125 рекомендаций по управлению налоговыми рисками: быть добросовестным налогоплательщиком
Председатель Совета директоров аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа" Павел Гагарин подготовил книгу "125 рекомендаций налогоплательщику". В нее вошли наиболее важные принципы налоговой безопасности компаний, собранные автором с учетом практики последних лет. Формат издания - "карманная шпаргалка для предпринимателя и бухгалтера", то есть главные постулаты в ней сформулированы предельно коротко и ясно. Читателям журнала "Арсенал предпринимателя" автор в цикле статей об управлении налоговыми рисками рассказывает об этом подробнее и делится советами, не вошедшими в книгу.
"Однодневка" - общий враг?
Характер налоговых проверок сегодня свидетельствует о том, что инспекторы ФНС России в меньшей степени вдаются в тонкости бухгалтерского и налогового учета, редко придираются к нарушению Положений бухучета и методологии, а ищут прежде всего недобросовестных контрагентов - то есть компании, имеющие признаки "однодневок". Применяя подобный подход, они могут доначислить до 95% всех возможных недоимок, пеней и штрафов. Логика проста: налоговики руководствуются пословицей "скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". Сотрудничество с фирмой, для которой характерна "налоговая непорядочность", говорит о том, что и у вас рыльце в пушку.
В июле 2011 года Центральный Банк РФ обнародовал данные скрупулезного исследования. ЦБ проанализировал деятельность двух миллионов российских компаний и обнаружил, что 12% из них (то есть почти 250 тысяч) имеют нулевые налоговые платежи при ненулевом обороте*(1). Но это оптимистичный результат. По данным главы Федеральной таможенной службы РФ Андрея Бельянинова, около 40% участников внешнеэкономической деятельности имеют признаки фирм-"однодневок"*(2). И это только по объявленным данным.
Справка. Гагарин Павел Александрович
Председатель Совета директоров аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа", председатель Экспертного совета при Комиссии Мосгордумы по законодательству.
Эксперт в области налогообложения, финансовых и управленческих рисков, банковской и инвестиционной деятельности.
Автор и ведущий практических семинаров по финансовой и налоговой безопасности компаний. Преподаватель MBA в Институте бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
Аттестованный преподаватель ИПБ России по разделам "Налогообложение", "Бухгалтерский учет".
Недавно был принят закон, который вводит уголовную ответственность за создание фирм-"однодневок"*(3). И теперь на борьбу с ними мобилизованы все государственные органы, в том числе и правоохранительные.
Еще 12 октября 2006 года постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда N 53 предприниматели призваны к проявлению "должной осмотрительности к выбору контрагента", сохраняя при этом "деловую цель" и "экономический смысл" своей хозяйственной деятельности. В противном случае они могут быть обвинены в получении "необоснованной налоговой выгоды".
В письме Минфина России от 24.09.2010 N 03-02-07/1-423 обращается внимание на то, что предприниматели должны очень осторожно и осмотрительно подходить к выбору контрагентов. Нужно учитывать не только сведения о контрагентах, содержащиеся в выписке из ЕГРЮЛ, но и другую информацию, характеризующую деятельность контрагента. Финансовое ведомство также порекомендовало, чтобы налогоплательщики получали доверенности, подтверждающие право уполномоченного представителя контрагента подписывать от его имени документы.
К сведению. 17 признаков недобросовестных налогоплательщиков
1. "Массовые" генеральный директор, главный бухгалтер и учредитель.
2. Адрес массовой регистрации.
3. Неуплата налогов.
4. Совмещение одним человеком должностей генерального директора и учредителя или генерального директора и главбуха.
5. Отсутствие персонала в штате.
6. Невыплата сотрудникам зарплаты.
7. Минимальный уставный капитал.
8. Уставный капитал, внесенный не деньгами.
9. Типовой текст устава.
10. Типовой текст договора на 1-2 страничках.
11. Несоответствие почтового, юридического и фактического адресов компании.
12. Расчетный счет в неблагонадежном банке.
13. Кредитовые операции по расчетному счету равны дебетовым.
14. Отсутствие корреспонденции, деловой переписки, возможности ее вести.
15. У организации один учредитель - физическое лицо.
16. Отсутствие определенной тематики в назначениях входящих и исходящих платежей.
17. Несовпадение назначений входящих и исходящих платежей.
Проявляем осмотрительность и осторожность
Итак, оценка добросовестности контрагентов ложится на плечи предпринимателей. Так какие же действия налогоплательщика будут свидетельствовать о том, что он проявил должную осмотрительность при выборе контрагента? Как показывает сложившаяся арбитражная практика (постановления Президиума ВАС РФ N 17649/10 от 31.05.2011, N 17684/09 от 08.06.2010, ФАС Московского округа по делу N А41-32537/10 от 12.09.2011, ФАС Северо-Западного округа по делу N А52-4121/2010 от 21.09.2011, ФАС Центрального округа по делу N А35-8519/2010 от 10.06.2011), доказательством этого являются действия, направленные на предварительный сбор информации о возможном партнере, и непосредственно эта информация.
Действия по проверке контрагента можно разделить на две группы - обязательные и желательные.
К обязательным действиям относятся проверка ЕГРЮЛ (можно воспользоваться сайтом ФНС России, но если рассматривается вопрос о долговременном сотрудничестве или сделка является крупной, то лучше сделать официальный запрос); сбор информации о контрагенте в открытых источниках; запрос копий учредительных документов, свидетельств о постановке на учет, разрешительных и прочих документов, регламентирующих деятельность контрагента; проверка руководителя на предмет дисквалификации (данная информация также содержится на сайте ФНС России). Если по какому-либо из вышеперечисленных действий вы получили негативную информацию или отзыв, задумайтесь о последствиях работы с таким контрагентом.
К необязательным действиям относят, например, запрос информации о выполнении налоговых обязательств (копии первых листов отчетности по налогам с отметками налоговых органах о сдаче, копии бухгалтерской отчетности и т.п.), проверку наличия у контрагента сотрудников, контроль за тем, чтобы адрес регистрации контрагента не был массовым (то есть по которому зарегистрированы 50 и более юридических лиц).
Также в письме ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84 предлагается запрашивать информацию о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений.
Как выявляют недобросовестных налогоплательщиков
Налоговые органы сегодня считают фирмами-"однодневками" совсем не те компании, которые в 1990-е годы создавались в самом деле на один или несколько дней для совершения одной или нескольких мошеннических операций. Фирмой-"однодневкой", по мнению налоговиков, может быть компания, которая существует несколько лет.
У налоговиков есть ряд методических разработок, созданных в Министерстве финансов РФ и в самой ФНС России, которые они используют при работе с налогоплательщиками и определении среди них недобросовестных компаний и индивидуальных предпринимателей. Выработано более 130 критериев, по которым фирма может быть причислена к "однодневкам", а ИП - к недобросовестным налогоплательщикам. Эти признаки может иметь и вполне законопослушная организация. Поэтому компанию признают "однодневкой" не по одному критерию, а по совокупности хотя бы трех из них, являющихся существенными.
Наиболее очевидными признаками фирм-"однодневок" и прочих недобросовестных налогоплательщиков являются "массовые" генеральный директор, главный бухгалтер и учредитель. Характеристика "массовый" означает, что они работают в десяти компаниях и более. Список таких сотрудников доступен на сайтах региональных управлений ФНС России. Если предприниматель честный, то в случае возникновения такой проблемы он должен будет обосновать данный факт перед налоговой инспекцией. Например, объяснить, что его предприятие является малым, возможности платить зарплату главному бухгалтеру нет, поэтому бухучет ведет сторонняя организация. В качестве подтверждения нужно представить договор, данные бухучета, сведения об оплате услуг, телефоны и прочие реквизиты организации, куда бухучет отдан на аутсорсинг.
Как отмечалось выше, с большим недоверием налоговики относятся и к адресам массовой регистрации. Если вы арендуете помещение в офисном центре, нужно иметь соответствующее гарантийное письмо от арендодателя.
Разумеется, настораживает фискалов и низкий уровень уплачиваемых организацией налогов. Посудите, суммы уплачиваемых "однодневкой" налогов никогда не превышают одного процента. По любому виду деятельности это меньше средних показателей как минимум в несколько раз. Компания, которая пропустила через себя сотни миллионов или даже миллиарды рублей и при этом уплачивает даже несколько сотен тысяч рублей налогов, скорее всего, является "однодневкой". При этом следует ориентироваться на отраслевые показатели. Они доступны на сайте ФНС России и в других открытых источниках. Не отклоняйтесь от них более чем на 20-25 процентов.
Даже если предприятие является малым, нежелательно совмещение одним человеком должностей генерального директора и учредителя или генерального директора и главного бухгалтера. Предприниматели не должны допускать ситуации, когда у организации-контрагента единственный учредитель, являющийся физическим лицом. Это вызывает подозрения, что реальные владельцы (выгодоприобретатели) компании не хотят себя показывать.
Недопустима невыплата зарплаты сотрудникам. Данный критерий характерен для любого недобросовестного налогоплательщика, не только "однодневки". Неладное заподозрят, если при создании организации вносился минимальный уставной капитал или уставной капитал вносился не деньгами, а, например, имуществом, не представляющим никакой ценности. Объясняется это легко: на создание компаний, которые будут заниматься незаконной деятельностью, сильно не тратятся.
К сведению. 3 метода изучения налогоплательщика:
1. "Математическая модель" налогоплательщика.
2. "Налоговый портрет" налогоплательщика.
3. "Юридический портрет" налогоплательщика.
Зачем нужно изучать устав и договоры
Другими важными признаками, сигнализирующими ФНС о недобросовестности налогоплательщиков, являются типовой текст устава, практически полностью повторяющий те, которые в качестве примера дают электронные информационно-справочные системы.
Внимательно читайте также договоры с контрагентами, это поможет вычислить недобросовестных партнеров. Фирмы-"однодневки", как правило, представляют типовые договоры на одной-двух страничках, зачастую они не содержат существенных условий, таких, как "Ответственность сторон" и даже "Предмет договора". Эти факты влекут риск признания данного договора и всех платежей, связанных с его исполнением, юридически ничтожными. Соответственно, можно представить себе доначисления налога на прибыль и НДС... Особенно если прошло несколько лет и добавились пени...
Также в группе риска несоответствие почтового, юридического и фактического адресов организации, расчетный счет в неблагонадежном банке. Список таких банков, подвергавшихся неоднократным санкциям вроде приостановления или ограничения лицензий, крупных штрафов и лишения должностных лиц права занимать свои должности в течение какого-то времени, есть на сайте Центрального банка РФ (cbr.ru).
Там же есть сведения о банках, вошедших в систему страхования вкладов физических лиц. С теми, которые не вошли в это число, лучше не связываться. Счет в таких банках является признаком "однодневки" (есть, правда, вероятность, что с физическими лицами эти банки попросту не работают). Налоговики считают, что сомнительными услугами такого банка пользуется большинство его клиентов.
Недопустимо, чтобы сумма кредитовых операций по расчетному счету равнялась сумме дебетовых в течение одного банковского дня. В назначениях входящих и исходящих платежей должна иметься определенная тематика. Вспоминается одна компания, которая чем только ни занималась: покупала горюче-смазочные материалы и ценные бумаги, продавала колготки, осуществляла научные исследования и ремонтные работы. Разумеется, этим она обратила на себя особое внимание налоговиков.
Важной группой признаков недобросовестных налогоплательщиков являются организационные критерии. Это отсутствие подтверждений сотрудничества с компанией-партнером (отсутствие коммерческих предложений и ответов на них, протоколов переговоров, деловой переписки, в том числе по электронной почте). Грустно наблюдать, как наши клиенты не могут ответить на элементарные вопросы: "Где вы познакомились с этой компанией?", "Кто был на переговорах с их стороны и с вашей?", "Где протокол ведения переговоров?", "Где оферта?", "Почему нет деловой переписки, коммерческих предложений и ответов на них?" Если в Западной Европе и в США отсутствие этих данных давным-давно является несомненным признаком сотрудничества с оффшорами и с компаниями, используемыми для незаконного уменьшения налогообложения, то у нас такой подход появился около года назад.
Умейте убедить налоговиков в том, что ваша деятельность и договоры не являются фиктивными. Будьте готовы представить доказательства того, что вы проверили компанию: ознакомились с ее уставом, учредительным договором и иными документами, встречались с руководством фирмы-партнера (вплоть до приложения к протоколу встречи фотографий и видеозаписей), убедились, что гендиректор и главбух не являются "массовыми", вели протоколы переговоров и деловую переписку. Подобных аргументов будет достаточно если не для налоговиков, то для суда.
Практика показывает, что соблюдение этих незатейливых рекомендаций делает организацию "добросовестной" для налоговиков. Конечно, риск того, что к вам придет проверка, есть всегда, но, по крайней мере, в список тех, кого проверяют в первую очередь, вы не попадете.
К сведению. Если ваша компания оказалась в списке кандидатов на проверку или вас уже проверяют, целесообразно оперативно изучить правила проведения налоговых проверок, четко знать права и обязанности - и свои, и проверяющих. В этой связи обратите внимание на изменения в процедуре проведения и оформления результатов налоговых проверок, внесенных в первую часть Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
Прежде всего необходимо знать, что налоговая проверка теперь не ограничена трехлетним сроком (ст. 89 НК РФ). Если в проверяемом периоде налогоплательщик подавал уточненную декларацию, то независимо от трехлетнего срока будет проверяться период, за который она представлена.
Изменена процедура истребования документов в рамках проведения налоговой проверки. На то, чтобы представить документы по требованию инспекции ФНС России в рамках налоговой проверки, у налогоплательщика есть десять рабочих дней при этом ранее исчислять данный срок надо было с момента вручения требования представителю организации. На основании такой нормы налогоплательщики в судебном порядке могли доказать, что при отсутствии отметки о вручении требования применение налоговых санкций за нарушение срока предоставления документов не соответствует нормам налогового законодательства. В новой редакции ст. 93 НК РФ под получением требования понимается как вручение лично под подпись, так и отправка по почте, при которой требование будет считаться полученным на шестой день после его отправления. Таким образом, срок представления документов составляет 16 дней с момента его почтового отправления и никак не зависит от фактического получения требования налогоплательщиком. Отправленное по почте требование инспекции может задержаться, вернуться обратно, не прийти в организацию. Тем не менее данный факт никак не повлияет на штрафные санкции за непредставление документов по ст. 126 НК РФ, которые с 02.09.2010 увеличены в 4 раза и составляют 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Аналогичная норма установлена для решения налогового органа по результатам налоговой проверки теперь оно тоже считается полученным на шестой день после его отправки налогоплательщику (ст. 101 НК РФ). Ранее НК РФ предусматривал обязательное вручение решения налогоплательщику, которому крайне важно определить этот момент, ведь с него начиналось истечение 10-дневного срока, в течение которого решение вступает в силу. В течение этих 10 дней решение можно обжаловать в апелляционном порядке в вышестоящем налоговом органе.
В этой статье мы рассмотрели 20 рекомендаций из 125 по управлению налоговыми рисками. В следующих номерах мы продолжим анализ данной темы.
П.А. Гагарин,
председатель Совета директоров аудиторско-консалтинговой
группы "Градиент Альфа"
"Арсенал предпринимателя", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) www.cbr.ru/analytics/print.asp?file=mci.htm.
*(2) www.itar-tass.com/c16/251254.html, http://gfaclaims.com/ekonomika/21823-pochti-40-procentovuchastnikov-vnesh neekonomicheskoy-deyatelnosti-nosyat-priznaki-firm-odnodnevok-glava-fts.h tml.
*(3) Федеральный закон от 07.12.2011 N 419-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Арсенал предпринимателя"
ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ N ФС77-36567 от 08.06.2009 г.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47, 507-46-04
E-mail: public@delo-press.ru