Может ли организация, которая в 2010 г. осуществляла деятельность без поставки на учет в налоговом органе по месту нахождения организации в течение срока более 90 календарных дней, быть одновременно привлечена налоговым органом к налоговой ответственности по п. 2 ст. 116 и п. 2 ст. 117 НК РФ?
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Пунктом 2 ст. 83 НК РФ установлено, что постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
В соответствии с п. 2 ст. 116 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
Пунктом 2 ст. 117 НК РФ установлено, что ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 руб.
Согласно п. 2 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Кроме того, в п. 5 ст. 114 НК РФ закреплена норма, согласно которой при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Как разъяснено в письме ФСС РФ от 6.04.2000 г. N 02-18/05-2322, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и уклонение от постановки на учет в налоговом органе, предусмотренные ст. 116 и 117 НК РФ, являются самостоятельными видами налоговых правонарушений, за совершение каждого из которых предусмотрен самостоятельный штраф. Однако, так как составы данных налоговых правонарушений являются сходными и ст. 117 НК РФ ужесточает ответственность за деяние, предусмотренное ст. 116 НК РФ, если оно сопровождалось ведением деятельности, страхователь не может быть привлечен к ответственности одновременно по ст. 116 и 117 НК РФ.
В судебной практике также существует точка зрения, согласно которой одновременно привлечение к налоговой ответственности по ст. 116 и ст. 117 НК РФ не допускается.
В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.07.04 г. N А33-4343/04-С3-Ф02-2606/04-С1 разъяснено, что одни и те же действия налогоплательщика не могут одновременно образовать состав двух налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 116 и 117 НК РФ.
В постановлении ФАС Уральского округа от 2.03.04 г. N Ф09-603/04-АК отмечено, что у налогового органа отсутствовали основания для привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, поскольку противоправные действия организации подлежат квалификации по п. 2 ст. 117 НК РФ.
Дополнительно отметим, что указание в постановлении ФАС Московского округа от 18.06.07 г., 20.06.07 г. N КА-А40/5386-07 (постановлением Президиума ВАС РФ от 26.02.08 г. N 11542/07 данное постановление и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.07 г. N 09АП-2332/2007-АК в части отказа в признании недействительным решения налогового органа в отношении доначисления налога на прибыль и привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа отменены, в отмененной части решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 декабря 2006 г. по данному делу оставлено без изменения; в остальной части данное постановление оставлено без изменения) о том, что составы правонарушений, предусмотренные ст. 116 и 117 НК РФ, обособлены друг от друга, что предполагает их самостоятельный характер и специфику применения, не следует понимать как то, что суд указывает на возможность одновременного привлечения к налоговой ответственности по ст. 116 и 117 НК РФ, поскольку суд фактически указывает на неправильную квалификацию налогового правонарушения налоговым органом (по мнению суда, налоговым органом ошибочно применена ст. 117 НК РФ, а не ст. 116 НК РФ). При этом следует отметить, что в данном деле имелась иная, по сравнению с рассматриваемой, ситуация.
Однако в судебной практике существует и противоположная точка зрения. Так, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 14.12.06 г. N Ф08-6348/2006-2639А рассмотрел ситуацию, в которой по итогам рассмотрения материалов проверки налоговый орган принял решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения и по п. 2 ст. 117 НК РФ за ведение деятельности обособленным подразделением без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев. Суд признал данное решение правомерным.
Таким образом, в подобной ситуации налоговый орган должен квалифицировать действия организации по п. 2 ст. 117 НК РФ. Позицию, согласно которой организация, осуществляющая деятельность без поставки на учет в налоговом органе по месту нахождения организации в течение срока более 90 календарных дней, не может быть одновременно привлечена налоговым органом к налоговой ответственности по п. 2 ст. 116 и п. 2 ст. 117 НК РФ, учитывая отсутствие единообразия в судебной практике, предстоит доказывать в суде.
Д. Комаров,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса
8 сентября 2011 г.
"Финансовая газета", N 36, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.