Страховые взносы: начисление по спорным выплатам
О начислении страховых взносов говорят так много и так часто, что, казалось бы, мы знаем о них все. Но как поступить бухгалтеру, когда выплаты производятся по неординарным случаям. Например, когда физическое лицо работает в течение одного расчетного периода в нескольких организациях или в одной организации, но выплаты получает по разным договорам. Ответы на такие неоднозначные вопросы мы получили у ведущего консультанта департамента организации администрирования страховых взносов Пенсионного фонда РФ Натальи Анатольевны Петуховой.
О начислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на выплаты, производимые работнику в связи с его незаконным увольнением, а также на компенсацию, выплачиваемую руководителю организации при прекращении трудового договора
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в рамках трудовых отношений.
При этом, согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 212-ФЗ дата осуществления выплат определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица.
Следовательно, объект обложения страховыми взносами возникает в момент начисления организацией выплат в пользу физических лиц.
Таким образом, выплаты, производимые организацией работнику в связи с увольнением - средний заработок за время вынужденного прогула, возмещение морального вреда, компенсация расходов по оплате услуг адвоката подлежит обложению страховыми взносами на основании вышеназванного положения части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
На основании подпункта "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Согласно статье 279 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднемесячного заработка.
Таким образом, компенсация, выплачиваемая директору в соответствии со статьей 279 ТК РФ при увольнении, не облагается страховыми взносами на основании упомянутого подпункта "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Об исчислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в случаях, когда физическое лицо работает в течение одного расчетного периода в нескольких организациях, или работая в одной организации, получает выплаты по разным договорам
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства.
Частью 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
На основании части 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Согласно постановлению Правительства РФ от 27.11.2010 N 933 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г." база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в соответствии с указанным постановлением составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 463 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, то есть, с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу работника, превышающих с 1 января 2011 года 463 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода (календарного года), страховые взносы с 2011 года не взимаются.
Исходя из вышеизложенного, если физическое лицо в течение расчетного периода работает в нескольких организациях, база для начисления страховых взносов в отношении данного физического лица определяется отдельно каждой организацией (плательщиком страховых взносов) самостоятельно, без учета выплат, полученных физическим лицом в других организациях.
В случае если физическое лицо в течение расчетного периода работает в одной организации, которая производит выплаты данному физическому лицу по разным основаниям (например, по трудовому и гражданско-правовому договорам), то такая организация для определения базы для начисления страховых взносов в отношении данного работника учитывает все выплаты в его пользу суммарно по всем основаниям, начисленные с начала и до конца расчетного периода (календарного года).
О применении пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 2011 года для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом деятельности которых является производство пищевых продуктов
В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон 24.07.2009 N 212-ФЗ) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной и социальных сферах, установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 18 процентов, при общем совокупном тарифе в государственные внебюджетные фонды в размере 26 процентов на период 2011-2012 годы с переходом к общеустановленному тарифу 34 процента с 2013 года.
Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) упомянутых плательщиков определен пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно части 1.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н, в котором плательщики должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
На основании подпункта "а" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ и приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 54н видом экономической деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов, применяющих УСН, признается, помимо прочих, производство пищевых продуктов (ОКВЕД 15.1-15.8).
Следовательно, если основным видом экономической деятельности организации, применяющей УСН, является вид деятельности, поименованный в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, то страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в 2011 году уплачиваются такой организацией по пониженному тарифу при соблюдении вышеуказанного условия о доле доходов по данному виду деятельности.
Учитывая изложенное, организации, применяющие УСН, основным видом экономической деятельности которых является такой вид деятельности, как производство пищевых продуктов (код ОКВЭД 15.1-15.8), поименованный в подпункте "а" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, включающий производство мяса и мясопродуктов (код ОКВЭД 15.1), производство молочных продуктов (код ОКВЭД 15.5), вправе уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в 2011 году по пониженному тарифу при соблюдении вышеуказанного условия о доле доходов по данному виду деятельности.
При этом с целью применения упомянутых положений статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ доля доходов от производства пищевых продуктов в общем объеме доходов организации определяется в совокупности по кодам ОКВЭД, входящим в один класс, в частности, в данном случае по кодам ОКВЭД 15.1 и 15.5.
О начислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на суммы ежегодных страховых платежей, перечисленных организацией в страховую компанию по договору коллективного накопительного страхования жизни работников
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, а также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.
Пунктом 1 статьи 934 Гражданского кодекса РФ закреплено положение о том, что по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
Заключенный организацией договор коллективного накопительного страхования жизни работников предусматривает наряду со страховой выплатой в результате смерти работника, его травмы от несчастного случая, также выплату ему страховой суммы (накопительного капитала) в связи с дожитием до окончания срока договора.
Таким образом, данный договор не является договором личного страхования жизни и не удовлетворяет условиям, перечисленным в пункте 5 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Следовательно, суммы страховых взносов (платежей), перечисленные организацией в страховую компанию по представленному договору коллективного накопительного страхования жизни работников, предусматривающему выплаты страховых сумм, в том числе, в связи с дожитием до окончания срока договора, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Вопрос о начислении страховых взносов на доплату в государственные внебюджетные фонды на доплату работникам организации, осуществляющей добычу руд драгоценных металлов, за нормативное время передвижения по шахте от ствола к месту работы и обратно
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, и в рамках трудовых отношений.
В соответствии с указанной нормой Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых отношений между ними и плательщиком страховых взносов - работодателем, за исключением сумм, поименованных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ закреплено положение, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога" разъясняется, что Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ) выделяет два вида компенсационных выплат.
Согласно статье 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 ТК РФ. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.1998 N 452 "О доплате работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время передвижения в шахте ствола к месту работы и обратно" (далее - постановление N 452) установлена доплата работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно.
Министерство труда РФ в письме от 20.07.1992 N 1498-ВК разъяснило, что выплаты за время передвижения работников, постоянно занятых на подземных работах в шахтах (рудниках), от ствола к месту работы и обратно хотя и носят в конкретных производственных условиях постоянный характер, не являются выплатами за работу, а квалифицируются как компенсационные с целью возмещения дополнительных расходов, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей.
Поскольку передвижение работников на подземных работах в шахтах осуществляется за пределами рабочего времени и не является частью трудового и технологического процесса, оно не учитывается при исчислении нормы выработки.
Следовательно, упомянутые доплаты - не выплаты за определенный трудовой результат, предусмотренный трудовым или гражданско-правовым договором, а компенсация потери времени на передвижение в шахте от ствола к месту работы и обратно.
Изложенная правовая позиция по применению норм законодательства, касающихся указанных компенсационных выплат, определена Высшим Арбитражным Судом РФ в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.01.2010 N 10280/09.
Таким образом, доплаты работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно носят компенсационный характер и в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами в размерах, установленных постановлением N 452.
О применении организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, пониженных тарифов в государственные внебюджетные фонды, если документ о государственной аккредитации получен был ею в сентябре 2010 года, а также о порядке расчета доли доходов от реализации продукции информационно-технологического профиля в общем объеме доходов организации
На основании части 2.1 статьи 57 Закона N 212-ФЗ организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, и вновь созданных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий), применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные пунктом 4 части 2 статьи 57 Закона N 212-ФЗ, при выполнении ими следующих условий:
1) организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ;
2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 статьи 57 Закона N 212-ФЗ, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;
3) средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 статьи 57 Закона N 212-ФЗ, составляет не менее 50 человек.
В целях реализации положений части 2.1 статьи 57 Закона N 212-ФЗ сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов за периоды, в которых такой документ еще не был ею получен.
Следовательно, организация, получившая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, может применить пониженные тарифы страховых взносов с ноября 2010 года, то есть с месяца получения такого документа при соблюдении иных условий, установленных частью 2.1 статьи 57 Закона N 212-ФЗ.
Учитывая, что база по страховым взносам в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ определяется с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом и одним из отчетных периодов по страховым взносам является 9 месяцев календарного года (часть 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ), то для определения вышеуказанной доли доходов организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, следует использовать показатели первых девяти месяцев календарного года.
Необходимо отметить, что подтверждающими правомерность применения организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 57 Закона N 212-ФЗ, являются:
- выписка из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области IT-технологий, по форме, утвержденной приказом Мининформсвязи России от 09.01.2008 N 3;
- расчет средней (для действующих IT-компаний) и среднесписочной (для вновь созданных IT-компаний) численности работников;
- копия налоговой декларации по налогу на прибыль с отметкой налогового органа о принятии.
Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, утрачивают право на применение пониженных тарифов согласно части 2 статьи 57 Закона N 212-ФЗ если они:
- лишались государственной аккредитации;
- численность работников или доля доходов не соответствовала критериям, установленным частью 2 статьи 57 Закона N 212-ФЗ.
Об уполномоченном представителе плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя в правоотношениях по уплате страховых взносов
Порядок представления интересов плательщиков страховых взносов в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и территориальных фондах обязательного медицинского страхования установлен статьей 5.1 Закона N 212-ФЗ.
В указанной статье требования к полномочиям плательщиков страховых взносов устанавливаются в зависимости от того, кем является плательщик страховых взносов, организацией или физическим лицом.
Уполномоченный представитель плательщика страховых взносов - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный представитель плательщика страховых взносов - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Вопрос о подтверждении прав уполномоченного представителя плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя напрямую не урегулирован Законом N 212-ФЗ.
При этом согласно положениям статьи 23 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона.
Таким образом, к уполномоченному представителю плательщика страховых взносов должны предъявляться требования по подтверждению их полномочий, аналогичные тем, которые предъявляются к уполномоченному представителю плательщика страховых взносов - организаций.
В связи с этим нотариально подтвержденная доверенность не должна требоваться территориальными органами ПФР при сдаче отчетности уполномоченными лицами плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей.
Поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное требование о наличии у индивидуального предпринимателя печати, то доверенность в соответствии с требованиями статьи 185 Гражданского кодекса РФ оформляется в простой письменной форме за подписью индивидуального предпринимателя.
Н.А. Петухова,
ведущий консультант департамента организации администрирования
страховых взносов Пенсионного фонда РФ
"Нормативные акты для бухгалтера", N 16, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.