Дата приемки продовольственных товаров - точка отсчета срока их оплаты
Закон о торговле*(1) четко регламентировал максимально допустимые отсрочки оплаты продовольственных товаров покупателем поставщику. Эти сроки дифференцированы в зависимости от срока годности товаров и отсчитываются с даты приемки товаров покупателем. Что следует понимать под этой датой?
Предоставление отсрочки оплаты
Согласно ч. 7 ст. 9 Закона о торговле в случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность*(2), и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок их оплаты для установления данным договором определяется по следующим правилам:
1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее 10 рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;
2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее 30 календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;
3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в срок не позднее 45 календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.
В части 8 ст. 9 Закона о торговле дополнительно разъясняется: оплата продовольственных товаров в срок, установленный правилами, определенными ч. 7 ст. 9, производится при условии исполнения хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, обязанности по передаче документов, относящихся к поставкам таких товаров в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и договором поставки продовольственных товаров. Если поставщик не передает или отказывается передать торговой организации указанные документы, сроки оплаты продовольственных товаров (ч. 7 ст. 9) увеличиваются на период представления этих документов поставщиком по запросу торговой организации. Законом о торговле не предусмотрены специальные требования к такому запросу. По мнению ФАС, запрос торговой организации должен быть направлен в срок, обеспечивающий возможность реализации товара потребителю.
Суть проблемы
Итак, Закон о торговле устанавливает условие, при котором товары должны быть оплачены торговой сетью по правилам ч. 7 ст. 9 закона, но не уточняет, что считать датой приемки товаров торговой сетью. На одном из заседаний Экспертного совета ФАС по развитию конкуренции в сфере розничной торговли (Протокол N 5 от 13.12.2010) был поднят вопрос о необходимости внесения поправок в Закон о торговле в части определения сроков и условий приемки торгующей организацией продовольственных товаров для расчета срока оплаты таких товаров в соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона о торговле. Как оказалось, некоторые торговые сети стали затягивать оформление необходимых документов при поставке продовольственных товаров и, соответственно, сдвигать сроки оплаты. Предложение поменять момент приемки товаров на момент перехода права собственности на них было отвергнуто участниками заседания. Предложение привязать отсрочку к моменту передачи всех сопроводительных документов на товары поставщиком также не нашло поддержки. Отметим, что по смыслу ч. 8 ст. 9 Закона о торговле передача поставщиком всех необходимых товаросопроводительных документов - это условие, при котором максимальная отсрочка отсчитывается с даты приемки товаров, а не момент такой приемки. Руководитель управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Т.В. Нижегородцев поставил вопрос о том, может ли получение накладной являться моментом отчисления сроков оплаты. Однако озвученные вопросы не получили однозначной трактовки. В связи с тем, что предложений по внесению соответствующих изменений в ч. 7 ст. 9 Закона о торговле от участников рынка и заинтересованных органов государственной власти не поступило, Экспертный совет ФАС принял решение в настоящее время изменений в указанные положения закона не вносить. Поэтому попробуем разобраться, что же все-таки подразумевается под датой приемки товаров в рамках действующего законодательства.
Приемка товаров
Согласно ст. 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров по договору поставки. Принятые покупателем товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика. В случае получения товаров от транспортной организации покупатель обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.
В соответствии с ГОСТ Р 50779.11-2000 "Статистическое управление качеством. Термины и определения"*(3) приемка - это заключение о том, что совокупность, партия или некоторое количество продукции или услуги соответствуют критериям для приемки продукции или услуги по отдельному признаку или группе признаков качества, указанных в технических условиях.
Порядок приемки товаров
Универсального обязательного порядка приемки товара по количеству и качеству, а также срока такой приемки в законодательстве нет. Один из самых распространенных вариантов договорного условия о порядке приемки - это приемка непосредственно в момент передачи товара покупателю по товаросопроводительным документам (товарной накладной, отгрузочной спецификации и т.д.) или по акту приемки-передачи. Еще один вариант - условие о том, что приемка по количеству и качеству производится в соответствии с инструкциями "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" *(4) и "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству" *(5). Согласно разъяснениям ВАС эти инструкции применяются только в случаях, когда это прямо предусмотрено договором поставки (п. 14 Постановления от 22.10.1977 N 18). Наконец, стороны могут прописать в договоре собственный порядок приемки товара по качеству и количеству (подробный с установлением срока для проверки покупателем качества и количества товара, конкретной процедуры проведения и оформления результатов проверки, срока предъявления поставщику претензий, или краткий, когда установлен только срок для предъявления претензии по количеству и качеству, в том числе по скрытым недостаткам, и сказано, что при нарушении данных сроков претензии остаются без удовлетворения).
Документы, составляемые при приемке товара
В ГК РФ не говорится о том, какие именно документы должны составляться покупателем при приемке товара. Однако унифицированные формы подобных документов в установленном порядке утверждены Госкомстатом. Когда покупатель, принимая в соответствии со ст. 513 ГК РФ товар, выявляет несоответствие поставляемого товара условиям договора, он составляет акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме ТОРГ-2 *(6). При приемке товаров, поступающих из-за рубежа, составляется акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров (форма ТОРГ-3 *(6)). Эти формы актов предназначены для оформления приемки ТМЦ, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика, и являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику или отправителю. Приемка товаров получателем по количеству, качеству и комплектности от организации транспорта и почтовых отправлений, от организаций связи оформляется теми же актами, но в соответствии с отраслевыми правилами. Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров и данными, содержащимися в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке товаров по качеству и комплектности - согласно установленным требованиям к качеству товаров. Вышеуказанные акты составляются по результатам приемки товаров членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы, с участием представителей поставщика (получателя) или компетентного представителя незаинтересованной организации. Акты оформляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. Факт приемки товара подтверждается подписанием уполномоченным (на основании доверенности) представителем покупателя акта приемки товара по форме ТОРГ-1 или накладной по форме ТОРГ-12. В случае отказа от приемки товара покупателем должен быть составлен акт по форме ТОРГ-2.
Момент приемки товара
Посмотрим, как определяют момент приемки товара арбитражные суды. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 12.04.2011 N А56-58497/2010 отметил: договором купли-продажи стороны предусмотрели, что стоимость, количество и ассортимент каждой партии товара фиксируется в счете-фактуре и товарной накладной. Обязанность оплатить товар возникает у покупателя с момента передачи товара в месте доставки представителю покупателя и оформления соответствующих документов. Из товарно-транспортных накладных следует, что вместе с товаром (вино в ассортименте) грузополучателю передавались сертификаты, справки, удостоверения качества. Таким образом, поскольку представленными в материалах дела товарными и товарно-транспортными накладными подтверждается факт поставки товара, товар принят покупателем без каких-либо возражений по комплектности товаросопроводительных документов и покупатель не обращался с претензиями к поставщику о представлении недостающих документов, у него возникла обязанность по оплате поставленного товара. В данном случае продавец не передал вместе с накладной счет-фактуру на товары, однако суд указал, что счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету (п. 1 ст. 169 НК РФ), имеют решающее значение для получения налоговых вычетов по НДС, но не могут являться основанием для реализации товара. Учитывая, что покупатель принял товар при наличии из документации только товарной накладной, продавец обязательства по договору исполнил надлежащим образом. В Решении от 09.03.2011 N А40-148730/1016-1259 Арбитражный суд г. Москвы также признал товарные накладные подтверждением факта приемки товара. Если покупатель, не оплативший товары в установленные законом сроки, ссылается на непредставление поставщиком всех необходимых товаросопроводительных документов и документов, удостоверяющих качество товаров, то он обязан подтвердить предъявление поставщику претензий относительно их наличия. В противном случае суд сочтет, что приемка товара по количеству и качеству состоялась в момент получения товара, как это предусмотрено договором поставки (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 N 09АП-26783/2010-ГК).
* * *
Поскольку в Законе о торговле говорится о дате приемки товаров покупателем как о точке отсчета максимально допустимой отсрочки оплаты, поставщик крайне заинтересован в том, чтобы указать в договоре порядок приемки товаров и конкретизировать перечень документов, которыми оформляется приемка.
Дата приемки товаров не является датой получения товаросопроводительных документов от поставщика и тем более датой перехода права собственности на товар. Это дата, на которую покупатель, получивший товар, подтвердил его принятие. Это может быть непосредственно дата получения товара или более поздняя дата, если количество, качество и ассортимент поступившего товара были проверены покупателем не при получении товара, а несколько позже.
С.А. Субботина,
эксперт журнала
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
*(2) В проекте изменений к Закону о торговле, размещенном на сайте ФАС, слова "осуществляющим торговую деятельность" заменены на "осуществляющим розничную торговлю" (здесь и далее).
*(3) Введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 29.12.2000 N 429-ст.
*(4) Утверждена Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 N П-6.
*(5) Утверждена Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 N П-7.
*(6) Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"