Антикоррупционная экспертиза
нормативно-правовых актов и их проектов
Разработка правовых средств и механизмов противодействия коррупции становится одной из наиболее значимых и актуальных проблем современного российского общества и государства*(1). Решить проблему коррупции можно только с помощью комплекса мероприятий, проводимых последовательно в каждой области ее возможного проявления, в том числе направленных не только на ее искоренение, но и на недопущение появления способствующих коррупции факторов. Так, первым звеном, которое может содействовать проявлению коррупции, являются нормативные правовые акты - основа правовой системы Российской Федерации. Именно поэтому проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов важно для недопущения использования их в коррупционных целях*(2).
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов сравнительно новая процедура из ряда антикоррупционных инициатив Президента РФ Д.А. Медведева, призванная повсеместно изменить деятельность юридических служб российских органов власти, с целью уделения особого внимания профилактике коррупции, начиная с исходного этапа - выработки государственно-властного решения.
Научная основа формирования правильных с формальной точки зрения решений органов власти развивается под сенью такой области знаний, как юридическая техника. Ее задачи связаны не только с грамотным оформлением нормативных правовых актов, но и с верной трактовкой исходной управленческой задачи, пониманием особенностей реализации государственно-властного решения на практике, четким выстраиванием логики и структуры решения, установлением связей с другими правовыми актами и т.п.
Антикоррупционная экспертиза дополнила обширный перечень экспертиз в нормотворческом и правоприменительном процессах. Неслучайно проведение данной экспертизы совмещается с проведением правовой экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов. Они действительно близки. В самом общем виде можно сказать, что у них разные углы зрения: целью проведения правовой экспертизы является проверка акта на принцип законности (например, соответствие проверяемого акта актам с большей юридической силой, его принятие в пределах компетенции соответствующего органа и т.п.), целью проведения антикоррупционной экспертизы - выявление нормативных дефектов, "благоприятствующих" проявлению коррупции (как случаи нарушения режима законности, так и вопросы целесообразного выбора той или иной нормативной модели). Важная составляющая правовой и антикоррупционной экспертиз - это проверка актов либо их проектов на предмет соответствия правилам юридической техники.
Методологически экспертиза коррупциогенности является разновидностью криминологической экспертизы законодательства, задачей которой является оценка криминогенности решений, т.е. их способности порождать противоправное поведение субъектов. То обстоятельство, что особенно активно в научном сообществе обсуждается не криминологическая, а антикоррупционная экспертиза, объясняется особым акцентом на профилактике именно коррупционных правонарушений.
Тема, связанная с оценкой коррупциогенности законодательства, т.е. с выявлением в нем таких юридико-технических дефектов, которые приводят к активному развитию коррупции в практике реализации нормативных правовых актов, стала приобретать популярность в научных и аналитических кругах еще в 2002-2003 гг.
Точкой отсчета в официальном признании необходимости проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов можно считать распоряжение Правительства РФ "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах"*(3), в котором внедрение практики антикоррупционной экспертизы законопроектов и иных нормативных правовых актов было поставлено в план мероприятий на 2006 и 2007 гг.
Совершенно новый импульс данной работе придала серия президентских антикоррупционных инициатив конца 2008 г. В первую очередь речь идет о Национальном плане противодействия коррупции*(4). В этом документе содержались поручения: отразить совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации в проекте Федерального закона "О противодействии коррупции", а также организовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации, проектов законов и иных нормативно-правовых актов.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"*(5) определил антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов среди основных мер по профилактике коррупции (п. 2 ст. 6).
Возможно, благодаря данному акценту на необходимости проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов в числе мер по профилактике коррупции в первой половине 2009 г. увидел свет целый ряд нормативных актов, определяющих правовую базу использования в России этого нового инструмента улучшения качества правотворческой работы. В первую очередь к их числу следует отнести Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"*(6) (далее - ФЗ от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ). Однако еще в марте 2009 г. Правительство РФ утвердило подготовленные при активном участии Центра стратегических разработок, более пяти лет занимающегося внедрением антикоррупционной экспертизы, методику и правила экспертизы коррупциогенности нормативных правовых актов. Но Правительство РФ установило требования к экспертизе только проектов правовых актов.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"*(7) данные методики были признаны утратившими силу и были утверждены новые Правила проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также Методика проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Во исполнение Национального плана противодействия коррупции в апреле 2010 г. была разработана Национальная стратегия противодействия коррупции, и одним из направлений ее реализации было названо совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и, что важно, повышение ее результативности.
Основным законом, регулирующим общие вопросы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, является ФЗ от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ. Данный закон, несмотря на свою компактность (всего пять статей), отвечая на вопросы организации экспертной работы и применения ее результатов, сформировал в России базис правового регулирования антикоррупционной экспертизы.
Сущность организационного механизма применения антикоррупционной экспертизы раскрывается в ст. 3 Закона, указывающей компетенцию основных субъектов, участвующих в процессе оценки коррупциогенности российского законодательства. Таким образом, система органов прокуратуры осуществляет антикоррупционную экспертизу действующих нормативно-правовых актов, Министерство юстиции РФ - экспертизу проектов нормативных актов федерального законодательства, действующих актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований. Все остальные субъекты правотворчества проводят антикоррупционную экспертизу своих собственных решений.
По итогам проведения экспертизы прокурор может составить мотивированное требование об изменении нормативного правового акта, которое подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом не позднее чем в десятидневный срок "и учитывается в установленном порядке". Также в установленном порядке требование прокурора может быть обжаловано (п. 3 и 4 ст. 4 ФЗ от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ).
Что касается позиции Министерства юстиции РФ по коррупциогенности действующих актов субъектов Российской Федерации, то она отражается в заключении хотя и носящем рекомендательный характер, но обязательном к рассмотрению соответствующими принимающими органами.
Также ФЗ от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ закрепляет возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов. Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится аккредитованными Министерством юстиции России юридическими лицами и физическими лицами в инициативном порядке и за счет собственных средств. Независимая антикоррупционная экспертиза не проводится в отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Независимыми экспертами не могут являться юридические и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта документа, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти - разработчика проекта документа. Положение об аккредитации независимых экспертов утверждается Министерством юстиции РФ.
Основными требованиями и условиями для проведения аккредитации независимых экспертов являются: для физических лиц - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет; для юридических лиц - наличие в штате не менее чем трех сотрудников, удовлетворяющих требованиям к аккредитации физического лица.
Свидетельство об аккредитации выдается на пять лет. Плата за аккредитацию, в том числе за выдачу свидетельства об аккредитации, не взимается. Аккредитация аннулируется Министерством юстиции РФ в случаях:
а) добровольного отказа независимого эксперта от аккредитации;
б) непроведения независимой экспертизы на коррупциогенность в течение более чем двух лет.
В период с 1 января по 31 марта 2011 г. Департаментом конституционного законодательства Министерства юстиции РФ рассмотрено 87 заявлений об аккредитации в качестве независимых экспертов (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - на 5 заявлений больше), из них 76 - от физических лиц, 11 - от юридических. И в отношении 87 заявлений вопрос решен положительно*(8). Из этих данных можно сделать вывод, что процесс аккредитации независимых экспертов - физических лиц в 2011 г. идет в целом более активно, чем это было в 2010-м.
Интересно, что заключение по независимой антикоррупционной экспертизе носит рекомендательный характер, но при этом подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Оценивая ФЗ от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ, стоило бы в целом выразить поддержку в отношении инициативы правового регулирования проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Однако имеется, по меньшей мере, два принципиальных соображения, которые обязывают нас воспринимать дальнейшую практику реализации этого закона в довольно критическом ключе.
Во-первых, можно найти некоторую иронию в том, что прокуратуре с ее общенадзорной функцией отведена центральная роль в антикоррупционном анализе действующего законодательства. Функция общего надзора сама по себе является отражением классических признаков коррупциогенности, таких как наличие дискреционных полномочий или отсутствие должной конкретизации административных процедур.
Во-вторых, установление правовых основ антикоррупционной экспертизы представляет собой попытку решения частного вопроса при нерешенности на уровне закона более общего. Формирование законодательной основы проведения антикоррупционной экспертизы является, вне всякого сомнения, задачей важнейшей. Однако вопрос об антикоррупционной экспертизе предпочтительно было бы решать системно. Антикоррупционная экспертиза - это частный случай или даже часть правовой и криминологической экспертиз текстов нормативных правовых актов*(9). Правовая экспертиза, в свою очередь, - это мера обеспечения соблюдения правил юридической техники. А последняя является составляющей системы вопросов о принципах, системе, порядке принятия и изменения, порядке вступления в силу нормативных актов. Поэтому формирование комплексной правовой основы проведения антикоррупционной экспертизы догматически правильно было бы начать с принятия базового закона о нормативных правовых актах.
Проведение экспертной работы невозможно вне рамок четкой методологии, определяющей цели, задачи, последовательность, критерии оценки, форму представления результатов и другие параметры проведения антикоррупционной экспертизы.
Зародившись в 2003-2004 гг., данная методика претерпела множество частных изменений, однако ее структура, основанная на перечне определенных базовых факторов коррупциогенности правовых актов, осталась в основном неизменной.
Работа по совершенствованию методики экспертизы коррупциогенности законодательства ведется в Генеральной прокуратуре РФ и Министерстве юстиции РФ. Аналогичная методика утверждена нормативными правовыми актами более чем в 40 субъектах Российской Федерации, активно применяется в некоторых федеральных органах исполнительной власти, муниципальных образованиях*(10).
Официальная методология антикоррупционной экспертизы с четким определением коррупционных факторов утверждена в Методике проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Методикой определены коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
К первому виду коррупциогенных факторов относятся: широта дискреционных полномочий, т.е. отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований для принятия решения; наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); определение компетенции по формуле "вправе"; выборочное изменение объема прав; чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества; отказ от конкурсных (аукционных) процедур, т.е. закрепление административного порядка предоставления права (блага), а также ряд других.
Ко второму виду коррупциогенных факторов можно отнести наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права: установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами), а также юридико-лингвистическая неопределенность, т.е. употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Вне зависимости от того, имеется ли в качестве предмета экспертизы уже действующий нормативный акт либо только его проект, полезно осуществить первичную оценку коррупционного потенциала данного акта. При этом даже не всегда может быть обязательным ознакомление с текстом нормативного акта. Задачей данной экспертной работы является то, чтобы на основании знания о предмете регулирования данного акта подготовить эксперта не к случайному и формальному поиску коррупционных факторов, а к целенаправленной интеллектуальной работе, связанной с оценкой не только документа, но и возможной практики его реализации.
Следует отметить, что коррупциогенные факторы в первую очередь необходимо выявлять в правовых актах органов государственной власти и местного самоуправления, которые носят нормативный характер, поскольку они затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц - граждан, хозяйствующих субъектов, устанавливая их права и обязанности, запреты и ограничения в различных сферах жизнедеятельности - от социальных гарантий самых необеспеченных слоев населения до предпринимательской деятельности крупных экономических структур. Одновременно этими же актами отдельным чиновникам государственных и муниципальных органов предоставляются те или иные полномочия по регулированию прав и обязанностей физических и юридических лиц, зачастую без четкого определения пределов такого регулирования, решение многих вопросов остается на усмотрение чиновника.
Именно возможность так называемого "свободного усмотрения" и позволяет чиновнику "вершить судьбу" гражданина ли, мелкого предпринимателя или крупного бизнесмена по собственному разумению, коль скоро закон это позволяет, что называется, "по умолчанию".
Очевидно, что наличие методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов - это необходимое условие устранения коррупциогенных факторов действующего законодательства.
Следующие статистические данные помогут наглядно убедиться в том, что на сегодняшний день в подразделениях Министерства юстиции РФ ведется более активная работа по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, чем в 2010 г.
За отчетный период с 1 января по 31 марта 2011 г. в структурные подразделения Министерства юстиции России поступило 856 проектов нормативных правовых актов для проверки на выявление в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. - на 132 проекта больше), в том числе 389 законопроектов, 31 проект указов Президента РФ, 393 проекта постановлений Правительства РФ, а также 2 проекта концепций и технических заданий, 57 проектов официальных отзывов, 22 проекта заключений на проекты федеральных законов.
Из 764 рассмотренных проектов нормативных правовых актов в 24 (3,1% общего количества) выявлено наличие коррупциогенных факторов, в том числе в 11 законопроектах, в 13 проектах постановлений Правительства РФ, в 1 проекте концепции технического задания.
Департаментом регистрации ведомственных нормативных правовых актов Министерства юстиции РФ за тот же период рассмотрено 1133 нормативных правовых акта федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций из 1092 поступивших на регистрацию в Министерство юстиции РФ и 412 оставшихся на начало отчетного периода, в 10 (0,9% общего количества) выявлено наличие коррупциогенных факторов.
В первом квартале 2011 г. в территориальные органы Министерства юстиции РФ поступило 34 398 документов, подлежащих антикоррупционной экспертизе (за аналогичный период 2010 г. - 26 828 документов), в том числе 24 142 нормативных правовых акта субъектов Российской Федерации, 878 уставов муниципальных образований, 5697 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, 3681 иной документ*(11).
Необходимо отметить, что прорыв в правовом регулировании антикоррупционной экспертизы характерен лишь для законодательства федерального уровня, в то время как региональное и муниципальное правотворчество в этом вопросе начало формироваться несколько раньше.
Рассмотрим этапы формирования правовой базы борьбы с коррупцией на муниципальном уровне на примере Саратовской области.
Саратовская область была одним из первых российских регионов, который разработал свое антикоррупционное законодательство и поставил работу по противодействию коррупции на системную основу. С 2007 г. Правительством области реализуется задача внедрения в деятельность государственных и муниципальных органов антикоррупционных процедур.
2 августа 2007 г. был принят Закон Саратовской области "Об областной целевой программе "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2010 годы"*(12), заложивший основы организации проведения независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов области и проектов правовых актов области. Закон Саратовской области "О противодействии коррупции в Саратовской области"*(13) устанавливает порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов области (проектов нормативных правовых актов области). Наконец, постановление Правительства Саратовской области "О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов области и проектов нормативных правовых актов области"*(14) утверждает Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов области и проектов нормативных правовых актов области. При этом в 2009 г. антикоррупционная экспертиза проводилась согласно методике, утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 марта 2009 г. N 196*(15), в 2010 г. - согласно методике, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96*(16).
В структуре Правительства Саратовской области функционирует специально уполномоченный орган - отдел по противодействию коррупции. Ежегодно этот отдел публикует отчет о реализации мер антикоррупционной политики. Сотрудниками отдела в 2010 г. было проведено около 1500 экспертиз нормативных правовых актов области и их проектов. Из них более 100 раз они давали заключение о наличии в проектах коррупциогенных факторов. По статистике отдела, "проблемные" нормативные правовые акты в основном выходили из министерств образования и социального развития. Их доля среди всех возвращенных на доработку составила 19 и 22% соответственно. Большинство отклоняющих экспертных заключений касались порядка предоставления и оказания услуг населению. Всего же с 2007 г. отделом проведено более 4700 экспертиз, из которых более 430 - с заключениями о наличии коррупциогенных факторов*(17).
Коррупциогенными факторами, выявляемыми в законах Саратовской области, как правило, являются отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований для решения, а также определение компетенции чиновников в форме "вправе". Еще к таким факторам следует отнести установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, а также отсутствие четкой регламентации их прав.
Кроме того, в третьем квартале 2010 г. Правительством области инициирована реализация пилотного проекта по оптимизации антикоррупционной экспертизы в пяти муниципальных районах области: Балаковском, Вольском, Воскресенском, Марксовском и Ровенском. Цель проекта - обеспечение единообразия при проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов на территории области, соблюдение требований нормативных правовых актов, регламентирующих проведение названной экспертизы для последующего распространения положительного опыта в других муниципальных районах области. Проект реализуется на базе методических материалов, подготовленных отделом по противодействию коррупции при Правительстве Саратовской области.
Правительством области также обеспечены благоприятные условия для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, предусмотренной федеральным законодательством. В соответствии с рекомендациями отдела по противодействию коррупции при Правительстве Саратовской области на интернет-страницах органов исполнительной власти области на портале Правительства области в 2010 г. созданы по единому стандарту специальные разделы для публикации проектов нормативных правовых актов.
По отчетам отдела по противодействию коррупции при региональном правительстве, в первом квартале текущего года 370 проектов нормативных правовых актов области прошли антикоррупционную экспертизу, установленную федеральным законодательством. В 37 из них, что составляет 7,3% общего количества, установлено наличие коррупциогенных рисков.
В результате в соответствии с рекомендациями экспертов на этапе согласования проектов разработчиками были внесены необходимые изменения в данные нормативные правовые акты. Такое устранение коррупциогенных факторов из проектов нормативных правовых актов в целом снижает возможности для совершения правонарушений коррупционного характера должностными лицами государственных (муниципальных) органов и учреждений.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов становится одним из главных инструментов борьбы с коррупцией. Так, своевременное выявление и устранение коррупционных предпосылок еще на стадии принятия нормативного правового акта не только способствуют недопущению коррупционных проявлений со стороны правоприменителей - должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, но и позволяют совершенствовать их деятельность и в конечном итоге не допустить нарушения прав и свобод граждан, а также законных интересов хозяйствующих субъектов.
О.С. Горбачева,
Центр дополнительного профессионального образования
незанятого населения Саратовского государственного
социально-экономического университета, специалист
по учебно-методической работе, магистрант
Саратовского государственного научно-исследовательского
университета им. Н.Г. Чернышевского
"Гражданин и право", N 8, август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Казаченкова О.В. Административно-правовое регулирование антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2010. N 9.
*(2) См.: Аракелов С.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов // Российский налоговый курьер. 2010. N 22.
*(3) См.: Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах" (в ред. от 10 марта 2009 г.) // СЗ РФ. 2005. N 46. ст. 4720; 2009. N 12. ст. 1429.
*(4) См.: Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы (утв. Указом Президента РФ от 31 июля 2008 г. N Пр-1568) (в ред. от 14 января 2011 г.) // Российская газета. 2008. 5 августа; СЗ РФ. 2011. N 4. ст. 572.
*(5) См.: Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). ст. 6228.
*(6) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 29. ст. 3609.
*(7) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 10. ст. 1084.
*(8) См. официальный сайт Министерства юстиции РФ: http: //www.minjust.ru/ru/activity/statistic/.
*(9) См.: Матковский С.В. Правовая природа антикоррупционной экспертизы // Российский следователь. 2008. N 24.
*(10) См.: Хатаева М.А. Проведение оценки нормативных правовых актов на коррупциогенность // Журнал российского права. 2008. N 12.
*(11) См. официальный сайт Министерства юстиции РФ: http://www.minjust.ru/ru/activity/statistic/.
*(12) См.: Закон Саратовской области от 2 августа 2007 г. "Об областной целевой программе "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2010 годы" (в ред. от 21 декабря 2010 г.) // Саратовская областная газета. 2007. 14 августа; Собрание законодательства Саратовской области. 2010. N 37.
*(13) См.: Закон Саратовской области от 29 декабря 2006 г. N 155-ЗСО "О противодействии коррупции в Саратовской области" (в ред. от 29 марта 2010 г.) // Саратовская областная газета. 2007. 23 января; Собрание законодательства Саратовской области. 2010. N 9.
*(14) См.: Постановление Правительства Саратовской области от 3 декабря 2009 г. N 601-П "О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов области и проектов нормативных правовых актов области" (в ред. от 9 июня 2010 г.) // Собрание законодательства Саратовской области. 2009. N 30; 2010. N 16.
*(15) См.: Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" // СЗ РФ. 2009. N 10. ст. 1241.
*(16) См.: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов).
*(17) См. официальный сайт Правительства Саратовской области: http://saratov.gov.ru/government/structure/korrup/statistika.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов
Автор
О.С. Горбачева - Центр дополнительного профессионального образования незанятого населения Саратовского государственного социально-экономического университета, специалист по учебно-методической работе, магистрант Саратовского государственного научно-исследовательского университета им. Н.Г. Чернышевского
"Гражданин и право", 2011, N 8