Безработный пенсионер
Вопрос об обязанности организации выплачивать работнику пенсионного возраста средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения (при наличии решения службы занятости населения) является спорным. Организации и работнику придется доказывать свою правоту в суде.
Два способа защиты
Трудовое право уделяет большое внимание решению вопросов занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" "безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней".
Порядок регистрации безработных регулируется Законом N 1032-1 и Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 "Об утверждении порядка регистрации безработных граждан".
Согласно вышеназванному Постановлению регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:
- первичная регистрация безработных граждан;
- регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
- регистрация граждан в качестве безработных;
- перерегистрация безработных граждан.
По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан.
При нарушении права граждан, ищущих работу, на содействие в трудоустройстве (например, при отказе в присвоении статуса безработного), а также при нарушении прав граждан, признанных безработными (например, при приостановке, прекращении выплаты пособия по безработице, предложении работы, не отвечающей требованиям подходящей работы), они вправе прибегнуть к механизму правовой защиты, установленному законодательством.
В соответствии со ст. 11 Закона N 1032-1 граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и иных должностных лиц в вышестоящем органе службы занятости, а также в суде в порядке, установленном законодательством РФ.
Таким образом, Закон N 1032-1 устанавливает два способа защиты: обращение гражданина в вышестоящий в порядке подчиненности орган службы занятости и обращение гражданина в суд. Как следует из Закона N 1032-1, орган, который будет рассматривать жалобу, определяется по усмотрению гражданина. Гражданин вправе выбрать любой из них. Закрепление в ст. 46 Конституции РФ права граждан на судебную защиту, права на обжалование в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, должностных лиц определило установление приоритета судебной защиты.
Позиции ФАС и ВАС
Статья 3 Закона N 1032-1 определяет порядок и условия признания безработными только одной из категорий граждан, обращающихся в органы службы занятости, а именно: трудоспособных, обратившихся по месту жительства, не имеющих работы и заработка, готовых приступить к работе и зарегистрированных в целях поиска подходящей работы. Однако все граждане, независимо от их отношения к занятости и места жительства (пребывания), включая высвобождаемых, имеют право на личное обращение в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве и на регистрацию в целях поиска работы.
Орган службы занятости населения принимает решение о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение установленного ст. 178 ТК РФ периода времени со дня увольнения при соблюдении совокупности условий (перечень является исчерпывающим):
- обращение работника в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости населения;
- факт нетрудоустройства уволенного работника органом службы занятости населения.
Формулировка понятия "работник" приведена в ст. 20 ТК РФ. Это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Значит, под уволенным работником следует понимать любое физическое лицо, у которого до расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации были трудовые отношения с определенным работодателем.
Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. В силу п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости (в том числе досрочно).
Согласно п. 8 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458, учреждения службы занятости регистрируют в целях поиска работы именно безработных граждан. Таким образом, поскольку пенсионер не может быть признан безработным, он и не должен быть зарегистрирован в качестве безработного в службе занятости (п. 17 Порядка).
Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Например, ФАС ВВО в одном из своих постановлений указал следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона N 1032-1 работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.
Лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ТК РФ гарантий и компенсаций).
Из приведенных норм не следует, что гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости.
То есть суд отклонил доводы работодателя о том, что гарантии, предусмотренные ч. 2 ст. 178 ТК РФ, являются мерой социальной защиты безработных и не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия. При этом было отмечено, что гарантии социальной поддержки безработных установлены в ст. 28 Закона N 1032-1. Они отличаются от закрепленных в ст. 27 указанного Закона гарантий и компенсаций работникам, уволенным из организаций*(1).
Однако в ряде случаев суды занимают противоположную позицию.
Так, Арбитражный суд города Москвы в своем Решении указывает: "...ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяется на граждан, которым выплачивается пенсия, так как указанная в ней выплата по своей сути является мерой социальной защиты безработных"*(2). Из содержания п. 17 Порядка регистрации безработных граждан вытекает, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве граждан, ищущих работу, так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии. Поэтому служба занятости не должна выдавать им решение о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.
Одни суды считают, что, поскольку ТК РФ не содержит положений, ограничивающих применение норм ст. 178 ТК РФ в отношении пенсионеров, организация обязана выплачивать уволенному пенсионеру средний заработок за третий месяц (Постановления ФАС ВВО от 20.12.2007 N А43-4154/2007-9-174, от 13.12.2006 N А11-2077/2006-К2-20/226).
Другие суды полагают, что пенсионеры по старости социально защищены государством и такие лица не могут быть признаны безработными. Соответственно им не выплачивается средний заработок за третий месяц со дня увольнения (Постановления ФАС ПО от 05.07.2007 N А12-17859/06, ФАС ЦО от 02.04.2007 N А54-2967/2006).
В 2008 году Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 19.02.2008 N 11725/07 указал, что данные споры неподведомственны арбитражным судам, поскольку возникают из трудовых отношений. В настоящее время подобные споры рассматриваются судами общей юрисдикции.
Практика судов общей юрисдикции
В Определении Московского областного суда от 01.06.2010 N 33-10397 сказано: распространение на работающих пенсионеров гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, не является безусловным основанием для применения в отношении их положений ч. 2 ст. 178 ТК РФ вне зависимости от исключительности обстоятельств для таких выплат*(3).
Аналогичная позиция и в Определении Московского областного суда от 04.05.2010 N 33-8532: заявление об отмене решений центра занятости о сохранении средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения удовлетворено частично, так как согласно Закону N 1032-1 государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, при этом граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными в силу ч. 3 ст. 3 указанного Закона и п. 17 Порядка, утвержденного Правительством РФ от 22.04.1997 N 458*(4).
Иная ситуация возникает, например, в Пермском крае, где в Определении Пермского краевого суда от 19.01.2011 N 33-365 сказано, что "довод ответчика, приведенный в кассационной жалобе о том, что положения п. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на пенсионеров, проверялся судом первой инстанции и в решении суда ему дана надлежащая оценка. Положение о выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, предусмотренное п. 2 ст. 178 ТК РФ, распространяется на любых бывших работников, вне зависимости от того, выплачивается им пенсия или нет"*(5).
Статья 178 ТК РФ устанавливает гарантии и компенсации работникам, уволенным из организаций, которыми могут быть и лица, достигшие пенсионного возраста. Такие лица (пенсионеры) являются субъектами трудовых правоотношений, на которых распространяются положения ТК РФ, в том числе предоставление установленных п. 1, 2 ст. 178 ТК РФ гарантий и компенсаций.
Работники пенсионного возраста на регистрацию в качестве безработных не претендуют и могут быть зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы. В связи с этим вывод суда о полномочиях органов занятости по принятию решения о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении граждан, которые не могут быть зарегистрированы в качестве безработных, является правильным*(6).
Таким образом, вопрос об обязанности организации выплачивать работнику пенсионного возраста средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения (при наличии решения службы занятости населения) спорный. Организация и работник должны доказывать свою правоту в суде. Возможно, судебная практика начнет складываться однообразно. Но, поскольку законодательство дает такую возможность, исход дела может быть разным и зависеть от конкретного суда.
С 1 января 2010 года ст. 27 Закона N 1032-1, которая давала возможность трактовать положения данного Закона в пользу пенсионеров, исключена. Но тем не менее существуют положения ТК РФ, которые предоставляют право на компенсацию всем работникам без исключения.
А. Некрасов,
юрист, г. Орел
"эж-ЮРИСТ", N 33, август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление ФАС ВВО от 13.12.2006 N А11-2077/2006-К2-20/226.
*(2) Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2006, 03.11.2006 N А40-53171/06-145-310.
*(3) Определение Московского областного суда от 01.06.2010 N 33-10397.
*(4) Определение Московского областного суда от 04.05.2010 N 33-8532.
*(5) Определение Пермского краевого суда от 19.01.2011 N 33-365.
*(6) Там же.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru