Обязательные страховые взносы - законодательное регулирование и переходные
положения
В Российской Федерации наряду с обязательным государственным страхованием действует, в частности, обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Если обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета страхователям, то последние из названных видов обязательного страхования, регулируемых федеральным законодательством, предполагают уплату страховых взносов.
В статье мы поведем речь о законодательном регулировании обязательных страховых взносов, а также рассмотрим переходные положения, касающиеся исчисления и уплаты страховых взносов.
Итак, начнем с обязательного социального страхования, регулируемого Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"*(1). Этот вид страхования, согласно ст. 1.2 названного закона, представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Страховые взносы по этому виду страхования представляют собой обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования РФ в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Такое понятие содержит Федеральный закон от 16 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"*(2) (далее - Закон N 167-ФЗ). Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально-возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (ст. 3 Закона N 167-ФЗ).
Обязательное медицинское страхование представляет собой вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Такое определение содержит статья 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"*(3). Еще одним понятием, содержащимся в названной статье, является понятие страховых взносов на обязательное медицинское страхование - это обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
Законом, регулирующим отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) названных выше страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за их исчислением и уплатой (перечислением) и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, является Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"*(4) (далее - Закон N 212-ФЗ).
Закон N 212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов:
- в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) на обязательное пенсионное страхование;
- в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) на обязательное медицинское страхование;
- в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) на обязательное медицинское страхование.
Отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, также регулируются данным законом. При этом действие Закона N 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В целях единообразного применения Закона N 212-ФЗ соответствующие разъяснения будут даваться в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N 731 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"*(5) право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Министерству здравоохранения и социального развития. Названное ведомство своим приказом от 26 февраля 2010 г. N 112н*(6) утвердило Разъяснение о применении отдельных норм Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в части, касающейся обложения страховыми взносами выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Обращаем внимание на то, что страховые взносы не являются налоговыми платежами, следовательно, начиная с 2010 г. налоговые органы уже не проводят проверки в отношении страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с Законом N 212-ФЗ. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:
- ПФР и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС и ТФОМС;
- ФСС и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.
За ФСС остается право контролировать правильность выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством согласно Закону N 255-ФЗ.
Органы контроля проводят камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов. Целью этих проверок является контроль за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Осуществлять выездные проверки плательщиков страховых взносов в ПФР и ФСС будут совместно на основании ежегодных планов выездных проверок. Порядок проведения данных проверок очень напоминает порядок проведения налоговых проверок, определенный в НК РФ.
Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, руководствуясь пунктом 3 ст. 15 Закона N 212-ФЗ, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца производят исчисление обязательных платежей по страховым взносам. Такое исчисление производится исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В общем случае плательщики страховых взносов применяют следующие тарифы страховых взносов, установленные статьей 12 Закона N 212-ФЗ, %:
- в ПФР - 26,0;
- в ФСС - 2,9;
- в ФФОМС - с 1 января 2011 г. - 3,1; с 1 января 2012 г. - 5,1;
- в ТФОМС - с 1 января 2011 г. - 2,0; с 1 января 2012 г. - 0,0.
Между тем для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов, которые будут применяться в переходный период 2011-2019 гг. Такие пониженные тарифы определены в ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Какие же плательщики смогут в переходный период применять пониженные тарифы?
Прежде всего это:
- сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 Налогового кодекса РФ (подпункт 1 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);
- организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог (подпункт 2 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);
- плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений; общественные организации инвалидов; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов (подпункт 3 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых для осуществляющих их плательщиков страховых взносов не применяются пониженные тарифы страховых взносов, утвержден постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N 762.
Названные выше плательщики страховых взносов в течение 2011-2014 гг., руководствуясь пунктом 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, будут применять следующие тарифы страховых взносов, %:
- ПФР - 2011 г. - 16,0; 2012 г. - 16,0; 2013-2014 гг. - 21,0;
- ФСС - 2011 г. - 1,9; 2012 г. - 1,9; 2013-2014 гг. - 2,4;
- ФФОМС - 2011 г. - 1,1; 2012 г. - 2,3; 2013-2014 гг. - 3,7;
- ТФОМС - 2011 г. - 1,2; 2012-2014 гг. - 0,0.
В следующую группу плательщиков страховых взносов, для которых предусмотрены пониженные тарифы, входят:
- хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"*(7) и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"*(8) (подпункт 4 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);
- организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории названной экономической зоны (подпункт 5 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);
- организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), по установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных (подпункт 6 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
Плательщики страховых взносов, отнесенные нами к этой группе, руководствуясь пунктом 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, должны применять в течение 2011-2019 гг. следующие тарифы страховых взносов, %:
- ПФР - 2011 г. - 8,0; 2012-2017 гг. - 8,0; 2018 г. - 13,0; 2019 г. - 20,0;
- ФСС - 2011 г. - 2,0; 2012-2017 гг. - 2,0; 2018 г. - 2,9; 2019 г. - 2,9;
- ФФОМС - 2011 г. - 2,0; 2012-2017 гг. - 4,0; 2018 г. - 5,10; 2019 г. - 5,1;
- ТФОМС - 2011 г. - 2,0; 2012-2019 гг. - 0,0;
Применять пониженные тарифы страховых взносов на основании подпункта 7 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ могут плательщики страховых взносов - российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:
- деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
- издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.
Пониженные тарифы страховых взносов для этих плательщиков установлены пунктом 3.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ на период 2011-2014 гг., и они составляют, %:
- ПФР - 2011 г. - 20,0; 2012 г. - 20,8; 2013 г. - 21,6, 2014 г. - 23,2;
- ФСС - 2011-2014 гг. - 2,9;
- ФФОМС - 2011 г. - 1,1; 2012 г. - 3,3; 2013 г. - 3,5; 2014 г. - 3,9;
- ТФОМС - 2011 г. - 2,0; 2012-2014 гг. - 0,0.
И завершают перечень плательщиков, для которых предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются (подпункт 8 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):
а) производство пищевых продуктов;
б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
в) текстильное и швейное производство;
г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
д) обработка древесины и производство изделий из дерева;
е) химическое производство;
ж) производство резиновых и пластмассовых изделий;
з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
и) производство готовых металлических изделий;
к) производство машин и оборудования;
л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
м) производство транспортных средств и оборудования;
н) производство мебели;
о) производство спортивных товаров;
п) производство игр и игрушек;
р) научные исследования и разработки;
с) образование;
т) здравоохранение и предоставление социальных услуг;
у) деятельность спортивных объектов;
ф) прочая деятельность в области спорта;
х) обработка вторичного сырья;
ц) строительство;
ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
щ) вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;
ы) предоставление персональных услуг;
э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
ю) производство музыкальных инструментов;
я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки;
я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
я.2) управление недвижимым имуществом;
я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;
я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах 5 и 6 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Эти плательщики страховых взносов, руководствуясь пунктом 3.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, в течение 2011-2012 гг. будут применять такие тарифы страховых взносов, %:
- ПФР - 2011-2012 гг. - 18,0;
- ФСС - 2011-2012 гг. - 2,9;
- ФФОМС - 2011 г. - 3,1; 2012 г. - 5,1;
- ТФОМС - 2011 г. - 2,0; 2012 г. - 0,0.
Пониженные тарифы страховых взносов, рассмотренные нами выше, предусмотрены, как видите, лишь для узкого круга плательщиков страховых взносов, да и предназначены эти тарифы к применению лишь в течение переходного периода 2011-2019 гг. Для некоторых категорий плательщиков этот период будет длиться до 2019 г., для некоторых - только до 2014 г., а для последней из названных нами категорий - лишь до 2012 г.
По окончании переходного периода, установленного для каждой из перечисленных категорий, плательщики обязаны будут исчислять и уплачивать страховые взносы по общим тарифам, установленным статьей 12 Федерального закона N 212-ФЗ.
Следует отметить, что если в течение 2010 г. плательщики страховых взносов в общем случае исчисляли и уплачивали взносы по тарифам, установленным статьей 57 Федерального закона N 212-ФЗ, и суммарный тариф составлял 26%, то начиная с 2011 г. этот суммарный тариф возрос до 34%. Увеличение общего тарифа на 8% негативно сказывается на финансовом состоянии огромного числа субъектов хозяйственной деятельности, в силу чего, по мнению автора, не исключено, что в ближайшее время Правительством РФ будут приняты шаги к их снижению.
В.В. Семенихин,
руководитель "Экспертбюро Семенихина",
участник экспертного совета по налоговому законодательству
при комитете по бюджету и налогам Государственной Думы РФ
и экспертного совета по налогам, созданного при департаменте
по законодательству Торгово-промышленной палаты РФ
"Гражданин и право", N 9, сентябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18.
*(2) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4832.
*(3) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 49. Ст. 6422.
*(4) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 30. Ст. 3738.
*(5) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 38. Ст. 4484.
*(6) См.: Российская газета. 2010. 7 мая.
*(7) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 35. Ст. 4137.
*(8) См. там же. Ст. 4135.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обязательные страховые взносы - законодательное регулирование и переходные положения
Автор
В.В. Семенихин - руководитель "Экспертбюро Семенихина", участник экспертного совета по налоговому законодательству при комитете по бюджету и налогам Государственной Думы РФ и экспертного совета по налогам, созданного при департаменте по законодательству Торгово-промышленной палаты РФ
"Гражданин и право", 2011, N 9