Получение зарплаты с заблокированного счёта
Комментарий к письму Минфина России от 07.07.11 N 03-02-07/1-229 "О применении положений статьи 76 НК РФ".
Порядок приостановления расходных операции по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей и отмены этого приостановления (далее - порядок блокировки и разблокировки счетов) установлен статьёй 76 НК РФ. Бремя такого наказания работодателя - налогоплательщика, как правило, разделяют и его работники. Пока не будут погашены задолженности по платежам в бюджетную систему, снять с заблокированного счёта деньги на выплату работникам зарплаты нельзя.
В комментируемом письме Минфин в очередной раз подтвердил это правило.
Когда налоговики блокируют расчётный счёт в банке
Статьёй 76 НК РФ предусмотрены следующие ситуации, в которых блокируются расчётные счета налогоплательщиков.
Во-первых, расходные операции на счёте приостанавливают, если налогоплательщик не исполняет требование инспекции о добровольной уплате налога, пеней и штрафа. ИФНС принимает решение о взыскании этих сумм за счёт денежных средств налогоплательщика в принудительном порядке (п. 1-3 ст. 46 НК РФ). При этом инспекция вправе заблокировать счёт налогоплательщика в банке, но только в пределах суммы, отражённой в неоплаченном требовании. Решение о блокировке счёта принимается не ранее решения о взыскании (п. 8 ст. 46, п. 2 ст. 76 НК РФ).
Во-вторых, счёт заморозят, если инспекция по результатам налоговой проверки начислила суммы налога, пени, штрафа, подлежащие уплате в бюджет, но у неё есть основания полагать, что налогоплательщик не только не заплатит, но и "уведёт" свои активы из-под принудительного взыскания долга. Тогда ИФНС вправе вынести решение о запрете на отчуждение (передачу в залог) некоторых видов имущества налогоплательщика (недвижимости, транспортных средств и т.д.) без её согласия. После этого (не раньше!) расходование денежных средств налогоплательщика в банке блокируется на сумму начисленной задолженности, не покрытую бухгалтерской стоимостью арестованного имущества (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Наконец, счёт заблокируют, если налогоплательщик в течение 10 дней после крайнего срока сдачи налоговой декларации её не сдал. Тогда налоговый орган вправе заблокировать любые расчётные счета налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ). Сумма блокировки в этом случае ничем не ограничена (письмо Минфина России от 15.04.10 N 03-02-07/1-167).
Блокировка расчётного счёта не распространяется на платежи, очерёдность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. С заблокированного счёта можно также списывать средства в счёт уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов для перечисления их в бюджетную систему РФ (п. 1 ст. 76 НК РФ).
Заметим, что с 1 октября 2011 года статья 76 НК РФ будет действовать в новой редакции благодаря поправкам, внесённым Федеральным законом от 27.06.11 N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платёжной системе".
В связи с принятием Федерального закона от 27.06.11 N 161-ФЗ "О национальной платёжной системе" (комментарий к документу опубликован в этом номере на с. 16) помимо блокировки операций по счетам в банке статьёй 76 НК РФ вводится право налогового органа на приостановление переводов электронных денежных средств. Эта мера тоже является обеспечением исполнения решения налоговиков о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, она применяется и в случае просрочки представления в налоговую инспекцию налоговой декларации в течение 10 дней.
Однако в новой редакции пункта 1 статьи 76 НК РФ нет перечня платежей, на которые "налоговая" блокировка переводов электронных денежных средств не распространяется.
Кстати, в отличие от налоговых инспекций органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР и ФСС России) не обладают полномочиями блокировать операции по банковским счетам страхователей и переводы электронных денежных средств.
Минфин остаётся при своём мнении
В комментируемом письме финансисты разъясняют практику применения положений пункта 1 статьи 76 НК РФ о запрете блокировки платежей, очерёдность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Очерёдность списания денежных средств со счёта при недостаточности на нём денежных средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований установлена пунктом 2 статьи 855 ГК РФ. В этом случае поступившие на счёт суммы списываются:
- в первую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счёта для удовлетворения требований о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- во вторую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь - по платёжным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, ФСС России и фонды обязательного медицинского страхования;
- в четвёртую очередь - по платёжным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди.
Положение о третьей очереди списания указанного порядка было признано неконституционным (постановление Конституционного суда РФ от 23.12.97 N 21-П).
Уже много лет в законах о федеральном бюджете, включая Федеральный закон от 13.12.10 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", содержится ссылка на это постановление КС РФ. А вот далее следует указание: впредь до внесения изменений в пункт 2 статьи 855 ГК РФ при недостаточности денежных средств на счёте налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчётным документам, предусматривающим платежи в бюджетную систему РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчётов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очерёдности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со статьёй 855 ГК РФ в первую и вторую очередь.
Соответственно много лет финансовое ведомство выпускает письма, в которых цитирует указанные положения законов о федеральном бюджете и делает собственный вывод о том, что в случае блокировки счёта банк не вправе осуществлять все расходные операции по данному счёту, в том числе перечисление денежных средств по расчётному документу (чеку) на выплату заработной платы, за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 855 ГК РФ в первую и вторую очередь (письма Минфина России от 04.02.11 N 03-02-07/1-38, от 15.04.10 N 03-02-07/1-168, от 01.02.07 N 03-02-07/1-29).
Судебная практика Минфин не убедила
Налогоплательщик - клиент банка нарушить статью 76 НК РФ не может, поскольку она содержит указания для банков. Именно их штрафуют за нарушение положений этой статьи (ст. 134 НК РФ). Однако клиенты банков тоже активно интересуются судебной практикой на эту тему.
Автор запроса предъявил Минфину несколько примеров судебных решений в пользу банков, согласно которым платежи по выплате заработной платы в период действия решения налоговой инспекции о блокировке счёта налогоплательщика производятся банком правомерно в случае, если расчётные документы по выплате заработной платы поступили в банк ранее расчётных документов по перечислению налогов и сборов (постановления ФАС Московского округа от 28.09.10 по делу N КА-А40/10420-10, ФАС Поволжского округа от 03.02.11 по делу N А55-11156/2010). Был задан вопрос: возможно ли в связи с судебными прецедентами списание денежных средств на выплату заработной платы (третья очередь списания) со счёта налогоплательщика после получения решения налогового органа о блокировке счёта и в случае отсутствия к счёту расчётных документов по перечислению налогов и сборов?
Но эти примеры Минфин не переубедили. В комментируемом письме он по-прежнему настаивает на том, что списание денежных средств на выплату заработной платы со счёта налогоплательщика не отнесено статьёй 855 ГК РФ к первой и второй очереди платежей. А заодно добавляет, что закон о федеральном бюджете не регулирует отношения по приостановлению операций по счетам налогоплательщиков в банках.
"Обходные манёвры"
Выше мы отмечали, что к платежам второй очереди относится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору. Против проведения платежей этой очереди в период приостановления операций по расчётному счёту Минфин не возражает.
Перечень исполнительных документов установлен пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - закон N 229-ФЗ).
В перечень исполнительных документов не входят ведомость на выплату заработной платы трудовому коллективу и аналогичные "рядовые" бухгалтерские первичные документы. Зато в него включены удостоверения, которые на основании статьи 389 ТК РФ работникам выдаёт комиссия по трудовым спорам (КТС) (подп. 4 п. 1 ст. 12 закона N 229-ФЗ).
КТС - это орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, который действует в организации и состоит из равного числа представителей работников и работодателя. Его деятельность регулируется правилами главы 60 ТК РФ.
Индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, коллективного и трудового договоров и т.д. (ст. 381 ТК РФ). Так, например, спор между работодателем и работником может возникнуть из-за задержки выдачи заработной платы. Работник не обязан входить в положение работодателя, которому заблокировали расчётный счёт.
Если работодатель не исполнил решение КТС (например, решение о выдаче зарплаты) в течение трёх дней после истечения десяти дней, отведённых сторонам спора на обжалование этого решения, КТС должна выдать работнику удостоверение.
В соответствии со статьёй 389 ТК РФ работник предъявляет удостоверение КТС судебному приставу, и тот приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.
Более короткий путь для получения зарплаты основан на положениях статьи 8 закона N 229-ФЗ, согласно которым исполнительный документ о взыскании денежных средств может быть направлен в банк непосредственно взыскателем. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:
- реквизиты банковского счёта взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;
- фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в РФ взыскателя-гражданина.
При использовании взыскателем помощи своего представителя последний представляет в банк документ, удостоверяющий его полномочия, и перечисленные выше сведения, включая сведения о взыскателе и сведения о себе.
Судебная практика по статье 134 НК РФ применительно к выдаче банком зарплаты по удостоверению КТС положительная. Судьи говорят, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, на основании которых банк должен был отказать в приёме на исполнение удостоверения КТС по взысканию заработной платы (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.04.07 по делу N А78-915/06-Ф02-1834/07, ФАС Поволжского округа от 12.03.09 по делу N А12-7768/2008).
К. Матвеев,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru