Порядок выплаты надбавки за выслугу лет работникам федеральных государственных органов
Каков размер надбавки за выслугу лет работникам федеральных государственных органов, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы? Как исчисляется стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет? Каков порядок начисления и выплаты надбавки за выслугу лет, а также установления стажа работы, дающего право на получение указанной надбавки? На эти вопросы мы ответили в представленном материале.
Подпунктом "в" п. 13 Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" Правительству РФ было поручено обеспечить упорядочение оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы. В соответствии с данным требованием было издано Постановление N 176*(1).
Согласно п. 1 этого постановления заработная плата работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, состоит из месячного должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат. Размеры должностных окладов работников установлены согласно приложению к Постановлению N 176.
Что касается ежемесячных и дополнительных выплат, то их перечень приведен в п. 3 Постановления N 176:
а) ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
в) премии по результатам работы;
г) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
д) ежемесячное денежное поощрение;
е) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
ж) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда работников.
Рассмотрим подробно, как производить ежемесячную надбавку за выслугу лет.
Каков размер надбавки за выслугу лет? Выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет работникам федеральных государственных органов, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, производится дифференцированно в зависимости от стажа работы, дающего право на получение этой надбавки, в следующих размерах.
Стаж работы | Размер надбавки (в процентах к месячному должностному окладу) |
От 3 до 8 лет | 10 |
От 8 до 13 лет | 15 |
От 13 до 18 лет | 20 |
От 18 до 23 лет | 25 |
Свыше 23 лет | 30 |
Как исчисляется стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет? Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2007 N 808 утверждено Положение об исчислении стажа работы работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет*(2) (далее - Положение, Приказ N 808). Напомним, что поручение по разработке и утверждению такого положения содержится в п. 13 Постановления N 176.
Периоды времени, которые включаются в стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, перечислены в п. 3 Положения. К ним относятся:
а) время работы:
- в Администрации Президента РФ, государственных органах (органах) Президента РФ и государственных органах (органах) при Президенте РФ;
- в аппарате Совета Безопасности РФ;
- в аппарате Совета Обороны РФ;
- в аппаратах Совета Федерации, Государственной Думы (Верховного Совета РФ);
- в аппаратах Правительства РФ (Совета Министров - Правительства РФ), государственных органов Правительства РФ, государственных органов при Правительстве РФ;
- в федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах, государственных органах федеральных органов исполнительной власти и государственных органах при федеральных органах исполнительной власти;
- в дипломатических учреждениях и консульских организациях РФ, представительствах РФ федеральных органов исполнительной власти и государственного органа при МИД за рубежом;
- в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами - участниками СНГ (с участием Российской Федерации), аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, а также в органах Союзного государства и их аппаратах;
- в аппарате Конституционного суда;
- в аппаратах Верховного суда, Верховного суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда;
- в аппаратах ВАС, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ;
- в аппаратах Генеральной прокуратуры, прокуратуры субъекта РФ, прокуратуры города (района);
- в аппарате Следственного комитета при Прокуратуре РФ, следственных управлениях Следственного комитета по субъектам РФ и приравненных к ним специализированных следственных управлениях Следственного комитета, следственных отделах Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделах Следственного комитета;
К сведению. На официальном сайте Минздравсоцразвития размещен проект Приказа от 13.07.2011 "О внесении изменения в Положение об исчислении стажа работы работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 808". Данным документом предполагается дополнить абз. 14 пп. "а" п. 3 Положения словами ", в центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации, в главных следственных управлениях и следственных управлениях Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделениях по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и следственных отделах Следственного комитета Российской Федерации, а также в следственных отделах и следственных отделениях Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам и приравненных к ним следственных подразделениях Следственного комитета Российской Федерации, включая специализированные (в том числе военные)".
- в аппарате Счетной палаты;
- в Контрольно-бюджетном комитете при Верховном Совете РФ, Государственном комитете РФ по статистике и его органах в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, районах и городах, Контрольно-бюджетном комитете при Государственной Думе;
- в аппарате Центральной избирательной комиссии РФ;
- в Судебном департаменте при Верховном суде, управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном суде в субъектах РФ;
- в рабочем аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ;
- в органах государственной власти субъектов РФ и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах);
- в органах местного самоуправления;
- в специальных временных органах, временных федеральных государственных органах, временных федеральных органах исполнительной власти, образованных для осуществления режима чрезвычайного положения и (или) координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение согласно законодательству РФ чрезвычайного положения на соответствующей территории РФ и особого управления этой территорией, аппаратах - представительствах полномочных (специальных) представителей Президента РФ, назначенных для координации деятельности органов государственной власти по проведению восстановительных работ, урегулированию конфликта на соответствующей территории РФ, а также во временных специальных органах управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, в федеральных органах управления такой территорией;
б) время работы по 31 декабря 1991 года:
- в аппарате Президента СССР, аппарате Президента РСФСР, органах государственного управления Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления при Президенте СССР и Президенте РСФСР, а также в аппаратах президентов союзных республик;
- в Верховном Совете СССР и его секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся);
- в Совете Министров СССР, Кабинете Министров СССР, Комитете по оперативному управлению народным хозяйством СССР и их аппаратах, Межреспубликанском (Межгосударственном) экономическом комитете, органах государственного управления Совета Министров СССР и органах государственного управления при Совете Министров СССР, органах государственного управления при Кабинете Министров СССР, Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик и их аппаратах, исполнительных комитетах краевых и областных Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся), Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся) автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся);
- в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах на территории СССР;
- в дипломатических, торговых представительствах и консульских учреждениях СССР, представительствах министерств и ведомств СССР за рубежом, аппарате Совета Экономической Взаимопомощи, Постоянном представительстве СССР в Совете Экономической Взаимопомощи, иных международных организациях, в которых граждане бывшего СССР представляли интересы государства;
- в Комитете конституционного надзора СССР и его Секретариате, Контрольной палате СССР, органах народного контроля, органах государственного арбитража, судах и органах прокуратуры СССР;
- в советах народного хозяйства всех уровней;
- в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, в порядке, определяемом Правительством РФ;
в) время работы в упраздненных государственных учреждениях, функции государственного управления которых переданы федеральным государственным органам, либо в государственных учреждениях, преобразованных в федеральные государственные органы;
г) время работы:
- в аппаратах профсоюзных органов всех уровней (до 31 декабря 1991 года), а также на освобожденных выборных должностях этих органов;
- в аппаратах партийных органов всех уровней (до 14 марта 1990 года, то есть до введения в действие новой редакции ст. 6 Конституции СССР), а также на освобожденных выборных должностях этих органов;
д) время работы на выборных должностях на постоянной основе в государственных органах;
е) время работы в качестве освобожденных работников профсоюзных организаций в аппаратах государственных органов;
ж) периоды замещения должностей в министерствах и ведомствах СССР после 31 декабря 1991 года и до увольнения работника, но не позднее завершения мероприятий, связанных с ликвидацией этих министерств и ведомств;
з) время обучения работников государственных органов в учебных заведениях, осуществляющих переподготовку, повышение квалификации, если они работали в этих органах до поступления на учебу;
и) время военной службы, службы в органах внутренних дел РФ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службе, органах фельдъегерской службы, органах налоговой полиции, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового, младшего и начальствующего состава;
к) время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (для женщин, состоящих в трудовых отношениях с государственными органами).
В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, засчитываются периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях, организациях, опыт и знание работы в которых необходимы работникам федеральных государственных органов, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности. Периоды работы в указанных должностях засчитываются в стаж на основании решения руководителя государственного органа или его аппарата, лица, замещающего государственную должность РФ, либо представителя этого руководителя или лица, осуществляющего полномочия нанимателя от имени РФ, и в совокупности не должны превышать пяти лет.
Каков порядок начисления и выплаты надбавки за выслугу лет? Надбавка за выслугу лет начисляется исходя из должностного оклада работника без учета доплат и надбавок.
При временном заместительстве надбавка за выслугу лет начисляется на должностной оклад по основной работе.
Обратите внимание! Стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, исчисляется как год за год (п. 2 Приказа N 808).
Назначение надбавки за выслугу лет производится на основании приказа руководителя федерального государственного органа по представлению комиссии по установлению трудового стажа.
При увольнении сотрудника надбавка за выслугу лет начисляется пропорционально отработанному времени и ее выплата производится при окончательном расчете.
Каков порядок установления стажа работы, дающего право на получение надбавки за выслугу лет? Стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, определяется комиссией по установлению трудового стажа.
Состав комиссии и положение о ней утверждаются руководителем федерального государственного органа.
Основными документами для определения стажа работы, дающего право на получение надбавки за выслугу лет, являются трудовая книжка, а также другие документы, удостоверяющие наличие стажа работы (службы), дающего право на получение надбавки за выслугу лет.
Порядок контроля и ответственность за соблюдение установленного порядка начисления надбавки за выслугу лет. Ответственность за своевременный пересмотр у работников федерального государственного органа размера надбавки за выслугу лет возлагается на руководителя соответствующего федерального государственного органа.
Индивидуальные трудовые споры по вопросам установления стажа для назначения надбавки за выслугу лет или определения размера этой надбавки рассматриваются в предусмотренном законодательством порядке. Напомним, что вопросам разрешения индивидуальных трудовых споров посвящена гл. 60 ТК РФ.
И.Ю. Колосова,
эксперт журнала "Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 24.03.2007 N 176 "Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы" (действует в редакции Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1169).
*(2) Зарегистрировано в Минюсте 01.02.2008 N 11075, действует в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 22.03.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"