Нововведения, касающиеся страховых взносов во внебюджетные фонды
Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ*(1) внес изменения, касающиеся перечня застрахованных лиц, в пользу которых работодатель будет уплачивать страховые взносы, ставки страховых взносов, а также некоторых других моментов, имеющих непосредственное отношение к плательщикам этих взносов. Нововведения вступили в силу с 01.01.2012. Рассмотрим их подробнее.
Отчетность индивидуального предпринимателя за себя. Начиная с этого года плательщики, уплачивающие страховые взносы исходя из стоимости страхового года, согласно изменениям, внесенным в ст. 8, 11, 17 Федерального закона N 27-ФЗ*(2), сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, представлять в Пенсионный фонд не должны (п. 2 ст. 1 Федерального закона N 379-ФЗ).
Также плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (кроме глав крестьянских (фермерских) хозяйств), начиная с этого года не будут представлять расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, который они подавали по форме РСВ-2 ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 N 895н, в срок до 1 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (годом). Соответствующие изменения внесены в п. 5 ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ*(3) (пп. "а" п. 6 ст. 6 Федерального закона N 379-ФЗ). Не нужно будет такой расчет представлять и при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (новая редакция п. 6 ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ).
Застрахованные лица. Уточнен перечень застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Согласно новой редакции п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ*(4) застрахованными лицами являются:
- граждане РФ;
- постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства;
- иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ*(5)), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев (пп. "а" п. 2 ст. 3 Федерального закона N 379-ФЗ).
К сведению. В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ:
- временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
- временно проживающий иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающий иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
До внесения изменений в данное положение в этом перечне были поименованы только постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства. В отношении высококвалифицированных специалистов напомним, что им (а также членам их семей) в силу п. 27 ст. 13.2 Федерального закона N 115-ФЗ на срок действия трудового (гражданско-правового) договора по их заявлению может быть оформлен вид на жительство, который подтверждает право на постоянное проживание в РФ, свободный выезд из РФ и въезд в нашу страну (ст. 2 данного закона).
Все названные выше лица будут считаться застрахованными, если они работают (пп. "б" п. 2 ст. 3 Федерального закона N 379-ФЗ):
- по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками имущества;
- по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг);
- по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Заметим, что в отношении руководителя - единственного учредителя поправку следовало бы ввести начиная с 2011 года, поскольку именно с этой даты Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ уточнено положение п. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которому объектом обложения страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений. Раньше в данной норме было установлено, что объектом обложения взносами являлись выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам. При этом единственный учредитель на должность руководителя назначал себя своим решением, и было непонятно, начислять ли в этом случае страховые взносы или нет. Чиновникам приходилось данный момент разъяснять (см., например, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 N 428н).
С этой же целью уточнен п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 255-ФЗ*(6), согласно которому лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 5 Федерального закона N 379-ФЗ). Раньше этот момент также разъяснялся (см. Письмо ФСС РФ от 21.12.2009 N 02-09/07-2598П).
Соответствующие изменения внесены и в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" (ст. 7 Федерального закона N 379-ФЗ). В частности, застрахованными лицами признаются работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Тариф страхового взноса в ПФР. До внесения изменений тариф страховых взносов для лиц, производящих выплаты физическим лицам (для организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), был следующим:
Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
26,0% | для лиц 1966 года рождения и старше | для лиц 1967 года рождения и моложе | для лиц 1967 года рождения и моложе |
26,0% | 20,0% | 6,0% |
Начиная с этого года законодатели снизили тариф страхового взноса. В 2012-2013 годах лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, предприниматели), не попавшие в льготную категорию плательщиков страховых взносов, в силу новой ст. 33.1 Федерального закона N 167-ФЗ страховые взносы в ПФР будут уплачивать в следующих размерах:
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
для лиц 1966 года рождения и старше | для лиц 1967 года рождения и моложе | для лиц 1967 года рождения и моложе | ||
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 22,0% | 22,0%, из них: - 6,0% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16,0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 16,0%, из них: - 6,0% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 10,0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6,0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 10,0% | 10,0% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 10,0% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 0,0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
При этом согласно новой редакции ст. 3 Федерального закона N 167-ФЗ:
- солидарная часть тарифа - это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), предназначенная для формирования денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ;
- индивидуальная часть тарифа - это часть страховых взносов ОПС, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.
Таким образом, сумма страховых взносов, направляемая на финансирование страховой части трудовой пенсии, делится на две части: одна учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица и используется для формирования его пенсионного капитала, а другая - на общем солидарном счете ПФР и предназначена для использования на "общие" цели Пенсионного фонда.
Напомним, что согласно Постановлению Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 предельная величина базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды с 01.01.2012 установлена в размере 512 000 руб. в отношении каждого физического лица, определяется она нарастающим итогом с начала года. Как мы помним, раньше с суммы превышения страховые взносы не взимались (п. 4, 5 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ). Однако начиная с 01.01.2012 сумма превышения будет облагаться взносами в ПФР по ставке 10%.
Также согласно новой редакции ст. 22.1 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи уплачивают страховые взносы в отношении выплат иностранным гражданам:
- постоянно проживающим на территории РФ, по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц;
- временно проживающим на территории РФ или временно пребывающим на территории РФ (кроме высококвалифицированных специалистов) и заключившим трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, - по тарифу, установленному на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц (п. 6 ст. 3 Федерального закона N 379-ФЗ).
Тарифы страховых взносов в 2012-2013 годах. В соответствии с новой ст. 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к льготным категориям, будут применять страховые взносы в следующих размерах:
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса | ||
Пенсионный фонд | ФСС | Федеральный фонд ОМС | |
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 22,0% | 2,9% | 5,1% |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 10,0% | 0,0% | 0,0% |
Итак, как мы видим, ставка страховых взносов в ФСС и ФОМС в 2012 году по сравнению с прошлым годом не изменилась, единственное, в 2011 году работодатели перечисляли: в ФФОМС взносы по ставке 3,1%, в ТФОМС - по ставке 2%.
Штрафы за нарушение законодательства об ОПС. Пункт 3 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ регламентировал, что неправомерное несообщение сведений, которые нужно представлять в Пенсионный фонд, влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб., при повторном в течение календарного года нарушении - штраф в размере 5 000 руб. С 01.01.2012 этот пункт в силу п. 7 ст. 3 Федерального закона N 379-ФЗ устанавливает, что взыскание штрафов, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом N 212-ФЗ.
Уплата страховых взносов при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя. С 01.01.2011 согласно п. 6, 8 ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона N 339-ФЗ) индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, при прекращении своей деятельности до конца расчетного периода обязаны были представить расчет в Пенсионный фонд в 12-дневный срок с даты государственной регистрации прекращения деятельности, а также уплатить страховые взносы не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.
В силу пп. "б", "г" п. 6 ст. 6 Федерального закона N 379-ФЗ с 01.01.2012 п. 6 ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ распространяется лишь на глав крестьянских (фермерских) хозяйств, соответственно, расчет бывшие предприниматели, не имеющие работников, не представляют. При этом п. 8 данной статьи регламентирует, что предприниматели при прекращении ими деятельности обязаны уплатить страховые взносы не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности включительно.
Решение и требование о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов. Согласно новой редакции п. 6 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ решение о взыскании недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов, доводится до сведения организации и предпринимателя лично (под подпись) и заказным письмом, а также может быть передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (пп. "а" п. 7 ст. 6 Федерального закона N 379-ФЗ).
Аналогичный порядок устанавливается в отношении передачи требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (новая редакция п. 7 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ). Напомним, что в силу п. 1 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ этот документ признается письменным извещением о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить их в установленный срок.
Истребование документов при проведении проверки. При проведении проверки уплаты страховых взносов должностное лицо вправе требовать у проверяемого лица необходимые документы посредством вручения ему соответствующего требования (п. 1 ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ). С 01.01.2012 уточняется, что данное требование может быть передано проверяемому лицу лично под расписку, направлено по почте заказанным письмом (считается полученным по истечении шести дней с даты его отправления) или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (пп. "а" п. 12 ст. 6 Федерального закона N 379-ФЗ).
Аналогичным способом проверяемым лицом могут быть переданы и истребуемые документы (новая редакция п. 2 ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ). На бумажном носителе документы передаются в виде заверенных копий. Если же документы составлены в электронном виде по установленным форматам, проверяемое лицо вправе направить их в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (новый п. 2.1 ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ).
Акт проверки и решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности. Согласно новой редакции п. 4 ст. 38, п. 13 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ эти документы с 2012 года также могут передаваться проверяемому лицу лично под расписку, направляться по почте заказанным письмом (считается полученным по истечении шести дней с даты его отправления) или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 13, 14 ст. 6 Федерального закона N 379-ФЗ).
Штраф за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Согласно новой редакции п. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ он уплачивается в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Согласно старой редакции данной нормы порядок уплаты штрафов зависел от срока просрочки, например, при просрочке в срок не более 180 календарных дней минимальный размер штрафа составлял 100 руб.
Также существовал спорный момент: с какой суммы начислять штраф. Например, в Постановлении ФАС ВСО от 10.10.2011 N А78-1626/2011 контролирующий орган привлек налогоплательщика к ответственности в виде штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащих уплате (доплате) в Пенсионный фонд за 9 месяцев 2010 года. При этом сумма штрафа составила более 4 млн. руб. Однако арбитры в связи с тем, что расчетным периодом является календарный год, пришли к выводу, что на основании представленного страхователем расчета по отношению к ранее переданному расчету доплате подлежит сумма страховых взносов за последние 3 месяца каждого отчетного периода. Сумма штрафа при этом была снижена до 120 000 руб.
В другом деле (Постановление ФАС ЗСО от 17.11.2011 N А70-2597/2011) расчет по форме РСВ-1 ПФР*(7) за 9 месяцев 2010 года был представлен с нарушением срока. Штраф начислили исходя из сумм страховых взносов, указанных в строке 110 расчета (начислено страховых взносов с начала расчетного периода). Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона N 212-ФЗ отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, календарный год. Исходя из этого, арбитры пришли к выводу, что в рассматриваемом случае размер штрафа должен исчисляться с учетом сумм, отраженных по строке 150 расчета (остаток страховых взносов, подлежащих уплате на конец отчетного периода). Аналогичные выводы озвучены в постановлениях ФАС ПО от 13.10.2011 N А55-5387/2011, Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2011 N А41-17032/11, ФАС СКО от 26.09.2011 N А53-3608/2011, ФАС УО от 12.09.2011 N Ф09-5452/11. Полагаем, что теперь контролирующим органам придется умерить свои аппетиты и налогоплательщикам не нужно будет отстаивать свою правоту в суде.
Также согласно новой редакции п. 2 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ несоблюдение порядка представления расчета в электронном виде в случаях, предусмотренных настоящим законом, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
Нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и о закрытии счета в банке. Согласно новой ст. 46.1 Федерального закона N 212-ФЗ за данное нарушение придется заплатить штраф в размере 5 000 руб. Напомним, что согласно пп. 1 п. 3 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ об открытии (закрытии) счетов в банке плательщики страховых взносов должны уведомить орган контроля за уплатой страховых взносов в течение семи дней со дня их открытия (закрытия).
Отказ или непредставление в орган контроля документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов. С 2012 года штраф составит 200 руб. за каждый непредставленный документ (новая редакция ст. 48 Федерального закона N 212-ФЗ) (ранее - 50 руб.).
Н.В. Лебедева,
редактор журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
*(2) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
*(3) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(4) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
*(5) Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
*(6) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(7) Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 N 894н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"