"Взыскать нельзя списать"
(интервью с С.В. Разгулиным, государственным советником РФ 3-го класса)
Об изменениях в законодательстве, принятых с целью повышения эффективности взыскания налоговой задолженности, рассказывает С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса.
Сергей Викторович, 27 июля 2010 года принят Закон N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ). С момента вступления в силу этого документа прошел практически год. Какие задачи преследовали законодатели, претворяя закон в жизнь?
Одной из главных целей Закона N 229-ФЗ было урегулирование задолженности: совершенствование порядка предоставления отсрочки (рассрочки), инвестиционного налогового кредита, а также порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию.
Изменения в законодательстве должны повысить эффективность мер по урегулированию задолженности за счет:
- изменения срока уплаты налога в отношении налогоплательщиков, финансовое положение которых не позволяет уплатить налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка;
- списания задолженности, срок взыскания которой пропущен или принятие мер взыскания в рамках общеустановленной процедуры неоправданно;
- закрепления сроков и последовательности действий в процедурах взыскания, в том числе с учетом особенностей категорий налогоплательщиков.
Кто может воспользоваться правом изменения срока уплаты налогов?
Глава 9 Налогового кодекса регулирует изменение срока уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов путем переноса установленного срока уплаты на более поздний срок. Причем указанный срок может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы задолженности либо ее части с начислением процентов на сумму задолженности, если иное не предусмотрено законодательством. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного кредита. Заинтересованное лицо, претендующее на право воспользоваться изменением срока уплаты налога и (или) сбора, может одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки платежа подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
В пункте 2 статьи 64 Налогового кодекса уточнен перечень оснований предоставления отсрочек или рассрочек. Они могут быть предоставлены заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, указанный налог будет уплачен. То есть финансовые затруднения налогоплательщика временные и возникли в силу хотя бы одной из причин:
- причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- непредоставление (несвоевременное предоставление) заинтересованному лицу бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств;
- угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) налогоплательщика в случае единовременной уплаты им налога;
- недостаточное имущественное положение физического лица;
- сезонный характер деятельности налогоплательщика;
- имеются установленные таможенным законодательством основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Какие документы необходимо представить налогоплательщику для оформления изменения срока уплаты налога?
Перечень документов, представляемых налогоплательщиком одновременно с заявлением об изменении срока уплаты налога, исчерпывающим образом определен в пунктах 5, 5.1, 5.3 статьи 64 Налогового кодекса. К ним относятся:
- справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
- справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;
- справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
- справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
- перечень контрагентов-дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами-дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
- обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
- документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога.
Отмечу, что предоставление отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита налогоплательщикам, испытывающим временные финансовые трудности, решая задачи урегулирования задолженности, дает возможность сохранить действующие производства. Поэтому необходимо, чтобы механизм изменения срока уплаты налога заработал.
Сергей Викторович, в каких случаях задолженность признается безнадежной, и можно ли ее списать в случае невозможности ее взыскания?
Решение о признании задолженности безнадежной и ее списании принимают налоговые органы. Согласования с финансовыми органами не требуется.
Списание задолженности - это не льгота и не способ поддержки налогоплательщика. Задолженность должна быть невозможной к взысканию по юридическим основаниям. Социальные, экономические причины из критериев невозможности взыскания исключены.
Статьей 59 Налогового кодекса установлен конкретный перечень оснований признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
К ним относятся: ликвидация организации в соответствии с законодательством, признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", смерть физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
В качестве нового основания признания задолженности безнадежной подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса установлены случаи принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания (вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам).
Пунктом 4 Приложения N 2 к приказу ФНС России от 19 августа 2010 г. N ЯК-7-8/393@ предусмотрено, что документом, подтверждающим наличие названного выше основания, является копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда.
Однако Кодекс не регулирует содержание мотивировочной или резолютивной частей судебного решения. Определяющим при применении подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса является не конкретная формулировка, содержащаяся в судебном акте, а правовые последствия принятия такого акта, в соответствии с которым невозможно применение налоговыми органами принудительных мер по взысканию соответствующей задолженности.
В каждой конкретной ситуации требуется проведение налоговым органом комплексного анализа, в том числе с учетом возможности назначения повторных выездных налоговых проверок, и т.п.
Таким образом, само по себе отсутствие в судебных решениях, которыми налоговому органу отказано во взыскании, прямой формулировки "об утрате налоговым органом права на взыскание" не является препятствием к принятию налоговым органом решения о признании задолженности безнадежной и ее списании с учетом имеющихся обстоятельств, влекущих невозможность взыскания этой задолженности в связи с истечением установленных сроков ее взыскания.
Обратите внимание на то, что законами субъектов, нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания для признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам и определен перечень документов, подтверждающих такие основания.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 229-ФЗ признается безнадежной к взысканию недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в течение последних двенадцати месяцев лицо не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету), не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания указанных недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Процедура их ликвидации в общеустановленном порядке фактически неприменима или требует финансирования из бюджета в размерах, превышающих взыскиваемые суммы.
Приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. N ЯК-7-8/392@, утвержденным на основании пункта 3 статьи 8 Закона N 229-ФЗ, предусмотрена возможность списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица.
Законом установлено ограничение по сроку образования такой задолженности - 1 января 2010 года. Иные ограничения по срокам установления признаков недействующего юридического лица, срокам вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания указанных недоимки, задолженности по пеням и штрафам отсутствуют.
Указанную меру по урегулированию задолженности надлежит рассматривать как разовую акцию. В случае законодательного повторения таких процедур будет создан стимул для создания фирм-однодневок.
Встречаются ситуации, когда средства для уплаты налогов списаны банком со счета налогоплательщика, но не перечислены в бюджетную систему. Какие решения принимаются в таком случае?
Пункт 4 статьи 59 Налогового кодекса регулирует вопрос признания безнадежными к взысканию сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, списанных со счетов налогоплательщика, но не перечисленных в бюджетную систему банками.
Не перечисленные банком в бюджетную систему суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии со статьей 59 Кодекса в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
С учетом положений Налогового кодекса, сложившейся правоприменительной практики (в частности, решения Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. N ВАС-17582/08) одна и та же сумма не может числиться как недоимка налогоплательщика и как задолженность банка по перечислению сумм налога в бюджетную систему.
В случае исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога соответствующие суммы не могут рассматриваться как недоимка. При этом при неисполнении банком поручения на перечисление налога в бюджетную систему к указанному банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм (статьи 45, 60 Кодекса).
На практике могут возникать ситуации, согласно которым ряд организаций, имеющих суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему, производили повторную оплату указанных платежей. При этом, если налоговые органы будут принимать решения о списании сумм налоговых платежей, списанных со счетов организаций в банках, но не перечисленных последними в бюджетную систему и ликвидированными, то по данным налогового учета у таких организаций будет числиться "переплата".
Данная ситуация является искусственно созданной порядком отражения в учетных документах налоговых органов сумм обязательных платежей налогоплательщиков, не перечисленных банками в бюджетную систему. Во избежание подобных ситуаций следует порядок отражения в учетных документах налоговых органов сведений об исполнении обязанности по уплате налога привести в соответствие требованиям Налогового кодекса.
Есть ли изменения в процедурах взыскания налоговыми органами задолженности?
Поправками к Налоговому кодексу были решены также некоторые процедурные вопросы налогового администрирования. Уточнен порядок вручения налоговым органом документов, составляемых в процессе осуществления налогового контроля, принудительного взыскания налогов.
Налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть вручено, направлено по почте или передано в электронном виде. При этом налоговый орган может использовать процедуру направления указанных документов по почте, минуя стадию личного вручения.
В отношении иных документов сохраняется принцип последовательности действий: вручение, а при невозможности вручения - направление по почте.
Введено важное процессуальное положение о том, что документы, направленные по почте, считаются полученными по истечении шести дней с даты их направления заказным письмом.
Срок исполнения требования об уплате налога составляет восемь рабочих дней вместо 10 календарных.
Закон от 29 ноября 2010 г. N 324-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" установил новый порядок взыскания с граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, недоимки (статья 48 кодекса). Изменены правила обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании с физического лица задолженности по налогам, сумма которой не превышает 1500 рублей.
Новый механизм призван сократить случаи обращения в суд налогового органа за взысканием незначительных сумм.
Только в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафов, направленного физическому лицу, общая сумма задолженности не превысила 1500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Новые правила распространяются на требования об уплате налога, сборов, пеней и штрафов, направленных налогоплательщикам после 2 января 2011 года.
Сергей Викторович, какие текущие задачи можно выделить на сегодняшний день в работе налоговых органов?
Следует усилить контроль за проводимой налоговыми органами работой по реализации подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса (невозможность взыскания по причине пропуска сроков). Задача - восстановить срок взыскания. В целях восстановления пропущенного срока взыскания требуется подача заявления в суд: нужна отработка таких заявлений и формирование положительной для налоговых органов практики.
Среди показателей работы налоговых органов должен содержаться показатель 0 рублей - сумма задолженности, взыскание которой оказалось невозможным по причине пропуска сроков.
Также налоговые органы должны проводить анализ результатов рассмотрения заявлений об изменении срока уплаты налога, обобщать типичные ошибки налогоплательщиков при подаче заявлений.
Следует обеспечить достоверность информационного ресурса об исполнении обязанности по уплате налога. Для этого должна производиться регулярная сверка расчетов. Это мера, в которой налоговые органы особенно заинтересованы.
Отмечу, что существует взаимная заинтересованность в урегулировании задолженности со стороны налогоплательщика и налогового органа.
В соответствии со статьей 6.1 Налогового кодекса сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (статья 57 кодекса).
Статьей 45 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в установленном порядке. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок такую сумму. Статья 61 Кодекса признает изменением срока уплаты налога и сбора перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Таким образом, при обращении заинтересованного лица с заявлением об изменении срока уплаты налога, указанного в направленном налогоплательщику требовании об уплате налога, уполномоченный орган может принять решение об изменении срока уплаты налога, установленного в требовании, в форме отсрочки, рассрочки на срок, не превышающий одного года со дня истечения установленного срока исполнения требования об уплате налога.
В аналогичном порядке может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате пени и штрафа.
Но главное - необходимо помнить, что списание задолженности это плохой способ ее урегулирования. Задачей принудительного взыскания было и остается обеспечение налоговых поступлений в бюджетную систему.
"Бюджетный учет", N 8, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100