности этого лица.
Федеральный закон N 420-ФЗ опубликован в Интернете (www.pravo.gov.ru) 08.12.2011 и с этой даты вступил в силу. Однако нормы, касающиеся применения такого вида наказания, как принудительные работы, будут применяться только с 01.01.2013 (п. 3 ст. 8 указанного закона).
Что касается Федерального закона N 407-ФЗ, то он важен дополнением к новым нормам, ограничивающим перечень оснований для возбуждения уголовного дела по экономическим преступлениям. Те из них, которые касаются уклонения от уплаты налогов, неисполнения обязанностей налогового агента, сокрытия денежных средств, имущества, за счет которых производится взыскание налогов и сборов (ст. 198-199.2 УК РФ), будут доходить до стадии возбуждения уголовного дела только на основании материалов, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Напомним, что в силу п. 3 ст. 32 НК РФ, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Данная процедура совершается в соответствии с Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений".
Е.С. Казаков,
эксперт журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"