Спутниковая навигация как средство учета
XXI столетие - век новых технологий, глобальной автоматизации, модных гаджетов*(1) и т.п. Лет двадцать назад руководитель предприятия или главный бухгалтер и представить себе не могли, что когда-нибудь они, не выходя из своего кабинета, смогут в режиме реального времени отслеживать пути следования транспортных средств организации. На сегодняшний день с помощью комплексных систем спутниковой навигации это стало возможным.
В последнее время также набирают популярность спутниковые навигаторы. Это более просто в техническом исполнении, чем система навигации, однако иные плюсы также не стоит недооценивать. Такие устройства могут применяться в хозяйственной деятельности предприятия, позволяя значительно сократить транспортные расходы организации и время на доставку продукции до/от контрагентов.
В данной статье расскажем, как учесть расходы на приобретение вышеуказанных устройств и можно ли использовать показания спутникового навигатора для подтверждения расходов на приобретение топлива в целях исчисления налога на прибыль.
Разберемся с понятиями
В начале определим, что собою представляют спутниковая навигационная система и спутниковые навигаторы.
Спутниковая система навигации представляет собой комплексную электронно-техническую систему, состоящую из совокупности наземного и космического оборудования, предназначенную для определения местоположения (географических координат и высоты), а также параметров движения (скорости и направления движения и т.д.) для наземных, водных и воздушных объектов.
С помощью вышеуказанной системы можно осуществлять спутниковый мониторинг транспорта, что позволяет решать задачи транспортной логистики в системах управления перевозками и автоматизированных системах управления автопарком организации. В частности, спутниковый мониторинг позволяет:
- определять координаты местоположения транспортного средства, его направление, скорость движения и другие параметры (расход топлива, температура в рефрижераторе и др.). Системы спутникового мониторинга транспорта помогают водителю в навигации при передвижении в незнакомых районах;
- контролировать соблюдение графика движения (учет передвижения транспортных средств, автоматический учет доставки грузов в заданные точки и др.);
- оптимизировать маршруты (анализировать пройденные маршруты, скоростной режим, расход топлива транспортных средств с целью определения лучших маршрутов);
- обеспечивать безопасность транспортного средства (возможность определения местоположения угнанного автомобиля). В случае аварии система спутникового мониторинга помогает передать сигнал о бедствии в службы спасения. Также на основе спутникового мониторинга транспорта действуют некоторые системы автосигнализации.
Примечание. Использование систем спутникового мониторинга повышает качество и эффективность работы корпоративного транспорта и в среднем на 15-25% снижает расходы на топливо и содержание автопарка организации.
Принцип работы системы спутникового мониторинга заключается в отслеживании и анализе пространственных и временных координат транспортного средства.
На сегодняшний день существует два варианта мониторинга.
1. Online - с дистанционной передачей координатной информации.
Данный вариант спутникового мониторинга более затратный, но более эффективный, позволяющий в режиме реального времени контролировать транспортное средство. В этом случае на автомобиль устанавливается мобильный модуль, состоящий из модулей хранения и передачи координатных данных, а также приемника спутниковых сигналов. Программное обеспечение мобильного модуля получает координатные данные от приемника сигналов, записывает их в модуль хранения и по возможности передает на серверный центр мониторинга посредством модуля передачи, используя при этом, как правило, беспроводные сети операторов мобильной связи*(2) (по каналам GSM, CDMA). Полученные данные анализируются и выдаются диспетчеру, ведущему мониторинг автомобилей, в текстовом виде или с использованием картографической информации.
2. Offline - информация считывается по прибытии ТС на диспетчерский пункт.
При такой организации спутникового мониторинга транспортных средств необходимость дистанционной передачи данных отсутствует. Это позволяет использовать более дешевые мобильные модули, отказаться от услуг операторов мобильной связи, а также сэкономить на приобретении дорогостоящего оборудования, необходимого для оснащения серверного центра. Один из главных недостатков такого метода - отсутствие возможности контролировать транспортное средство в режиме реального времени. Если это не критично, спутниковый мониторинг транспортных средств в режиме offline является оптимальным вариантом. Причем с поставленной задачей может справиться не только спутниковая навигационная система, но и обычный спутниковый навигатор (GPS-навигатор).
Как мы говорили выше, спутниковый навигатор является более простым в техническом исполнении устройством по сравнению со спутниковой навигационной системой. Автомобильный спутниковый навигатор является не чем иным, как упрощенной версией карманного персонального компьютера. Практически всю площадь лицевой панели прямоугольного корпуса занимает сенсорный ЖК-дисплей - как правило, диагональю 3,5-4,3 дюйма. Крепится данное устройство при помощи специального держателя на присоске к панели приборов или лобовому стеклу. Запитывается навигатор от прикуривателя через адаптер питания. Также во многих моделях имеется встроенный аккумулятор, который поддерживает устройство в рабочем состоянии в случае отсутствия внешнего питания.
Следует отметить, что стоимость автомобильных спутниковых навигаторов варьируется от 3 000 до 20 000 руб. в зависимости от фирмы-производителя, набора карт в комплекте поставки, а также функционала устройства (дополнительных возможностей).
На сегодняшний день имеющиеся на рынке автомобильные навигаторы способны прокладывать маршрут с учетом организации дорожного движения и осуществлять адресный поиск. Кроме того, они могут содержать обширную базу объектов инфраструктуры, что удобно для быстрого поиска пунктов общественного питания, автозаправочных станций, шиномонтажа, мест для стоянок и отдыха, адреса фирм и т.д. Некоторые модели способны принимать и учитывать при прокладке маршрута информацию о дорожной ситуации, по возможности избегая серьезных транспортных заторов. Данные о пробках, дорожно-транспортных происшествиях могут быть получены спутниковым навигатором при помощи мобильной связи (по GPRS-протоколу) или из радиоэфира по каналам RDS диапазона FM.
Нормы закона
В настоящее время в России работают следующие системы спутниковой навигации:
- GPS - принадлежит министерству обороны США. По мнению многих экспертов, данный факт является ее главным недостатком. В то же время она является единственной полностью работающей спутниковой навигационной системой. Большинство устройств в нашей стране работают именно с этой системой навигации;
- ГЛОНАСС - принадлежит Минобороны России. В настоящий момент эта система навигации находится на этапе повторного развертывания спутниковой группировки (оптимальным состояние орбитальной группировки спутников, запущенных при СССР, было в 1993-1995 годы). По заявлениям разработчиков наземного оборудования, современная система будет обладать некоторыми техническими преимуществами по сравнению с GPS. Ее основной недостаток - малая распространенность клиентского оборудования. Однако в последние время на рынке наблюдается тенденция к увеличению количества предложений оборудования (устройств), поддерживающего систему ГЛОНАСС.
В качестве дополнительной меры, направленной на развитие отечественной системы навигации, Президент РФ подписал Указ N 638*(3), в п. 1 которого указано, что доступ к гражданским навигационным сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.
К сведению. Физические и юридические лица могут осуществлять навигационную деятельность для собственных нужд и оказание услуг в сфере навигационной деятельности на всей территории РФ без ограничения точности определения координат объектов навигационной деятельности, за исключением территорий и объектов, для которых законодательством РФ установлен особый режим безопасного функционирования и перечень которых утверждается Правительством РФ (ст. 8 Федерального закона N 22-ФЗ*(4)).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 22-ФЗ с 1 января 2011 года в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы, перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами. Подобное требование содержится в Постановлении Правительства РФ N 641*(5): в целях обеспечения национальной безопасности, проведения независимой политики в области спутниковой навигации, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок, автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS*(6) (пп. "г" п. 1).
Обращаем ваше внимание, что с 1 января 2012 года одним из лицензионных требований при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), стало наличие у перевозчика транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
С 1 июля 2012 года использование автомобильного транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров, не оснащенного аппаратурой спутниковой навигации, будет классифицироваться как грубое нарушение лицензионных требований и условий.
Соответствующие изменения внесены в Постановление N 637*(7) Постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 N 790.
Расходы на приобретение оборудования
В данном разделе рассмотрим порядок списания расходов на приобретение систем спутниковой навигации и спутниковых навигаторов. Напомним, что согласно положениям ст. 252 НК РФ все расходы хозяйствующего субъекта для целей налогообложения прибыли должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены, кроме того, осуществлены (понесены) самим налогоплательщиком.
Как мы успели убедиться, экономическая выгода организации, закупившей спутниковые навигаторы или же комплексные системы, позволяющие осуществлять спутниковый мониторинг транспортных средств, очевидна (сокращение срока доставки продукции, экономия топлива и т.д.). Более того, для определенной категории хозяйствующих субъектов в ближайшем будущем наличие спутникового оборудования на транспортных средствах станет необходимым условием осуществления деятельности на законных основаниях.
На вопросе о документальном оформлении сделки купли-продажи оборудования не будем останавливаться, он решается в обычном порядке. А вот по каким правилам следует учитывать расходы при исчислении налога на прибыль?
Сперва рассмотрим такой вопрос: увеличивает ли первоначальную стоимость транспортного средства стоимость установленной навигационной системы?
Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
По мнению автора, в рассматриваемой ситуации установка навигационного оборудования на транспортное средство не приводит к вышеперечисленным результатам. Дело в том, что назначение автомобиля не меняется и новых качеств у него не появляется. Следовательно, расходы на покупку навигационного оборудования не увеличивают первоначальную стоимость автомобиля.
А можно ли списать расходы на приобретение спутникового оборудования единовременно?
В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. (без учета НДС).
Если вести речь о спутниковых навигаторах, то они, как правило, стоят гораздо дешевле, поэтому их стоимость следует учитывать при исчислении налога на прибыль единовременно на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
В случае ведения на предприятии мониторинга транспортных средств с помощью комплексных систем спутниковой навигации затраты на приобретение оборудования могут значительно превысить стоимостный рубеж в 40 000 руб. В этом случае у организации возникает объект основных средств, затраты на приобретение которого следует списывать посредством амортизационных отчислений в порядке, предусмотренном ст. 257-259.3 НК РФ.
Примечание. Комплексные системы спутниковой навигации для целей применения гл. 25 НК РФ можно отнести к четвертой группе со сроком амортизации свыше пяти до семи лет включительно.
У бухгалтера может возникнуть такой вопрос: в течение какого срока амортизировать систему спутниковой навигации? Дело в том, что в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы*(8), прямо она не поименована. Вместе с тем в данном документе названы средства радиолокации и радионавигации. Они отнесены к четвертой группе со сроком амортизации свыше пяти до семи лет включительно. По мнению автора, комплексные системы спутниковой навигации для целей применения гл. 25 НК РФ можно отнести именно к этой группе. Или, как вариант, воспользоваться при установлении срока амортизации данными изготовителя спутникового оборудования.
Подтверждение расходов на топливо
В Письме от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354 Минфин пришел к выводу, что показания спутникового навигатора можно использовать для целей определения километража, пройденного служебным транспортным средством, и признания расходов на топливо.
Напомним, по правилам п. 1 ст. 252 НК РФ все расходы, участвующие при налогообложении прибыли, помимо всего прочего должны быть документально подтверждены. Одним из ключевых документов, необходимых для списания расходов на топливо, является путевой лист.
Во исполнение ч. 1 ст. 6 Устава автомобильного транспорта*(9) Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее - Порядок N 152). Указанный порядок обязателен для применения организациями автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в том числе для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли организаций.
Хозяйствующие субъекты, не являющиеся автотранспортными компаниями, могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения. При этом можно использовать и иные документы, подтверждающие произведенные расходы и оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Налоговая служба в Письме от 16.07.2010 N ШС-37-3/6848 указывает, что формы первичной документации для учета работы автомобильного транспорта утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 (ЭСМ-2 "Путевой лист строительной машины", N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", 3 спец. "Путевой лист специального автомобиля", 4-С "Путевой лист грузового автомобиля" и др.). Эти формы содержат строки для всей информации, необходимой для идентификации перевозки и определения ее параметров, в том числе для показателей спидометра. Показатели спидометра используются для определения (подтверждения) пробега автомобиля, который по совокупности с данными о потреблении топлива напрямую определяет расчетную величину израсходованного топлива.
К сведению. Стоимость топлива, использованного в отчетном периоде для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, в зависимости от назначения используемого транспорта может быть учтена для целей налогообложения в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) либо списана при определении налоговой базы в затраты на содержание служебного транспорта в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
А как быть, когда показания спидометра недостоверны или он вовсе не работает*(10)?
В этом случае налоговики разрешили организациям определять пробег служебного авто без применения такого прибора, однако не разъяснили, каким образом это делать. В частности, они отметили, что фактический пробег автомобиля может быть подтвержден иными документами, объективно (по результатам измерений) отражающими расстояние, которое было преодолено автомобилем с неисправным спидометром. Что это за документы, как их заполнять, контролеры не уточнили, ограничившись указанием, что для признания таких документов первичными для принятия их данных в целях налогового учета они должны иметь обязательные реквизиты, установленные ст. 9 Закона о бухгалтерском учете*(11):
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Данный пробел решил восполнить Минфин. В Письме от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354 департамент финансов сообщил, что при составлении подтверждающих документов могут использоваться данные приборов учета и контроля перемещения транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем, позволяющих достоверно определить пройденный автотранспортным средством путь. В завершение разъяснения финансисты отметили, что порядок заполнения первичных учетных документов и вопрос о необходимости сертификации системы навигации в качестве средства измерения пройденного пути к компетенции департамента не относится.
Документальное оформление
Какой все же документ использовать для списания расходов на топливо и как его заполнить по данным спутникового навигатора, чтобы избежать разногласий с представителями контролирующих органов?
По мнению автора, "выдумывать велосипед" в данном случае не следует, вполне сгодится путевой лист, правда, немного доработанный.
Конечно, можно вписать данные спутникового навигатора в графу "Показания спидометра" путевого листа и больше ничем не озадачиваться, однако мы считаем, что оптимальным будет внесение в путевой лист специальных граф для показаний навигатора, а в графах для спидометра при его некорректной работе или поломке нужно ставить прочерки.
Дело в том, что согласно пп. 3 п. 6 Порядка N 152 показания спидометра являются обязательными реквизитами путевого листа, поэтому заполнение данной графы другими данными может спровоцировать вопросы со стороны налоговиков. Включать же в путевой лист дополнительные ячейки контролеры разрешают даже хозяйствующим субъектам, которые являются специализированными транспортными организациями.
В Письме Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161 указано, что путевой лист, самостоятельно разработанный организацией, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, при наличии в нем обязательных реквизитов согласно Порядку N 152 (см. также Письмо УФНС по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308).
Таким образом, при самостоятельной разработке путевого листа в рассматриваемой ситуации хозяйствующему субъекту для целей документального подтверждения расходов на топливо помимо обязательных реквизитов, перечисленных в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете (см. выше), следует указать:
- наименование и номер путевого листа;
- сведения о сроке действия путевого листа - дату (число, месяц, год), на которую этот документ может быть использован, а если он оформляется более чем на один день, то даты начала и окончания срока действия путевого листа;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства - наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона организации;
- сведения о транспортном средстве - его тип, модель и государственный регистрационный знак. Если грузовой автомобиль используется с автоприцепом, указывается также информация по прицепу (модель, госзнак). Здесь же следует отметить показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж, а также дату и время выезда автомобиля с места его постоянной стоянки и заезда на указанную стоянку;
- сведения о водителе - его ФИО, а также дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
Кроме того, по мнению налоговиков, самостоятельно разработанная форма путевого листа в обязательном порядке должна содержать также информацию о месте следования автомобиля (Письмо УФНС по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2). Такие данные необходимы при использовании сотрудниками организации личного автомобиля в служебных целях.
Путевой лист, не содержащий в составе реквизитов место следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. При этом первичные документы составляются так, чтобы можно было судить об обоснованности произведенных расходов на приобретение ГСМ.
Данный порядок не зависит от того, какие автотранспортные средства (собственные или арендованные) использует налогоплательщик в своей производственной деятельности.
К сведению. Доработанную форму путевого листа необходимо утвердить в начале года вместе с учетной политикой организации. Таковы требования п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"*(12). Если это не было сделано, привести документы в порядок можно задним числом.
Обращаем ваше внимание, что спутниковый навигатор с помощью функции "Запись трека"*(13) способен фиксировать весь пройденный путь транспортного средства за смену, следовательно, по аналогии с данными одометра можно без труда фиксировать начальный и конечный пробег автомобиля. В этом случае путевой лист может принять следующий вид.
Фрагмент путевого листа с показаниями спутникового навигатора
Сведения о работе транспортного средства | ||||||||
Дата (число, месяц, год), время (ч, мин.) | ... | Показания одометра, км | Показания спутникового навигатора, км* | Пробег, км | ... | |||
выезда | заезда | ... | выезд | заезд | выезд | заезд | ... | |
29.11.2011, 9.00 | 29.11.2011, 18.00 | ... | - | - | 0 | 400 | 400 | ... |
* Заполняется при неисправности одометра. |
Отметим, что навигатор фиксирует информацию о пройденном пути только во включенном и активированном состоянии спутников. Для этого с помощью меню управления следует активировать спутниковый приемник (небольшой электронный чип) устройства и дождаться соединения со спутниками. Таким образом, нужно предупредить водителя, чтобы он не выключал устройство во время поездки.
По мнению автора, во избежание различного рода вопросов и претензий со стороны налогового органа злоупотреблять использованием показаний спутникового навигатора для целей налогообложения все же не стоит. Прибегать к такому способу заполнения первичной документации лучше только при неисправности спидометра (одометра), причем задокументировать данный факт соответствующим образом.
Данная позиция прослеживается и в Письме ФНС России от 16.07.2010 N ШС-37-3/6848, в котором чиновники указали: если показания спидометра в конкретном периоде времени не могут достоверно отражать фактический пробег автомобиля (например, в результате выхода спидометра из строя), то данное обстоятельство должно быть задокументировано и отражено в поле "Показания спидометра" соответствующей формы путевого листа. Для этого руководитель должен подготовить распоряжение, в котором указать, что при поломке спидометра (одометра) водители организации должны работать с включенным спутниковым навигатором и фиксировать в соответствующих графах его показания. С данным распоряжением водителей необходимо ознакомить под роспись. Также следует запастись служебной запиской мастера, что предрейсовый осмотр транспортного средства выявил неисправность спидометра (одометра). Факты начала использования приборов после их ремонта, по мнению налоговиков, также требуют документирования с отражением начального значения показателя спидометра.
В этом случае порядок документального оформления будет максимально соответствовать требованиям налоговых органов.
С.Н. Кудряшов,
эксперт журнала "Налог на прибыль:
учет доходов и расходов"
"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Гаджет (англ. gadget - принадлежность) - техническое приспособление (в том числе - с цифровыми технологиями), обладающее повышенной функциональностью. Портативность - атрибут большинства гаджетов.
*(2) В местах, где мобильная связь недоступна (отсутствует GSM-покрытие) (некоторые регионы Дальнего Востока, Сибири), используется спутниковая или УКВ-связь.
*(3) Указ от 17.05.2007 N 638 "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития РФ".
*(4) Федеральный закон от 14.02.2009 N 22-ФЗ "О навигационной деятельности".
*(5) Постановление от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".
*(6) Перечень видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.2010 N 55.
*(7) Постановление Правительства РФ от 30.10.2006 N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
*(8) Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
*(9) Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
*(10) Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, приведен в приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Неисправность спидометра (одометра) в данном перечне отсутствует. Таким образом, эксплуатация ТС с неисправным спидометром (одометром) не запрещена.
*(11) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(12) Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
*(13) При активации в навигаторе данной функции пройденный автомобилем маршрут сохраняется в устройстве как отдельный файл, который впоследствии с помощью специализированных сайтов в Интернете можно расшифровать. Так, открыв файл на сайте www.gpstracks.ru, можно получить всю информацию о пройденном маршруте (дата поездки, средняя скорость автомобиля, места, посещенные водителем).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"