Если отпуск задержался
К сожалению, часто случается, что долгожданный отпуск омрачается, не начавшись. В приподнятом настроении, с новыми чемоданами и в панамке турист приезжает к назначенному часу в аэропорт - и остаётся на гораздо больший срок, чем рассчитывал. Например, плотный туман, или ураган, или ливень. В общем, самолёты не летают, а авиакомпании не кормят, не поят, не предоставляют гостиницы. И если причины невылета самолёта часто от человеческого фактора не зависят, то за неправомерное бездействие есть кому отвечать.
Итак, может ли наш несчастный отпускник получить возмещение убытков, компенсацию морального вреда, в том числе в связи с задержкой рейса, а также неоказанием услуг в период ожидания вылета?
Вопрос риторический. Разумеется, турист вправе обратиться в суд (общей юрисдикции) с такими требованиями. Как указано в пункте 1 статьи 795 ГК РФ, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка произошла вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Для воздушных перевозок данный штраф установлен статьёй 120 ВК РФ: "За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика".
Форс-мажор не основание
Если, например, причиной задержки рейса стали неблагоприятные погодные условия (ливневые дожди, ураган и т.д.), то это может считаться обстоятельством непреодолимой силы по смыслу пункта 3.117 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации" (утв. приказом Минтранса России от 31.07.09 N 128, зарег. Минюстом России 31.08.09 N 14645). Напомним, что любое такое условие может считаться обстоятельством непреодолимой силы при условии соответствия критериям чрезвычайности и непредотвратимости (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Примечание. Непреодолимая сила - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, сделавшие невозможным исполнение обязательства (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Однако если владелец аэропорта вылета или посадки имел возможность подготовить взлётно-посадочную полосу, но не предпринял своевременно необходимых мер, то с перевозчика-авиакомпании может быть взыскан штраф за задержку отправления вне зависимости от того, что обслуживанием аэродрома занимается не авиакомпания, а владелец этого аэродрома.
Не относится к форс-мажорным обстоятельствам нарушение обязанностей со стороны контрагентов (п. 3 ст. 401 ГК РФ), т.е. - в рассматриваемом примере - собственника аэродрома.
В суде перевозчик будет доказывать наличие обстоятельств, освобождающих его от ответственности. На это указал Роспотребнадзор в письме от 27.12.10 N 01/18080-0-32 со ссылкой на пункт 2 статьи 401 ГК РФ и пункт 4 статьи 13 Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Если же, например, вследствие ливневых дождей ухудшилась видимость, то это обстоятельство ни от кого не зависит - ни от авиакомпании, ни от собственника аэродрома. И коль скоро плохая видимость относится к обстоятельствам непреодолимой силы, то в таком случае нет оснований требовать взыскания с авиакомпании штрафа за просрочку доставки.
В случае если пассажир откажется от перевозки, то перевозчик обязан возвратить ему провозную плату (п. 2 ст. 795 ГК РФ, п. 235 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. приказом Минтранса России от 28.06.07 N 82, далее - правила). Причём право на возврат не зависит от причин задержки. Если же авиакомпания откажется удовлетворить это требование, то у пассажира возникает право предъявить исковое требование.
На что рассчитывать?
Если же пассажир не отказался от перелёта, то он вправе рассчитывать на ряд услуг, которые должны быть ему предоставлены авиакомпанией (подп. 4 п. 2 ст. 106 ВК РФ, п. 99 правил). Так, при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
- предоставление комнат матери и ребёнка пассажиру с ребёнком в возрасте до семи лет;
- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырёх часов и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время;
- размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время;
- доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
- организацию хранения багажа.
Примечание. Если вследствие несвоевременного исполнения договора воздушной перевозки пассажир был вынужден за свой счёт питаться и оплачивать номер в гостинице, то соответствующие расходы расцениваются как реальный ущерб, причинённый некачественным оказанием услуги перевозки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Эти услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
В нашей ситуации турист вправе потребовать не только возмещения реального ущерба, вызванного неисполнением авиакомпанией обязанностей, связанных с задержкой вылета, но и возмещения морального вреда, причинённого бездействием авиакомпании. Если же пассажир отказался от перевозки из-за задержки рейса, он также вправе требовать возврата провозной платы (п. 2 ст. 795 ГК РФ).
Соблюдение претензионного порядка не требуется
Конвенция не обязывает пассажира соблюдать досудебный порядок урегулирования спора, если предъявленные перевозчику требования не связаны с сохранностью груза. В то же время пункт 1 статьи 28 говорит о том, что процедура предъявления иска определяется законом суда, в котором вчинён иск.
ВК РФ обязывает предъявлять претензию в случае нарушения договоров воздушной перевозки груза или почты (п. 3, 4 ст. 124 ВК РФ), а при нарушении договоров воздушной перевозки пассажира, груза или почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.
Строго говоря, подаётся не претензия, а заявление: "В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя" (п. 4 ст. 124 ВК РФ).
Обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен статьёй 797 ГК РФ только в отношении договора перевозки груза, поэтому отсутствие заявления пассажира не препятствует обращению в суд (п. 2.2 определения Конституционного суда РФ от 20.06.06 N 170-О).
Таким образом, соблюдения претензионного порядка урегулирования спора в данном случае не требуется.
Сколько требовать?
Велик соблазн попробовать "состричь" с авиакомпании по максимуму, т.е. по пункту 5 статьи 28 - три процента от цены услуги за каждый день (час, если срок определён в часах) просрочки. По-человечески это желание понятно, но в данном случае это не сработает.
Во-первых, ответственность перевозчика в международной воздушной перевозке ограничена 250 000 франков (п. 1 ст. 22 Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключённой в г. Варшаве 12.10.29, ратифицирована СССР 07.07.34, с учётом изменений, внесённых Протоколом от 28.09.55, подписан в г. Гааге, вступил в силу для СССР 01.08.63).
Примечание. Подсудность определяется с учётом требований, изложенных в Варшавской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок.
Во-вторых и в-главных, к отношениям, вытекающим из договоров перевозки, закон о защите прав потребителей применяется лишь в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону (п. 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.09.94 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей").
В случае удовлетворения исковых требований суд взыскивает с авиакомпании штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя (п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителей) - 50% от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя. Однако нашему туристу в данном случае это принесёт только моральное удовлетворение, поскольку этот штраф всё равно зачисляется в бюджет.
О подсудности
По общему правилу иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия (ч. 3 ст. 30 ГПК РФ).
Однако в данном случае применяется норма международного акта, потому что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 3 ВК РФ). Применяется пункт 1 статьи 28 Конвенции, согласно которому иск об ответственности перевозчика должен быть возбуждён по выбору истца в пределах территории одной из высоких договаривающихся сторон:
- в суде по местожительству перевозчика;
- по месту нахождения главного управления его предприятия;
- по месту, где он имеет контору, посредством которой был заключён договор;
- перед судом места назначения.
Надо ли платить госпошлину?
В данном случае есть все основания воспользоваться льготами, предусмотренными для подачи исков о защите прав потребителей.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учётом положений пункта 3 данной статьи освобождаются истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей.
Согласно пункту 3 этой же статьи при подаче исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, потребители освобождаются от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн. руб.
Если цена иска превышает эту сумму, они уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн. руб.
Итак, если турист предъявит иск на сумму не более 1 млн. руб., то он полностью освобождается от уплаты госпошлины (в цену иска не включается размер требуемой компенсации морального вреда, поскольку это требование носит неимущественный характер).
Подсчитаем госпошлину, если цена иска превышает этот порог и составляет, скажем, 1 500 000 руб.
При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска свыше 500 000 руб. госпошлина составляет 6600 руб. плюс 0,5% от суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ):
- 6600 + 0,5% от 1 000 000 = 6600 + 5000 = 11 600 руб. (сумма, исчисленная из цены иска 1 500 000 руб.);
- 6600 + 0,5% от 500 000 = 6600 + 2500 = 9100 руб. (сумма государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 руб.).
Следовательно, госпошлина составит 2500 руб. (11 600 - 9100).
С. Город,
адвокат
"Практический бухгалтерский учет", N 7, июль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455