Возвращаясь к напечатанному...
В шестом номере журнала*(1) мы подробно рассматривали условия и порядок предоставления налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате налогов, сборов, а также пени и штрафов. Перечисляя обстоятельства, при которых появляется право на отсрочку (рассрочку), мы говорили в том числе и об угрозе возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога (пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ). Действительно, данное обстоятельство имеет место, но при условии, что предварительно будет проведен анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта. Проводить такой анализ уполномочена ФНС, но делать это необходимо в соответствии с методикой, утвержденной Минэкономразвития (абз. 4 п. 5.1 ст. 64 НК РФ). Поскольку таковая (методика) до недавнего времени не была утверждена (был лишь проект приказа*(2)), получить отсрочку по данному основанию не представлялось возможным. Сегодня ситуация изменилась, поэтому вновь возвращаемся к этой теме.
Анализ финансового состояния
Еще раз делаем акцент на том, что Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога*(3) (далее - Новая методика) будет пользоваться ФНС. Однако для налогоплательщиков это не менее полезная информация, так как, руководствуясь ею, можно самостоятельно оценить финансовое состояние компании. Итак, подробнее о Новой методике.
Анализ финансового состояния заинтересованного лица проводится на основании:
- сведений о подлежащих уплате суммах налогов, сборов, пеней, штрафов;
- сведений, полученных в рамках проведения налогового контроля;
- сведений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, или уполномоченных им таможенных органов о суммах налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;
- сведений органа (должностного лица), уполномоченного совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина, о подлежащей уплате сумме этой пошлины;
- сведений других федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов РФ о суммах подлежащих уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ и денежных обязательств;
- бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций (расчетов), а также документов налогового учета;
- документов, представленных в соответствии с п. 5 ст. 64 НК РФ;
- сведений, опубликованных в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве).
К сведению. В пункте 5 ст. 64 НК РФ говорится о том, что к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:
- справка налогового органа по месту учета заинтересованного лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также справка, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;
- справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам заинтересованного лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
- справки банков об остатках денежных средств на всех счетах заинтересованного лица в банках;
- перечень контрагентов-дебиторов с указанием цен договоров и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
- обязательство заинтересованного лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
- документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в п. 5.1 ст. 64 НК РФ.
Из бухгалтерской отчетности (представленной в установленном порядке на последнюю отчетную дату) рассчитываются следующие показатели:
- степень платежеспособности по текущим обязательствам (в месяцах)*(4);
- коэффициент текущей ликвидности*(5), который определяется как отношение суммы оборотных активов заинтересованного лица к сумме краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов.
Таким образом, если доходы будущих периодов*(6) и среднемесячная выручка (за три месяца) смогут покрыть краткосрочные обязательства, то угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) этого лица в случае единовременной уплаты им налога отсутствует. Аналогичный вывод можно сделать, если коэффициент текущей ликвидности больше или равен 1*(7).
Примечание. Для стратегических организаций и субъектов естественных монополий степень платежеспособности по текущим обязательствам должна быть меньше шести месяцев или равна им.
Если же степень платежеспособности по текущим обязательствам больше трех месяцев и одновременно коэффициент текущей ликвидности меньше 1, то в отношении заинтересованного лица, во-первых, определяется сумма налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки. Во-вторых, на основе бухгалтерской отчетности (представленной на последнюю отчетную дату) проводится анализ следующих показателей: суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности (с учетом и без учета суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки) и чистой прибыли отчетного периода.
Кроме того, анализируется показатель поступлений денежных средств на счета в банках за трехмесячный (шестимесячный - для стратегических организаций и субъектов естественных монополий) период, предшествующий подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки*(8) (далее - сумма поступлений).
Далее на основании полученных показателей делается вывод об отсутствии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства), если сумма поступлений больше суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности или равна ей; либо сумма поступлений меньше этой суммы, но больше или равна сумме краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности без учета суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки (и при этом имеется чистая прибыль); либо (в крайнем случае) сумма поступлений меньше суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности без учета суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки.
В остальных случаях делается вывод о наличии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога.
Несколько слов для "упрощенцев" и предпринимателей
В отношении заинтересованного лица, применяющего УСНО, и индивидуального предпринимателя, применяющего общий режим налогообложения, проводится анализ финансового состояния, аналогичный изложенному выше, но с учетом некоторых особенностей.
Первая. Сумма краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности рассматривается как сумма по неоплаченным расчетным документам, помещенным в соответствующую картотеку, определяемая на основании справок банков (согласно документам, представленным в налоговый орган в соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 64 НК РФ).
Вторая. Для индивидуального предпринимателя, применяющего общий режим налогообложения, чистая прибыль отчетного периода определяется как сумма полученного дохода от предпринимательской деятельности, уменьшенная на сумму профессионального налогового вычета за налоговый период, по данным представленной в установленном порядке в налоговый орган декларации по НДФЛ на последнюю отчетную дату.
Примечание. Индивидуальный предприниматель, применяющий УСНО на основе патента, считается имеющим чистую прибыль отчетного периода.
Третья. Для заинтересованного лица, применяющего УСНО, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, чистая прибыль отчетного периода определяется как сумма полученных доходов, уменьшенная на сумму произведенных расходов, за налоговый период по данным декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, на последнюю отчетную дату. Соответственно, для выбравших доходы чистая прибыль определяется как сумма полученных доходов...
Н.В. Шилимина,
редактор журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 15, август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью "Отсрочка и рассрочка по новым правилам".
*(2) Проект приказа Минэкономразвития России "Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога".
*(3) Утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 N 175. Документ опубликован в "Российской газете", N 138, 29.06.2011. Начало действия документа - 10.07.2011.
*(4) Определяется как отношение суммы краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов, к среднемесячной выручке, рассчитываемой как отношение выручки, полученной заинтересованным лицом за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде.
*(5) Определяется как отношение суммы оборотных активов заинтересованного лица к сумме краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов.
*(6) С 2011 года п. 81 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, в котором содержалось определение доходов будущих периодов, утратил силу (пп. 19 п. 1 Приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н). Однако строка 1530 "Доходы будущих периодов" в новой форме баланса сохранилась. В ней отражаются не использованные на конец отчетного периода остатки средств целевого бюджетного финансирования, предоставленного организации (п. 20 ПБУ 13/2000, утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н), бюджетные средства, направленные коммерческой организацией на финансирование расходов (п. 9 ПБУ 13/2000), и разница между общей суммой лизинговых платежей согласно договору лизинга и стоимостью лизингового имущества (п. 4 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утв. Приказом Росавтодора от 21.01.2000 N 16). Все остальные суммы, ранее отражавшиеся в составе доходов будущих периодов, теперь относятся на иные счета учета расчетов или включаются в доходы организации.
*(7) Дополнительно см. статью О.Е. Орловой "А ваша отчетность пройдет налоговый контроль?", N 12, 2011.
*(8) Согласно документам, представленным в соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 64 НК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"