Перемены в лицензировании теле- и радиовещания
Отрасль связи и массовых коммуникаций - одна из немногих, где по сей день условием осуществления законной деятельности является наличие лицензии. Оказание услуг связи для целей телевизионного или радиовещания не исключение. Операторам кабельного вещания не обойтись без лицензии, нужна она и вещателям, при этом порядок получения ими лицензии имеет ряд особенностей. Устранит ли новое положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания недочеты предшественника?
Что изменилось в лицензировании?
Ранее ни одно юридическое лицо не могло получить лицензии на осуществление теле- и (или) радиовещания более чем по двум каналам вещания на одну и ту же территорию, если зоны обслуживания совпадали полностью или более чем на две трети и если действующим законодательством не было предусмотрено иное. Для того чтобы обойти данный запрет, вещателям, у которых было много каналов, приходилось регистрировать несколько дочерних компаний, с помощью которых "добиралось" нужное число лицензий. Сейчас в Положении о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания*(1) (далее - Положение) такого требования нет, то есть правило "не больше двух в одни руки" по лицензиям отменяется. Лицензию можно получить на неограниченное количество каналов при условии выполнения лицензионных условий.
Положение устанавливает четкие лицензионные требования к соискателю лицензии и лицензиату. Предшественник содержал только перечень документов, необходимых для получения лицензии, причины отказа в выдаче лицензии. Что касается лицензиатов, в таком качестве может выступать вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, или же вещатель, не являющийся редакцией телеканала или радиоканала, но имеющий права на вещание, полученные от редакции телеканала или радиоканала. Оператор связи, строго говоря, не вещатель и руководствуется он Законом о связи, а не Законом о средствах массовой информации*(2), на который в Положении даны ссылки. Поэтому формально новый документ к операторам связи не имеет прямого отношения. Но порой операторы выступают в качестве вещателей, получая права на трансляцию телеканала или радиоканала от редакции. В таком случае им пригодится знание Положения для получения лицензии на вещание. Если же оператор связи не исполняет роль вещателя, то ему нужно иметь в виду сведения о перечнях лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг (в частности, услуг связи для целей кабельного вещания, эфирного вещания, проводного радиовещания)*(3).
Следующий момент. При телевизионном и радиовещании выполняется один из следующих видов работ:
- телевизионное вещание телеканала, наименование которого указано в лицензии;
- радиовещание радиоканала, наименование которого указано в лицензии.
Таким образом, вещателю нужно определиться, какую лицензию ему надо получить: на вещание телеканала либо радиоканала. Совмещение обоих видов вещания по логике норм Положения не предусмотрено, возможно, потому, что вещателю непросто выполнить лицензионные условия для теле- и радиовещания, а Роскомнадзору - сложно это проверить.
Предоставление в лицензирующий орган сведений об операторах связи, осуществляющих трансляцию теле- или радиоканала по договору с вещателем, и о лицах, распространяющих теле- или радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем, является обязательным требованием как Положения, так и ст. 31.9 Закона о средствах массовой информации. О каких именно сведениях идет речь, в законе не уточняется, сказано лишь, что порядок предоставления таких сведений устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Как только соответствующий документ будет утвержден, операторам связи нужно быть готовыми представить партнерам-вещателям необходимые сведения для получения вещателем лицензии.
Кстати, в Положении не сказано, нужно ли переоформлять действующую лицензию. В распоряжении правоприменителей лишь ссылка на действующее законодательство. Все случаи, когда переоформление лицензии обязательно, перечислены в ст. 18 Закона о лицензировании*(4). Такого основания, как вступление в силу нового положения о лицензировании, в ней нет. Поэтому можно утверждать, что ранее выданные вещателям лицензии действительны до истечения предусмотренного в них срока действия. При этом согласно п. 4 ст. 9 Закона о лицензировании выданная лицензия действует бессрочно. Эта норма вступила в силу 3 ноября 2011 года и именно начиная с этой даты о сроке действия лицензии можно забыть (Письмо Минэкономразвития РФ от 21.10.2011 N Д09-2534).
На заметку. Полномочия по лицензированию услуг связи и телевизионного и радиовещания возложены на Роскомнадзор (Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 N 957). Его чиновники могут оштрафовать за отсутствие лицензии или за несоблюдение установленных обязательных требований. Неведение деятельности при наличии лицензии не образует состав нарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (Постановление ФАС ДВО от 03.11.2010 N Ф03-7035/2010).
Что еще нужно знать вещателям и операторам?
Применяя Положение, нужно помнить, что это подзаконный акт, который не должен противоречить нормам законов, в частности Закона о средствах массовой информации и Закона о лицензировании. Именно их можно считать базисом для урегулирования спорных вопросов, на которые нет ответа в Положении. Продление срока действия лицензии, приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии, аннулирование лицензии и ведение реестра лицензий осуществляются в порядке, установленном Законом о средствах массовой информации. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решения о предоставлении лицензии, формирование государственного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра лицензий, а также предоставление информации по вопросам лицензирования производятся в соответствии с Законом о лицензировании. Операторам связи следует взять все сказанное на заметку при заключении с вещателями договоров на оказание услуг связи для целей кабельного, эфирного и проводного вещания.
Рекомендации для операторов связи
Не так давно в информационно-правовых базах появился ненормативный документ - Рекомендации по оформлению заявлений по вопросам лицензирования деятельности в области оказания услуг связи, утвержденные Роскомнадзором 01.12.2011. Он касается именно операторов связи, поэтому немного отойдем от темы и расскажем о данном документе. В нем приведена рекомендуемая форма заявления о предоставлении лицензии (приложение 1).
Все заявления по вопросам лицензирования деятельности в области оказания услуг связи следует направлять на имя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи. В рекомендациях есть адрес отправки. К заявлению нужно подготовить ряд приложений в виде отдельных документов, часть из которых необязательные (копии свидетельств о госрегистрации юридического лица, о постановке его на учет в налоговом органе). Ряд документов представляется вместе с заявлением при необходимости (описание сетей связи и средств связи, план и экономическое обоснование развития сети связи, копия лицензии на телевизионное вещание и (или) радиовещание). Наличие в документах, представленных в лицензирующий орган, недостоверной или искаженной информации является основанием для отказа в выдаче лицензии. Ответственность за полноту и достоверность сведений несет заявитель.
В случае реорганизации лицензиата в форме преобразования или изменения его реквизитов лицензиат либо его правопреемник представляет в Роскомнадзор:
- заявление о переоформлении лицензии, в котором приводятся новые сведения о лицензиате (правопреемнике) с указанием реквизитов документа, подтверждающего внесение записи об этих изменениях в соответствующие государственные реестры;
- оригинал действующей лицензии;
- документ, подтверждающий уплату госпошлины за переоформление лицензии.
При пропуске тридцатидневного срока подачи заявления о переоформлении лицензии в реестр лицензий в области связи вносится запись о прекращении действия лицензии только в том случае, если указанный срок истек до 2 ноября 2011 года включительно.
В случае возникновения отношений правопреемства при передаче правопреемнику сетей связи и средств связи, необходимых для оказания услуг связи, переоформление лицензии производится по заявлению ее владельца. Правопреемник должен представить:
- документы, подтверждающие передачу ему действующих сетей связи и средств связи, необходимых для оказания услуг связи в соответствии с переоформляемой лицензией;
- документы, подтверждающие возможность переоформления на его имя разрешения на использование радиочастот в случае их использования для оказания услуг связи на основании переоформляемой лицензии (заключение ЭМС, выдаваемое ГРЧЦ);
- иные документы, предусмотренные ст. 30 Закона о связи.
При реорганизации юрлица в форме слияния, присоединения, преобразования, разделения или выделения лицензия переоформляется по заявлению правопреемника. Любое действие, связанное с лицензированием, производится только при наличии документа, подтверждающего уплату госпошлины. Поэтому Роскомнадзор в помощь операторам в отдельном приложении привел образец заполнения платежного поручения на перечисление государственной пошлины за действия в области лицензирования услуг связи.
* * *
Вопрос лицензирования в любой сфере является ключевым, поэтому автор надеется, что прокомментированное положение о лицензировании телевизионного и радиовещания, а также рекомендации по оформлению заявлений о лицензировании деятельности в области связи будут полезны нашим читателям.
Л.А. Козырева,
эксперт журнала "Услуги связи:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 N 1025.
*(2) Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1.
*(3) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87.
*(4) Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"