Комментарий к письму Минфина РФ от 16 ноября 2011 г. N 03-05-05-01/89
В письме от 16.11.2011 N 03-05-05-01/89 Минфин России рассмотрел вопрос об уплате налога на имущество государственными (муниципальными) учреждениями (далее - учреждения). Суть вопроса заключается в следующем.
Учреждение закончило строительство административно-производственного здания, которое в настоящий момент фактически эксплуатируется. Однако по объективным причинам здание временно не может быть зарегистрировано в государственном кадастре недвижимости. Является ли законченное строительством и фактически эксплуатируемое здание объектом обложения налогом на имущество, если оно не учитывается на балансе как основное средство?
Особенности учета основных средств государственных и муниципальных учреждений
Начислять налог на имущество следует на любые объекты недвижимости, учитываемые на балансе в качестве основных средств.
У коммерческих организаций не возникает вопросов по налогообложению объектов недвижимости до государственной регистрации прав на них: по правилам бухучета для постановки недвижимости на баланс не обязательно иметь право собственности, зарегистрированное в установленном порядке (п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.1993 N 91н).
Учреждения, в отличие от коммерческих организаций, отражают основные средства на балансе иначе. Объекты недвижимого имущества, права на которые подлежат госрегистрации, принимаются к учету на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих госрегистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). Таким образом, выполнение требования о госрегистрации недвижимости является обязательным и необходимым для принятия такого имущества в состав основных средств.
Ранее Минфин России придерживался следующей позиции: имущество учреждений подлежит обложению налогом только после отражения его на счете по учету основных средств (письмо от 22.08.2006 N 03-06-01-04/160). Подтверждают такой вывод и некоторые арбитражные суды, например, постановление ФАС Московского округа от 24.11.2010 N КА-А40/14221-10.
Однако в комментируемом письме специалисты финансового министерства рекомендуют при решении этого вопроса обратиться к определениям Конституционного суда РФ и арбитражной практике.
Нормы налогового права в судебной практике
В своих разъяснениях о порядке налогообложения имущества Минфин России ссылается на Определение Конституционного суда РФ от 21.04.2011 N 500-0-0, в котором указано следующее. Объектом обложения налогом на имущество является имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств, то есть таких активов, которые составляют экономическую базу деятельности налогоплательщика. Нормативными актами по бухгалтерскому учету закрепляются лишь правила и способы ведения учета имущества, включая основные средства. При этом характеристики основных средств, указанные в таких нормативных актах, отражают их объективные экономические свойства.
В нормативных актах по бухгалтерскому учету в госучреждениях и органах власти указаны следующие характеристики объектов основных средств:
- фактическое использование для осуществления государственных полномочий, для управленческих нужд, для оказания услуг (выполнения работ), для производства продукции в течение длительного времени;
- срок полезного использования объекта более 12 месяцев;
- способность объекта приносить экономическую выгоду.
Об этом сказано, в частности, в Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Таким образом построенные учреждением и фактически эксплуатируемые объекты недвижимости, в случае отсутствия госрегистрации права собственности, отвечают критериям основного средства, указанным в пункте 38 Инструкции к Единому плану счетов N 157н. Следовательно, завершенная строительством недвижимость, признается объектом обложения налогом на имущество организаций с момента ввода ее в эксплуатацию.
При этом специалисты финансового министерства подчеркивают, что сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о правомерности привлечения плательщиков к уплате налога на имущество в случае отсутствия государственной регистрации права на него.
Л.С. Костюк,
эксперт
"Нормативные акты для бухгалтера", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.