Изменения в валютном регулировании
Скоро вступит в силу Федеральный закон *(1), направленный на упрощение процедур налогового контроля. Будет расширен круг граждан-нерезидентов, а также установлены требования к паспорту сделки.
Нормы Закона N 406-ФЗ действительно направлены на упрощение процедур валютного контроля. Но отдельные его положения требуют уточнения на подзаконном уровне. В частности, порядок передачи сведений о сроке исполнения договоров, новая форма паспорта сделки, порядок электронного документооборота между органами и агентами валютного контроля. Что касается объема обязанностей резидентов перед органами и агентами валютного контроля, то он остался прежним, за исключением обязанности резидентов представлять уполномоченным банкам сведения об ожидаемых сроках исполнения договоров по внешнеторговой деятельности. Однако и эта обязанность направлена в конечном итоге на сокращение процедуры валютного контроля, так как отсутствует необходимость в переоформлении паспорта сделки при изменении соответствующих сведений о сроках.
Все изменения, внесенные новым законом, представлены в статье в виде таблицы для сравнения новой и старой редакций Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ.
Изменения закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Что изменилось | Новая редакция | Старая редакция |
Расширен круг граждан РФ, относящихся к категории нерезидентов (п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ) | Нерезиденты - граждане РФ, которые постоянно проживают за рубежом не менее одного года, в т.ч. на основании вида на жительство в иностранном государстве или рабочей или учебной визы со сроком действия не менее одного года либо совокупности таких виз с общим сроком действия не меньше года | Нерезиденты - граждане РФ, постоянно проживающие в иностранном государстве в соответствии с законодательством этой страны |
Резидентов обязали предоставлять информацию о сроках исполнения внешнеторгового контракта (ч. 1.1, 1.2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ) | Резиденты, которые занимаются внешнеторговой деятельностью, должны предоставлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров максимальных сроках: 1) получения от нерезидентов на свои счета иностранной валюты и (или) валюты РФ за исполнение обязательств в виде передачи им товаров, выполнения для них работ или оказания услуг; 2) исполнения нерезидентами обязательств по договорам в виде передачи ими товаров, выполнения ими работ или оказания услуг. Порядок предоставления банкам данной информации должен установить Банк России. Примечание: наличие у банка вышеуказанных сведений освободит резидентов от обязанности переоформлять паспорт сделки, если в ходе исполнения внешнеторгового контракта изменились какие-либо его условия, указанные в паспорте. Однако форма предоставления подобной информации пока не разработана | Не предусмотрено |
Сведения, которые должен содержать паспорт сделки, установлены непосредственно в ст. 20 Закона N 173-ФЗ | В паспорте сделки указывают: 1) номер и дату оформления паспорта сделки; 2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте; 3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, его номер (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены, дата завершения исполнения обязательств по сделке); 4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета, в котором осуществляются расчеты по сделке; 5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки. Сведения, за исключением указанных в пп. 1, 4, отражают в паспорте сделки на основании документов, представленных резидентами. Примечание: в настоящее время форма паспорта сделки Банком России пока не разработана, но она будет отличаться от существующей незначительно | В Законе N 173-ФЗ перечня таких сведений нет. Требования к содержанию паспорта сделки отражает его форма, приведенная в приложении N 4 к Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И |
Уточнен порядок истребования документов органами и агентами валютного контроля и правила их представления (ч. 5 ст. 23 Закона N 173-ФЗ) | У резидентов и нерезидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются ими в предпринимательской деятельности, в т.ч. для учета хозяйственных операций по правилам бухучета и обычаям делового оборота. В этом случае составлять отдельные документы специально для целей валютного контроля не надо. Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органам и агентам валютного контроля однократно. Повторно предъявлять затребованную документацию необходимо в случае изменения первоначально указанных сведений | Не предусмотрено |
Введена новая обязанность уполномоченных банков и Внешэкономбанка при выявлении нарушений резидентами-организациями требований получить валютную выручку на счета в российских банках (ч. 9.1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ) | Уполномоченные банки и Внешэкономбанк как агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом - резидентом требований ст. 19 Закона N 173-ФЗ по мерам репатриации иностранной валюты и валюты РФ передают органу валютного контроля, который имеет право применять санкции к этому лицу, ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения | Не предусмотрено |
Появилась возможность осуществлять электронный документооборот между органами и агентами валютного контроля (ч. 6.1, 17 ст. 23 Закона N 173-ФЗ) | Таможенные органы не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска товаров, передают в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Банку России и уполномоченным банкам в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Банком России. Органы и агенты валютного контроля (в т.ч. таможенные органы) при обмене информацией в форме электронных документов наряду с электронной цифровой подписью могут использовать иные способы защиты электронных документов от подделки, которые позволяют идентифицировать отправителя электронных документов и установить отсутствие искажений в них. Они также должны обеспечить защиту информации | Не предусмотрено |
Е. Нагорная,
старший юрисконсульт налоговой практики компании "Доверенный СоветникЪ"
Экспертиза статьи:
И. Горячева,
старший аудитор аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа"
"Актуальная бухгалтерия", N 2, февраль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 406-ФЗ (далее - Закон N 406-ФЗ)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.