В данный момент в ООО "ХХХ" проходит выездная налоговая проверка. Данная проверка начата 25 июня 2010 года.
Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ, "выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев". Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев".
Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, "общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев".
Таким образом, с нашей точки зрения, последним днем налоговой проверки является 24 июня 2011 года.
Прошу разъяснить следующее.
1. Правильность исчисленного нами срока окончания проверки.
2. Какие документы должны быть предоставлены нам налоговым органом 24 июня 2011 года.
3. В случае непредоставления нам указанных документов в указанные сроки, какие действия должны быть нами предприняты.
4. 15 июня 2011 года Обществом получено требование о предоставлении документов. Срок исполнения требования согласно Налоговому кодексу 10 рабочих дней, что составляет 27 июня 2011 года. Данный срок явно выходит за рамки проведения налоговой проверки. Есть ли у Общества обязанность по предоставлению документов по указанному требованию.
1. Как установлено пунктом 2 статьи 6.1. НК РФ, течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Таким образом, если проверка была начата 25 июня 2010 года, то срок проверки начал течь с 26.06.2010.
Пунктом 5 данной статьи определено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Под соответствующим числом, очевидно, понимается число, которым определено начало срока, то есть в данном случае - 25-е число. С учетом максимального срока проверки и максимального срока ее приостановления, которые определены в шесть месяцев каждый, как верно указано в запросе, она должна быть окончена не позднее, чем через 12 месяцев после ее начала. Таким образом, последним днем проверки будет 25.06.2011., а не 24.06.2011.
ВАС РФ придерживается аналогичного мнения. Так, в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 N 99*(1) суд разъяснил порядок применения аналогичных по своему содержанию норм АПК РФ. По мнению ВАС РФ, если календарная дата события, которым определено начало течения процессуального срока в один месяц, - 18 апреля 2005 года (например, в этот день изготовлен полный текст решения суда первой инстанции), то течение этого срока началось 19 апреля 2005 года, днем его окончания будет 18 мая 2005 года.
2.-3. В соответствии с пунктом 15 статьи 89 НК РФ, в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
Таким образом, в день, когда налоговый орган закончит проверку (но не позднее последнего дня максимального срока ее проведения) налогоплательщику должна быть представлена справка об окончании налоговой проверки.
В случае, если такая справка не представлена, налогоплательщик вправе обратиться с жалобой на бездействие сотрудника налогового органа, руководившего проверкой, в вышестоящий налоговый орган, либо в арбитражный суд.
4. Налоговым законодательством прямо не предусмотрено, что окончание срока налоговой проверки влечет прекращение всех обязанностей налогоплательщика, которые возникли в период, когда проверка еще велась. В частности, если последний день срока выполнения требования о предоставлении документов попадает в период за пределами срока проверки.
В то же время, из налогового законодательства можно сделать косвенный вывод о том, что требование налогового органа подлежит исполнению только в пределах срока проверки. Так, подпунктом 6 пункта 3 статьи 100 НК РФ установлено, что в акте налоговой проверки указывается перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки. Из этого можно заключить, что документы представляются проверяемым лицом только в ходе налоговой проверки, а не по ее завершении.
В судебной практике этот вопрос также не решен также однозначно. Ряд судов восприняли вышеприведенную позицию. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 13 июля 2009 N Ф04-4038/2009(10171-А03-42) указал, что налоговым органом истребованы документы вне связи с осуществлением мероприятий налогового контроля так как выездная налоговая проверка завершена до окончания установленного в требовании срока представления документов. На основании вышеуказанных норм права и установленных обстоятельств дела арбитражным судом сделан вывод о необоснованном привлечении налоговым органом предпринимателя к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. ФАС Московского округа в постановлении от 26 августа 2010 N КА-А41/9668-10 указал, что в силу ст.ст. 89, 100, 101 НК РФ по окончании выездной налоговой проверки налоговый орган заведомо не вправе проводить дальнейший анализ полученных документов (за пределами сроков окончания проверки), в связи с чем, суд правильно пришел к выводу о том, что привлечение общества к ответственности в порядке ст. 126 НК РФ в таком случае неправомерно.
В то же время, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 23 сентября 2009 N Ф03-4818/2009 посчитал, что неисполнение требования налогового органа, окончание срока исполнения которого выходит за рамки проверки, может быть законным в случае, если физически невозможно предоставить затребованный объем документов в срок между выставлением требования и окончанием проверки.
Вышеприведенные судебные акты не были предметом проверки надзорной инстанцией - ВАС РФ, в связи с чем, полагаем, что сформированные в них позиции нельзя считать окончательными.
Исходя из изложенного, полагаем, что в настоящее время неисполнение Обществом требования налогового органа о предоставлении документов, предельный срок исполнения которого выходит за рамки срока проведения налоговой проверки, может повлечь привлечение Общества к налоговой ответственности.
Вывод:
1. Налоговая проверка, исходя из того, что она была начата 25.06.2010., должна быть завершена не позднее 25.06.2011.
2.-3. По окончании налоговой проверки налоговый орган обязан выдать налогоплательщику справку о ее окончании. В случае невыдачи справки, Общество вправе обжаловать бездействие руководителя проверки в вышестоящий налоговый орган или в суд.
4. Исходя из существующей судебной практики, а также отсутствия в налоговом законодательстве четкой нормы о прекращении всех обязанностей проверяемого лица в связи с окончанием налоговой проверки, полагаем, что Общество может быть привлечено к ответственности за неисполнение требования о предоставлении документов, даже если окончание срока его исполнения приходится на период за пределами проверки.
15 июня 2011 г.
ООО "Аудит-новые технологии", июнь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.