Торговая организация (ООО) и индивидуальный предприниматель работают в одном помещении. При этом офис принадлежит ИП, а торговая организация лишь арендует у него часть площади. Организация торговли имеет зарегистрированный кассовый аппарат. Вправе ли она предоставить в аренду (пользование) ИП контрольно-кассовую технику (ККТ), если откроет отдельную секцию для осуществления денежных расчетов в процессе проведения торговых операций или оказания услуг, например, в первом отделе (секции) будет пробиваться выручка для организации торговли, а во втором - для ИП (торговая организация заключит с ИП договор на предоставление в аренду ККТ с открытием для него отдельной секции)?
В настоящее время основным документом, регламентирующим порядок использования ККТ, является Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Согласно ст. 4 этого закона ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя - налогоплательщика. Следовательно, каждый пользователь обязан зарегистрировать применяемую им ККТ и получить карточку учета. Приказом от 08.08.2008 N ММ-3-2/351@ ФНС утвердила формат информации, вводимой в фискальную память ККТ. Этот формат предусматривает, что на стадии регистрации кассового аппарата в налоговом органе в фискальную память вводятся реквизиты организации, в том числе ее ИНН и наименование. То есть предполагается использование аппарата только одним налогоплательщиком. Особо стоит обратить внимание на мнение Пленума ВАС, высказанное в Постановлении от 31.07.2003 N 16: использование ККТ, не зарегистрированной в налоговом органе, приравнивается к ее неприменению. Поэтому в рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель может быть привлечен к административной ответственности по п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ или использование ККТ с нарушением порядка ее регистрации. Размер административного штрафа по данной статье установлен для граждан - от 1 500 до 2 000 руб., для должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб., для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.
Договор аренды ККТ в принципе заключить можно, но перед фактической передачей арендодатель должен снять ее с учета, чтобы арендатор мог зарегистрировать ККТ на себя. Заметим, что договор аренды устанавливает лишь право собственности на объект, а не вносит изменения в порядок использования ККТ, тем более что на арендованном аппарате будет работать сотрудник другой организации, а это, по мнению Минфина, неправомерно (Письмо от 25.06.2006 N 03-01-15/4-114).
Все вышесказанное относится к проблемам административного характера. Дополнительно рассмотрим, как составляются регистры бухгалтерского учета.
В результате использования ККТ формируется контрольная лента, которая согласно Положению о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями*(1) является первичным учетным документом, содержащим сведения о наличных расчетах, на основании которых формируется кассовая книга. Такие первичные документы обязан иметь каждый налогоплательщик, что не может быть соблюдено, если ККТ будет использоваться организацией и индивидуальным предпринимателем одновременно. Других документов, на основании которых можно было бы подтвердить наличную выручку ИП или передать отчет о выручке за день от торговой организации - ИП, не существует.
Какие рекомендации можно дать по обсуждаемой проблеме? Один из возможных вариантов экономии на покупке и обслуживании дополнительного кассового аппарата для использования в том же торговом зале - заключение между ООО и ИП агентского договора. Согласно ст. 1005 ГК РФ одна сторона (агент) обязана за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические действия от своего имени, но за счет принципала. Так что в случае, когда торговая организация станет в договоре агентом, предмет которого - реализация товаров, принадлежащих индивидуальному предпринимателю, ее работник будет принимать плату за товар и выдавать кассовые чеки на законном основании. При этом можно будет организовать работу кассы по отделам (на ООО и на ИП) или распределять выручку по ассортименту в конце дня. Агентское вознаграждение, которое должен выплачивать принципал (в данном случае - индивидуальный предприниматель), можно установить в размере, соответствующем уровню арендной платы, которую он готов был заплатить за использование кассового аппарата.
Е.И. Горбачева,
эксперт журнала
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
1 июля 2011 г.
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"