Поступления в бюджетную систему РФ и их распределение между бюджетами
Согласно ст. 40 БК РФ учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами осуществляют органы Федерального казначейства (ОФК). Они не позднее следующего рабочего дня после дня получения от ЦБ РФ выписки со своих счетов перечисляют указанные доходы на единые счета соответствующих бюджетов. Администрированием этих доходов занимаются главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов. Правила взаимодействия между ОФК и администраторами поступлений в бюджеты установлены разд. VI Порядка N 92н*(1). В статье рассмотрим виды доходов, участвующих в формировании бюджетов разных уровней, полномочия участников процесса администрирования доходов бюджетов, а также порядок взаимодействия ОФК с администраторами доходов бюджетов.
Виды доходов, участвующих в формировании бюджетов
В соответствии со ст. 41 БК РФ бюджеты бюджетной системы РФ формируются за счет трех видов доходов:
1) налоговых доходов - доходов, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, а также пени и штрафы по ним;
2) неналоговых доходов, в составе которых, в частности, учитываются:
- доходы от использования (продажи) имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных);
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (в том числе штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
3) безвозмездных поступлений - дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ, а также безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств (в том числе добровольных пожертвований).
Согласно п. 5 ст. 41 БК РФ доходы от использования находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества, оказываемых казенными учреждениями платных услуг, а также средства от безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета. Однако данная норма применяется (п. 7, 8 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ*(2)):
- в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности - с 1 января 2012 года;
- в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания, соответственно, казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности - с 1 января 2011 года по 1 января 2012 года.
Полномочия главных администраторов доходов
Главным администратором доходов бюджета является определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета (ст. 6 БК РФ).
Законом о бюджете на соответствующий год утверждается перечень и коды главных администраторов доходов бюджета (п. 2 ст. 20 БК РФ). Так, на 2011 год перечень главных администраторов доходов федерального бюджета утвержден приложением 6 к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". В него, в частности, включены:
Код главного администратора | Наименование главного администратора доходов федерального бюджета |
054 | Министерство культуры Российской Федерации |
055 | Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
060 | Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития |
074 | Министерство образования и науки Российской Федерации |
077 | Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
081 | Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору |
082 | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
092 | Министерство финансов Российской Федерации |
100 | Федеральное казначейство |
139 | Министерство экономического развития Российской Федерации |
Согласно п. 1 ст. 160.1 БК РФ главный администратор доходов бюджета наделяется следующими полномочиями:
формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора
доходов бюджета;
осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно п. 4 ст. 160.1 БК РФ порядок осуществления бюджетных полномочий устанавливают:
- Правительство РФ - для главных администраторов доходов федерального бюджета, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) казенными учреждениями, находящимися в их ведении, а также для ЦБ РФ. Напомним, в настоящее время главные администраторы доходов федерального бюджета осуществляют бюджетные полномочия по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 995 (далее - Правила N 995);
- высшие исполнительные органы субъектов РФ - для главных администраторов доходов субъекта РФ, являющихся органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) казенными учреждениями, находящимися в их ведении;
- местные администрации - для главных администраторов доходов местных бюджетов, являющихся органами местного самоуправления и (или) казенными учреждениями, находящимися в их ведении.
Полномочия администраторов доходов
Администратор доходов бюджета - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 БК РФ). Как уже указывалось ранее, перечни администраторов доходов бюджета формируют главные администраторы доходов в рамках возложенных на них бюджетных полномочий.
В соответствии с п. 2 ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета наделяются следующими бюджетными полномочиями:
осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в ОФК для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином;
принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в ОФК;
в случае и порядке, установленных главным администратором доходов, формирует и представляет ему сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов;
осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно п. 3 ст. 160.1 БК РФ администраторы доходов бюджета осуществляют свои бюджетные полномочия в порядке, установленном законодательством РФ, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета. Согласно п. 2 Правил N 995 такой нормативный акт должен, в частности, содержать следующие положения:
- за подведомственными администраторами доходов источников доходов бюджетов, полномочия по администрированию которых они осуществляют (при формировании перечня источников доходов необходимо отразить особенности, связанные с их детализацией, если такое право дано главному администратору доходов в соответствии с законодательством РФ);
- наделение администраторов доходов в отношении закрепленных за ними источников доходов бюджетов бюджетными полномочиями;
- определение порядка заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов или указание нормативных правовых актов РФ, регулирующих данные вопросы;
- определение порядка и сроков сверки данных бюджетного учета администрируемых доходов бюджетов в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;
- определение порядка действий администраторов доходов при уточнении невыясненных поступлений;
- установление порядка обмена информацией между структурными подразделениями администратора доходов;
- определение порядка, форм и сроков представления администратором доходов главному администратору доходов сведений и бюджетной отчетности, необходимых для осуществления полномочий главного администратора доходов;
- определение порядка и сроков представления бюджетной отчетности в орган, организующий исполнение соответствующего бюджета по доходам, зачисляемым в различные уровни бюджетов;
- иные положения, необходимые для реализации полномочий администратора доходов.
Взаимодействие между ОФК и администраторами доходов
К полномочиям Федерального казначейства отнесено распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ (далее - бюджеты) по нормативам, действующим в текущем финансовом году, а также их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов на основании Порядка N 92н (ст. 166.1 БК РФ).
Для справки. Сведения о нормативах распределения поступлений между бюджетами (ф. 0531457) представляются финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) в ОФК по месту их обслуживания в электронном виде, а при отсутствии у финансового органа технической возможности - на бумажном носителе. Указанные нормативы устанавливаются законодательством субъектов РФ или муниципальными правовыми актами (п. 16 Порядка N 92н).
Согласно п. 2, 3 Порядка N 92н доходы, поступающие в валюте Российской Федерации, учитываются и распределяются между бюджетами на счетах, открытых ОФК в подразделениях расчетной сети ЦБ РФ (далее - банки) для учета указанных поступлений (далее - счет ОФК). Доходы в иностранной валюте учитываются на счетах, открытых Федеральному казначейству в банке. Сведения о реквизитах указанных счетов Федеральное казначейство и ОФК не позднее дня, следующего за днем их открытия или днем их изменения, доводят до администраторов доходов бюджетов, которые, в свою очередь, доводят эти сведения, а также информацию, необходимую для заполнения расчетных документов, до плательщиков.
ОФК осуществляет учет поступивших доходов и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации РФ, выполняя, в частности, следующие функции (п. 5 Порядка N 92н):
получает из банка выписку по счету ОФК с приложением расчетных документов, а также платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений;
группирует поступления за операционный день по кодам бюджетной классификации РФ;
распределяет сгруппированные по кодам бюджетной классификации РФ доходы между бюджетами;
осуществляет перерасчет распределенных доходов, подлежащих перечислению в бюджеты, с учетом сведений, содержащихся в документах, используемых для их учета;
осуществляет расчет доходов, подлежащих перечислению (взысканию) из бюджетов на основании документов на перечисление (взыскание) из бюджетов, представленных администраторами доходов и (или) финансовыми органами;
оформляет Справку органа Федерального казначейства (ф. 0531453);
осуществляет перерасчет распределенных доходов, подлежащих перечислению в бюджеты, с учетом рассчитанных сумм на перечисление (взыскание) из бюджетов;
оформляет расчетные документы на перечисление доходов в соответствующие бюджеты.
Кроме того, Федеральное казначейство и ОФК открывают администраторам доходов в установленном порядке лицевые счета, предназначенные для отражения операций по администрированию поступлений доходов, осуществляемых в рамках их бюджетных полномочий (пп. 4 п. 2.1 Порядка N 7н*(3)), то есть для учета операций по исполнению бюджетов. При этом кассовое обслуживание исполнения бюджетов (федерального, субъектов РФ и местных бюджетов) осуществляется Федеральным казначейством и ОФК в Порядке, утвержденном Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н (далее - Порядок N 8н).
По результатам исполнения вышеперечисленных функций ОФК совершает следующие действия (п. 5.2 Порядка N 92н):
- отражает проведенные операции в установленном порядке на соответствующих лицевых счетах;
- формирует для администраторов доходов и финансовых органов информацию о поступивших доходах;
- формирует для главных администраторов доходов (администраторов доходов с полномочиями главного администратора) сводную информацию по данным лицевых счетов подведомственных им администраторов доходов на основании полученных от них письменных запросов.
Взаимодействие ОФК с администраторами доходов осуществляется посредством обмена документами, а именно: ОФК предоставляет администраторам документы о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет, а те в ОФК - документы, необходимые для проведения операций по учету поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий (п. 40 Порядка N 92н).
В соответствии с п. 42-44 Порядка N 92н ОФК направляет:
1) администратору доходов:
а) Справку о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468) (разделы I и III) согласно приложению 18 к Порядку N 92н (далее - Справка по форме 0531468) при наличии совершенных операций по администрируемым им доходам:
- при отсутствии электронного документооборота - один раз в месяц по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным;
- при наличии электронного документооборота по письменному запросу администратора - ежедневно на следующий рабочий день после формирования справки.
Разделы I и III Справки по форме 0531468 заполняются в соответствии с ИНН, КПП получателя, кодами бюджетной классификации и кодами ОКАТО муниципальных образований;
б) предварительную информацию о поступлениях на счет ОФК в виде Выписки из Сводного реестра поступлений (ф. 0531472) согласно приложению 22 к Порядку N 92н (по письменному запросу и при наличии электронного документооборота между ОФК и администратором);
в) Запрос на выяснение принадлежности платежа (ф. 0531808) согласно приложению 9 к Порядку N 8н - в случае поступления невыясненных платежей по доходам;
2) финансовому органу - Сводную ведомость поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты (ф. 0531464) согласно приложению 14 к Порядку N 92н (по письменному запросу и при наличии электронного документооборота между ОФК и финансовым органом);
3) главному администратору доходов (администратору доходов с полномочиями главного администратора) - Сводные сведения по данным лицевых счетов подведомственных администраторов доходов бюджета главного администратора (администратора с полномочиями главного администратора) доходов бюджета (ф. 0531474) согласно приложению 24 к Порядку N 92н (по письменному запросу и при наличии электронного документооборота между ОФК и главным администратором, но не чаще одного раза в месяц).
Кроме перечисленных документов ОФК формирует и представляет администраторам доходов (п. 3.19 и 3.21 Порядка N 7н):
- Выписку из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761) согласно приложению 8 к Порядку N 7н по совершенным за операционный день операциям (с приложением документов, служащих основанием для отражения операций на лицевом счете) - не позднее следующего операционного дня после совершения операции;
- Приложение к Выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531779) согласно приложению 50 к Порядку N 7н - по письменному запросу администратора доходов не позднее следующего рабочего дня;
- Отчет о состоянии лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531787) согласно приложению 23 к Порядку N 7н - ежемесячно или по письменному запросу администратора доходов с указанием периода представления.
Бухгалтерский учет доходов бюджетов администраторами доходов
Администраторы доходов в рамках администрирования доходов бюджетов производят операции по начислению доходов (платежей), учету их поступлений, а также осуществляют учет расчетов с ОФК по средствам бюджета, которые находятся на отчетную дату на счете ОФК для их распределения по соответствующим бюджетам и подлежат зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде. В 2011 году бюджетный учет данных операций администраторы доходов осуществляют в соответствии с положениями Инструкции N 162н*(4), а именно:
- операции по начислению доходов бюджетов администраторами приведены в п. 78;
- операции по поступлению доходов на лицевой счет администратора, а также по распределению их в другие бюджеты установлены п. 91.
Подробно с корреспонденцией счетов по учету операций по администрированию доходов бюджетов читателей уже знакомили в N 4 в статье Л. Салиной "Администрирование доходов казенными учреждениями".
Рассмотрим порядок отражения администраторами доходов операций по начислению, поступлению и распределению доходов бюджетов на примере.
Пример
Администратором доходов от сдачи имущества в аренду является местный бюджет. Сумма арендной платы за месяц согласно заключенному договору составляет 25 000 руб. (без НДС), в том числе 80% поступает в местный бюджет, а 20% - в бюджет субъекта РФ.
В бухгалтерском учете администратора доходов операции по учету неналоговых доходов в виде доходов от собственности будут оформлены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступили в бюджет доходы от собственности* | 1 201 02 120 | 1 205 21 660 | 25 000 |
Начислены доходы от собственности** | 1 205 21 560 | 1 401 10 120 | 25 000 |
Отражены суммы распределяемых доходов текущего отчетного периода, перечисленных ОФК в бюджет субъекта РФ в соответствии с нормативом 20%*** (25 000 руб. х 20%) | 1 401 10 120 | 1 210 02 110 | 5 000 |
* Основание - Выписка из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761). ** Основание - договор аренды. |
В. Лахматова,
главный редактор журнала
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 05.09.2008 N 92н.
*(2) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(3) Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утв. Приказом Казначейства РФ от 07.10.2008 N 7н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"