Сведения о соответствии бензина стандартам топлива не являются рекламной информацией
Президиум ВАС рассмотрел заявление общества о пересмотре в порядке надзора Решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.08.2010 N А71-5758/2010-А25, постановлений Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010 и ФАС УО от 08.02.2011 по этому делу. Во всех трех инстанциях обществу было отказано в признании недействительными предписаний Управления по наружной рекламе, информации и оформлению города администрации города Ижевска о демонтаже рекламных конструкций, размещенных на автозаправочных станциях без разрешения органов местного самоуправления на их установку. Почему высший арбитр в Постановлении от 20.10.2011 N 7517/11 встал на сторону общества?
Как известно, к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства применяется Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) при условии, что распространение рекламы осуществляется на территории РФ. Согласно п. 1 ст. 3 этого закона рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В свою очередь, объектами рекламирования являются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Один из способов распространения рекламы - установка рекламных конструкций, чему посвящена ст. 19 Закона о рекламе. В качестве таких конструкций могут использоваться щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, которые монтируют и располагают на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта. В силу требований п. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается только при наличии разрешения, выдаваемого на основании заявления соответствующего лица органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого предполагается осуществить установку рекламной конструкции. В пункте 10 этой же статьи подчеркнуто: установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) запрещена. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания указанного органа. Таким образом, под самовольной рекламной конструкцией понимается та, на которую в момент ее установки отсутствует разрешение компетентного органа. При этом какого-либо иного способа устранения нарушения Закона о рекламе, выразившегося в самовольной установке рекламной конструкции, помимо демонтажа, данный закон не содержит.
В деле, которое дошло до Президиума ВАС, спор разгорелся вокруг отдельно стоявшей щитовой установки - стелы, флаговой композиции на трех флагштоках, которые содержали информацию о видах топлива, ценах на них, фирменном логотипе, логотип "SALAVAT", слоган "Сделано в Башкирии", наименование стандарта "Евро-4". Судьи первой, апелляционной и кассационной инстанций посчитали, что указанные конструкции не только содержат информацию о месторасположении автозаправочных станций, но и привлекают внимание неопределенного круга лиц к товарам, реализуемым обществом, в том числе подчеркивают их преимущество по сравнению с топливом иных стандартов, реализуемым другими участниками рынка. Следовательно, конструкции являются рекламными и для их размещения общество должно было получить соответствующее разрешение органа местного самоуправления муниципального образования "Город Ижевск".
Президиум ВАС изложил на этот счет прямо противоположное мнение. Он заострил внимание на том, что согласно пп. 2 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе данный закон не распространяется на информацию, раскрытие, распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом. Следовательно, для разграничения информации и рекламы значение имеют предусмотренная федеральным законом обязанность размещения в целях доведения до потребителя соответствующей информации и место ее размещения, манера исполнения при размещении этой информации значения не имеет. Кстати, еще ранее Президиум ВАС в Информационном письме от 25.12.1998 N 37 (п. 18) отметил: сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
В силу п. 1 ст. 495 ГК РФ продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Отношения, возникающие между потребителями (гражданами, имеющими намерение заказать, приобрести либо заказывающими, приобретающими товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) и продавцами при продаже товаров, регулируются Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей). Этим же законом определены права потребителей на получение информации о товарах и их изготовителях (продавцах).
На основании п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Эта информация размещается продавцом на вывеске. Кроме того, обязанностью продавца является своевременное предоставление потребителю необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора (п. 1 ст. 10 указанного закона). Способ доведения такой информации до потребителей - ее размещение в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя может установить Правительство РФ.
Президиум ВАС обратил внимание на Постановление Правительства РФ от 27.02.2008 N 118, которым утвержден Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". Этот регламент принят на основании Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (п. 1 ст. 9) и действует до 31.12.2012. С указанной даты вступит в силу Технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826.
Согласно п. 31 технического регламента, утвержденного Правительством РФ, изготовители и продавцы автомобильного бензина и дизельного топлива обязаны указывать в информационных материалах, размещенных в местах, доступных для приобретателей, в том числе на топливораздаточном оборудовании, наименование продукции, марку и класс автомобильного бензина или дизельного топлива, а в кассовых чеках - класс этого бензина или дизельного топлива. Аналогичные требования включены в технический регламент Таможенного союза. При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о наименовании и марке топлива, а также о соответствии топлива требованиям технического регламента Таможенного союза. В случае реализации автомобильного бензина и дизельного топлива через розницу информация о наименовании и марке топлива, в том числе о его экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливно-раздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках (п. 3.2 ст. 3).
Также необходимо учитывать, что Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609 утвержден Технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ". Данным регламентом установлены требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания, и предусмотрено поэтапное введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания соответствующего экологического класса. В частности, с 01.01.2010 введены технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания 4-го экологического класса, а с 01.01.2014 будут приняты нормативы выбросов в отношении указанных техники и двигателей 5-го экологического класса.
С учетом изложенного высший арбитр решил: сведения о реализуемых товарах (о марке бензина и ценах на бензин), соответствии бензина стандартам топлива, месте производства топлива, размещенные на спорных конструкциях в месте нахождения автозаправочных станций, не могут расцениваться как сведения, преследующие рекламные цели, поскольку представляют собой необходимую информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора потребителем. Следовательно, выводы судов о соответствии оспариваемых предписаний требованиям закона и отсутствии нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не могут быть признаны обоснованными.
Д.В. Дурново,
главный редактор ИД "Аюдар Пресс"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"