Энергетическая эффективность и налоги
Комментарий к письму Минфина России от 26.12.11 N 03-05-05-01/98 "О применении налоговой льготы по налогу на имущество организаций по пункту 21 статьи 381 НК РФ"
Определяя ориентиры перехода экономики страны на инновационный путь развития, государство не только говорит о необходимости инвестиций и инноваций, но иногда предпринимает для этого и некоторые практические шаги.
Так, например, летом прошедшего года был принят Федеральный закон от 07.06.11 N 132-ФЗ "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (комментарий к документу опубликован в "720 часов" N 8, 2011).
Пунктом 11 статьи 2 этого закона в статью 381 НК РФ было внесено дополнение (п. 21), согласно которому организации имеют право на налоговую льготу по налогу на имущество в течение трёх лет со дня постановки на учёт вновь вводимых объектов:
- имеющих высокую энергетическую эффективность (в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ) или
- имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.
О том, как на практике применять это новшество и как скоро оно "заработает", рассказывается в письме Минфина России от 26.12.11 N 03-05-05-01/98.
Ситуация
Налогоплательщик, обратившийся к финансистам за разъяснением, в 2012 году собирается провести модернизацию системы энергоснабжения своего имущественного комплекса. При этом он планирует применить энергосберегающие технологии и полностью заменить лампы освещения на светодиодные лампы, имеющие высокую энергетическую эффективность.
От редакции. Вопрос об экономии материальных, ресурсов при постоянно увеличивающихся тарифах на электроэнергию весьма актуален. По мнению специалистов, наиболее эффективной является установка светодиодных светильников с датчиками звука. Экономия такой системы достигает 98% по сравнению с применением люминесцентных ламп и ламп накаливания за счёт разумного использования электроэнергии. Производители утверждают, что первоначальные вложения окупаются за 10 месяцев.
Можно ли в этом случае получить право на льготу по налогу на имущество? И если да, то как документально обосновать такую льготу?
Неувязочка
Как это часто бывает, льготу в НК РФ установили, а пакет сопутствующих подзаконных актов и документов исполнительная власть ещё полностью не подготовила.
Иначе говоря, до настоящего времени не установлен перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, определяемый Правительством РФ в целях применения льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ.
Что делать? Налогоплательщики знают о перечне объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, который утверждён постановлением Правительства РФ от 12.06.11 N 562. Однако этот перечень применяется для целей получения инвестиционного налогового кредита.
Можно ли им воспользоваться для обоснования льготы по налогу на имущество?
Ждите! Терпеливые обрящут
Финансисты ответили, что перечень, предназначенный для целей инвестиционного налогового кредита, в принципе нельзя использовать в вопросах налогообложения имущества. И дан совет: ждите! Дословно в письме сказано, что "в настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке Перечень согласован и направлен в Правительство Российской Федерации, и после принятия соответствующего Постановления налогоплательщики вправе будут использовать налоговую льготу по п. 21 ст. 381 Кодекса начиная с 01.01.2012".
Таким образом, если органы власти не поторопятся, получателям льготы, вполне возможно, придётся уточнять свои налоговые расчёты за 2012 год.
От редакции. Кабинет министров постановлением от 08.12.11 N 2227-р утвердил Стратегию инновационного развития РФ на период до 2020 года (далее - стратегия). В основу этого документа, в частности, положена Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.08 N 1662-р). Один из разделов концепции определяет задачи государства по повышению национальной конкурентоспособности РФ. Среди поставленных приоритетных задач указано и снижение энергоёмкости производства. Его можно достичь в том числе за счёт модернизации производства, внедрения новых технологий и реализации системы мер по энергосбережению. А чтобы реализовать такие меры, нужно сформировать финансово-экономические механизмы, нормативно-правовую базу, задействовать тарифное стимулирование.
Стратегией определены основные направления совершенствования законодательства РФ. В частности, совершенствование налогового законодательства будет направлено на сохранение действующих налоговых льгот и преференций в отношении инновационно активных организаций. Что будет со льготами после 2020 года, покажет анализ эффективности их применения. И дальнейшее совершенствование налоговой системы в целях стимулирования инноваций будет обеспечено также на основе такого анализа.
Документальное подтверждение
Правила определения энергетической эффективности или класса энергетической эффективности объектов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23.11.09 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Финансисты указывают, что для получения рассматриваемой льготы по налогу на имущество необходимо, во-первых, иметь вводимое с января 2012 года имущество на балансе в составе основных средств. Во-вторых, понадобятся техническая документация и другие документы (паспорт, маркировка, акт и т.п.), поименованные в указанном выше федеральном законе.
Например, согласно пункту 7 статьи 15 данного закона энергетический паспорт должен содержать информацию:
- об оснащённости приборами учёта и объёме используемых ресурсов;
- о показателях энергетической эффективности;
- о потенциале сокращения потребления ресурсов и перечне типовых мероприятий по энергосбережению.
Приказом Минэнерго России от 19.04.10 N 182 утверждены требования к оформлению энергетического паспорта, составленного:
- по результатам обязательного энергетического обследования*(1);
- на основании проектной документации.
Этим же приказом утверждены и правила направления в Минэнерго копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования.
На маркировке указывается класс энергетической эффективности конкретного товара.
От редакции. Перечень видов товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, установлен постановлением Правительства РФ от 31.12.09 N 1222.
С 26 января 2012 года этот перечень действует в новой редакции, с учётом изменений и дополнений, внесённых постановлением Правительства РФ от 30.12.11 N 1243.
Из перечня изъято требование об указании с 1 января 2012 года информации о классе энергетической эффективности в технической документации на произведённые в РФ и импортные мониторы компьютерные, принтеры и копировальные аппараты, микроволновые печи бытовые. Надо полагать, что такая информация в документах и маркировке на эту продукцию и так уже указывается.
На два года (до 1 января 2014 года) отсрочено требование об указании информации о классе энергетической эффективности в технической документации на телевизоры, лифты (пассажирские и грузопассажирские) (за исключением лифтов, предназначенных для использования в производственных целях).
Если же речь идёт о требованиях к энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, то в отношении них нужно руководствоваться правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 25.01.11 N 18. Отдельно регулируются правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов (утв. приказом Минрегиона России от 08.04.11 N 161). В частности, в акте проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности должен быть указан её класс.
П. Яковенко,
эксперт
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 2, февраль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, распространяются на саморегулируемые организации в области энергетического обследования при разработке и утверждении стандартов и правил оформления энергетического паспорта, а также лиц, проводящих обязательные энергетические обследования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru