Бюджетное учреждение разместило заказ на выполнение работ, который подлежит оплате за счет средств бюджета. По итогам проведения конкурсных процедур был определен победитель торгов, с которым заключили государственный контракт. Сумма обеспечения заказа, перечисленная участником торгов, с которым был заключен контракт, не была ему возвращена. Аванс в размере 30% от суммы договора был перечислен исполнителю контракта в оговоренные контрактом сроки. По истечении двух месяцев с момента заключения контракта исполнитель выразил желание его расторгнуть по причине отсутствия технических условий для выполнения работ, обусловленных контрактом.
Вправе ли исполнитель расторгнуть контракт?
Если вправе, то как он должен оформить расторжение контракта?
Нужно ли возвращать исполнителю контракта сумму обеспечения его участия в торгах?
Согласно п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о государственных закупках) расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Аналогичную норму содержит п. 1 ст. 450 ГК РФ. Напомним, что законодательство РФ о размещении заказов основывается на положениях ГК РФ, БК РФ и состоит из Закона о государственных закупках, а также иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов (п. 1 ст. 2 Закона о государственных закупках). Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону о государственных закупках. Таким образом, давая ответ на поставленный вопрос, мы вправе обратиться к ГК РФ.
В статье 451 ГК РФ сказано: если стороны не достигли соглашения о расторжении договора, он может быть расторгнут судом. Соглашение о расторжении договора совершается в письменной форме (п. 1 ст. 452 ГК РФ*(1)), причем требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения от другой стороны отказа в ответ на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (п. 2 ст. 452 ГК РФ).
Следует помнить о том, что, если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора (п. 5 ст. 453 ГК РФ).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (ст. 450 ГК РФ). В данном случае бюджетное учреждение (заказчик) не получает предусмотренного договором выполнения работ (услуг, товара), что является существенным нарушением исполнителем договора.
Кроме того, в ч. 11 ст. 9 Закона о государственных закупках указано, что в контракт обязательно должно быть включено условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.
Таким образом, в соглашении о расторжении договора бюджетному учреждению следует указать санкции за невыполнение условий контракта, приведшее к его расторжению. Санкции могут быть в виде штрафа и (или) пеней, а их размер - либо такой же, какой был предусмотрен контрактом, либо иной (в зависимости от неисполненных условий контракта).
ФАС в Письме от 23.05.2011 N ИА/19716 "О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" разъяснила, что в целях реализации мер, предусмотренных ч. 11 ст. 9 Закона о государственных закупках, контракт должен содержать указание на основания применения ответственности и порядок определения размера неустойки (штрафа, пени). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик производит оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени). Заключение заказчиком и поставщиком (исполнителем, подрядчиком) дополнительного соглашения к контракту, предусматривающего изменение сроков и (или) размера цены контракта, является нарушением ч. 5 ст. 9 Закона о государственных закупках.
Оплата по контракту осуществляется на основании акта приемки товара (выполненных работ, оказанных услуг), в котором указываются: сумма, подлежащая уплате в соответствии с условиями заключенного контракта; размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию; основания применения и порядок расчета неустойки (штрафа, пени); итоговая сумма, подлежащая уплате исполнителю по контракту.
В случае если условиями контракта предусмотрены поэтапная поставка товаров (выполнения работ, оказания услуг) и соответствующая поэтапная оплата, последняя должна производиться с учетом указанного выше порядка.
Таким образом, в соглашении о расторжении договора должны быть указаны:
- сумма штрафа;
- размер неустойки;
- обязательство заказчика оплатить объем выполненных исполнителем обязательств за минусом штрафа и неустойки (в случае если исполнителем были произведены какие-то работы, оказаны услуги по контракту либо поставлены товары).
В случае если исполнитель не соглашается с выставленными бюджетным учреждением (заказчиком) условиями расторжения контракта, следует обращаться в суд.
Для справки. В случае расторжения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту заказчик вправе заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с Законом о государственных закупках заключается контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, с согласия такого участника размещения заказа. Контракт с указанным участником размещения заказа заключается на условиях, предусмотренных соответственно ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38, ч. 10 ст. 41.12 и ч. 8 ст. 47 Закона о государственных закупках. Если до расторжения контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) частично исполнены обязательства по такому контракту, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по контракту, ранее заключенному с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг (ст. 9 Закона о государственных закупках).
Что касается возврата или невозврата суммы обеспечения заявки на участие в торгах, не возвращенной участнику, с которым был заключен контракт, нужно обратиться к нормам п. 5 ст. 29, п. 5 ст. 39, п. 4 ст. 41.12 Закона о государственных закупках. Из них следует, что в случае, если было установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, аукционе, открытом аукционе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, возвращаются победителю в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним контракта. Имеющаяся по этому поводу арбитражная практика тоже свидетельствует о необходимости возврата денежных средств, полученных в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, в течение установленного законом срока (постановления ФАС МО от 25.05.2011 N КА-А41/4599-11, Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 N А41-24203/10). Таким образом, основания для невозврата сумм, перечисленных участником торгов, с которым был заключен контракт, впоследствии расторгнутый, у бюджетного учреждения (заказчика) нет.
Тем не менее, как следует из этой же арбитражной практики, в случае невозврата бюджетным учреждением данных сумм в установленные законом сроки и отсутствия требования участника торгов о возращении данных сумм после истечения срока исковой давности данные суммы с бюджетного учреждения не взыскиваются.
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала "Бюджетные учреждения:
ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности"
1 сентября 2011 г.
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 9, сентябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В этой статье говорится о том, что соглашение о расторжении договора заключается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Поскольку контракт заключается в письменной форме, его расторжение тоже должно быть оформлено "на бумаге".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"