Создание и организация деятельности школьных спортивных клубов
В целях развития детско-юношеского спорта в общеобразовательных учреждениях, приобщения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом Минобрнауки и Минспорттуризм направили Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов*(1). Ознакомимся с этим документом.
Распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Одной из основных ее целей является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относится модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях.
Основными ее направлениями являются создание условий и стимулов для расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений и по месту жительства.
Изданные Методические рекомендации направлены для разъяснения подходов к созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов (далее - клуб) в 2011-2012 годах.
Согласно данному документу обязанности по разработке положения о клубе возложены на общеобразовательное учреждение.
Клуб может создаваться как структурное подразделение общеобразовательного учреждения или как общественное объединение с учетом региональных, местных особенностей и интересов обучающихся. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе формы создания клуба.
Целью создания клубов является привлечение обучающихся общеобразовательного учреждения к систематическим занятиям физической культурой и спортом; развитие в общеобразовательном учреждении традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта; формирование здорового образа жизни.
Формы организации работы клуба, методы и средства выбираются в соответствии со спецификой основных направлений его деятельности. Клуб может иметь собственное название, эмблему, наградную атрибутику, спортивную форму.
Методическими рекомендациями определены задачи деятельности клуба, а именно:
- разработка предложений по развитию физической культуры и спорта в общеобразовательном учреждении в рамках урочной и внеурочной деятельности;
- вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья;
- организация физкультурно-спортивной работы общеобразовательного учреждения во внеурочное время.
В своей деятельности клуб призван выполнять следующие функции:
- организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в том числе школьных этапов Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания" и Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры";
- формирование команд по видам спорта и обеспечение их участия в соревнованиях разного уровня (межшкольных, муниципальных, территориальных);
- пропаганда в общеобразовательном учреждении основных идей физической культуры, спорта, здорового образа жизни, в том числе деятельности клуба;
- поощрение обучающихся, добившихся высоких показателей в физкультурно-спортивной работе.
Занятия в клубе могут быть организованы в виде групп, команд, комплектующихся с учетом пола, уровня физической и спортивно- технической подготовки и секций.
В клуб должны приниматься как обучающиеся общеобразовательного учреждения, в котором создан клуб, так и обучающиеся других общеобразовательных учреждений. Они имеют право в соответствии со своими способностями, возможностями и интересами выбирать секции и группы для занятий.
Для непосредственного проведения занятий должны привлекаться учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и другие специалисты физической культуры и спорта в соответствии с графиками, расписаниями, планами физкультурно-спортивных мероприятий. Их труд оплачивается в соответствии с действующим законодательством РФ.
Управление клубом осуществляет его руководитель, назначаемый руководителем общеобразовательного учреждения. Формами самоуправления в клубе могут являться совет клуба, попечительский совет, общее собрание и др.
В Методических рекомендациях указано, что общеобразовательное учреждение должно создавать необходимые условия для развития физической культуры и спорта, а именно:
- предоставлять клубу спортивные объекты;
- обеспечивать его спортивным оборудованием и инвентарем;
- обеспечивать постоянный врачебный контроль.
Общеобразовательное учреждение должно финансировать деятельность клуба в соответствии с законодательством РФ. Клуб вправе привлекать дополнительные источники средств: добровольные пожертвования, взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, частных и других организаций, предприятий, а также от отдельных физических лиц.
Для реализации целей, задач и функций деятельности клуб должен взаимодействовать с образовательными учреждениями, учреждениями физической культуры и спорта, общественными организациями.
А. Сергеева,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Письмом Минобрнауки РФ N МД-1077/19, Минспорттуризма РФ N НП-02-07/4568 от 10.08.2011.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"