Аттестация рабочих мест по-новому
С 1 сентября 2011 года действует Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок). До этой даты с 01.09.2008 применялся порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569. Это не означает, что предприятия должны заново проводить аттестацию, так как результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 31 августа 2011 года включительно, действительны до проведения очередной аттестации (как правило, в течение пяти лет с момента проведения). Однако знать, чего ждать, необходимо.
Для чего нужна аттестация рабочих мест по условиям труда?
В статье 209 ТК РФ дано определение аттестации рабочих мест по условиям труда. Это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В широком смысле проведение аттестации рабочих мест должно способствовать сокращению смертности населения и снижению уровня травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Результаты аттестации рабочих мест имеют обширную область применения, которая приведена в п. 3 Порядка. Они используются в следующих целях:
- разработка и реализация мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, что позволяет выполнить требования ст. 22 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
- установление сотрудникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени (в соответствии со ст. 92 ТК РФ - не более 36 часов в неделю), ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда. Что касается ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в общем случае его продолжительность устанавливается работодателем самостоятельно с учетом производственных и финансовых возможностей (ст. 116 ТК РФ). Работодатели сотрудников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, должны принимать во внимание требования ст. 117 ТК РФ. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска таким работникам устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ (в соответствии с Постановлением от 20.11.2008 N 870 - не менее семи календарных дней). Аналогичные требования действуют в отношении установления повышенной оплаты труда (см. ст. 147 ТК РФ). Поэтому указанным постановлением Правительства РФ предусмотрено, что повышение оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест должно составлять не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;
- информирование работников об условиях труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов и полагающихся сотрудникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях. Данное информирование - обязанность работодателя, установленная ст. 212 ТК РФ;
- контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, и средствами коллективной защиты. Это также является обязанностью работодателя на основании ст. 212 ТК РФ;
- оценка профессионального риска. В Трудовом кодексе (ст. 209) понятие профессионального риска (вероятности причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных или опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами) появилось совсем недавно благодаря Федеральному закону от 18.07.2011 N 238-ФЗ;
- подготовка статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда;
- подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- подготовка поименного списка работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам (обследованиям);
- расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- решение вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
- рассмотрение вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
- санитарно-бытовое и медицинское обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- обоснование ограничений труда для отдельных категорий работников;
- приведение наименований должностей (профессий) сотрудников в соответствие с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов*(1);
- обоснование планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- сбор и обработка информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
Какие рабочие места подлежат аттестации?
Согласно п. 4 Порядка аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Ранее действовало аналогичное правило: аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Рабочим считается место, где сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ). В Порядке фигурирует также понятие нестационарного рабочего места (с территориально меняющимися рабочими зонами). Рабочей зоной признается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию. Аттестация такого места проводится с учетом времени выполнения каждой операции, которое определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), а также путем опроса работников и их непосредственных руководителей (п. 41 Порядка).
Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем. При этом каждое рабочее место, как и прежде, подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет. Однако уточнено, что этот срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. Кстати, датой начала проведения очередной аттестации считается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Таким образом, аттестация рабочих мест должна проводиться каждые пять лет либо чаще (так называемая плановая аттестация).
Аттестации также подлежат вновь организованные рабочие места (это уже внеплановая аттестация). Причем если ранее такая аттестация должна была быть проведена сразу же после ввода новых рабочих мест в эксплуатацию, то теперь начинать аттестацию нужно в течение 60 рабочих дней после этого. В рамках аттестации вновь организованных рабочих мест оценка факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ производится в полном объеме (п. 50 Порядка).
Внеплановая аттестация проводится и в других случаях (п. 47, 48 Порядка):
- по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации, если были выявлены нарушения (несоответствие материалов аттестации государственным нормативным требованиям). В такой ситуации аттестационная комиссия разрабатывает и реализует комплекс мер по приведению материалов аттестации в соответствие с экспертным заключением (п. 51 Порядка);
- при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также по улучшению условий труда;
- при замене производственного оборудования;
- при изменении технологического процесса;
- при изменении средств коллективной защиты.
Результаты внеплановой аттестации оформляются в общеустановленном порядке, при этом для каждого рабочего места составляется новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений (п. 49 Порядка).
К сведению. Карта аттестации рабочего места по условиям труда является документом, содержащим сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, применяемых компенсациях, а также рекомендации по улучшению условий труда на данном рабочем месте или в группе аналогичных рабочих мест.
Добавим: созданная работодателем аттестационная комиссия может принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса (то есть, по сути, не проводить аттестацию рабочих мест), если осуществление этих измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, проводящих измерения и оценки. Указанное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации, а соответствующие рабочие места относятся к опасным условиям труда. Это нововведение, закрепленное в п. 5 Порядка.
Кто проводит аттестацию рабочих мест?
Аттестация проводится совместно работодателем (именно он в соответствии со ст. 212 ТК РФ обязан обеспечивать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда) и аттестующей организацией, привлекаемой работодателем на основании договора гражданско-правового характера. Причем согласно новым правилам работодателю разрешается привлекать несколько аттестующих организаций. В этом случае работа по аттестации между этими организациями может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах. Главное, чтобы аттестующие организации были независимыми лицами по отношению к работодателю (п. 6 Порядка). Понятие "независимые лица" в действующем законодательстве отсутствует. По мнению автора, работодатель и аттестующая организация не должны быть аффилированными лицами. Таковыми согласно ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических лиц и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Конкретный перечень этих лиц приведен в этой же статье.
Аттестующей организацией является юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке*(2) в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера, заключенного с работодателем, измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации.
При проведении аттестации у работодателя есть как права, так и обязанности. К первым относится возможность требования от аттестующей организации:
- документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем представления уведомления (его копии) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Кстати, полный перечень таких организаций, получивших аккредитацию в Минздравсоцразвития, подлежит размещению на официальном сайте этого министерства (http://www.minzdravsoc.ru);
- проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
- обоснования выводов, сделанных по результатам аттестации. Разъяснение этих выводов - обязанность аттестующей организации.
Работодатель обязан:
- содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной формах по вопросам, касающимся целей аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;
- не совершать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на ограничение доступа к информации и документации по вопросам, касающимся целей аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;
- не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в п. 44 разд. V Порядка*(3), не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.
Аттестующая организация при проведении аттестации:
- определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и Порядка, а также количественный и персональный состав специалистов, осуществляющих такие измерения и оценки;
- исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;
- запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;
- отказывается от проведения аттестации в случае непредоставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.
Как подготовиться к проведению аттестации рабочих мест?
С этой целью работодателю необходимо создать аттестационную комиссию и определить график проведения работ по аттестации. В соответствии с п. 10 Порядка в состав аттестационной комиссии должны войти (в ранее действовавшем документе состав аттестационной комиссии всего лишь рекомендовался, теперь же он четко регламентирован):
- представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, труду и заработной плате, главные специалисты, медицинские и иные работники;
- специалист по охране труда;
- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
- представители аттестующей организации.
Если организация относится к микропредприятиям и субъектам малого бизнеса*(4), в состав ее аттестационной комиссии включаются (согласно упрощенной схеме):
- работодатель (его представитель);
- представители аттестующей организации;
- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
- представители организации или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).
В любом случае возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.
В чем заключается оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда?
Порядок проведения оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлен разд. III Порядка. Согласно п. 13 Порядка такая оценка включает:
- оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- оценку травмоопасности рабочих мест (им присваиваются 1-й, 2-й и 3-й классы травмоопасности). Объектами оценки являются производственное оборудование, приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов, соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям;
- оценку обеспеченности работников СИЗ. Здесь последовательно проводятся такие процедуры, как сопоставление номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ, проверка наличия сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам, проверка установленного порядка обеспечения работников СИЗ, оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте;
- комплексную оценку условий труда на рабочих местах, в том числе результаты оценок класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам, класса условий труда по травмоопасности, обеспеченности работников СИЗ.
Рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда "соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда" при выполнении следующих условий:
- соответствие условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам;
- невыявление при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям охраны труда;
- соответствие рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ.
При несоблюдении хотя бы одного из этих условий рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда "не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда". Если по результатам аттестации условия труда на рабочем месте отнесены к опасным, работодатель незамедлительно должен разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка). Отметим еще один момент. Оценка вредных и опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах должна проводиться на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух) (п. 40 Порядка).
Что включает в себя порядок оформления результатов аттестации рабочих мест?
В первую очередь аттестационная комиссия должна оформить результаты аттестации в виде соответствующего отчета, к которому прилагаются документы, перечисленные в п. 44 Порядка. Этот отчет рассматривается аттестационной комиссией в течение 10 календарных дней с даты его поступления, после чего подписывается итоговый протокол заседания комиссии по результатам аттестации, который передается вместе с отчетом работодателю (его представителю). В свою очередь, работодатель должен в течение 10 рабочих дней подписать приказ о завершении аттестации и утвердить указанный отчет, а также ознакомить работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места. Далее в течение 10 календарных дней необходимо направить сводную ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации на бумажном и электронном носителях в государственную инспекцию труда субъекта РФ.
Обратите внимание! В соответствии со старыми правилами документы об аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендовалось хранить в организации 45 лет. Теперь в п. 46 Порядка указано: отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством РФ. Место и порядок хранения отчетов определяются работодателем. Такие сроки установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558. Документы об аттестации рабочих мест по условиям труда (положения, протоколы, решения, предложения, заключения, перечни стандартов и норм, перечни рабочих мест, обоснования, данные, информации, ведомости рабочих мест, карты аттестации рабочих мест, планы) хранятся 45 лет, а при тяжелых, вредных и опасных условиях труда - 75 лет (раздел 7 "Трудовые отношения", подраздел 73 "Охрана труда", статья 602). Однако указанный приказ в свое время не был должным образом опубликован, поэтому он не подлежит применению (Решение ВАС РФ от 06.09.2011 N 7889/11).
Вместо заключения
Подчеркнем еще раз: обеспечение проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда является обязанностью работодателя. Именно на него возлагается ответственность за непроведение аттестации, а также за представление в государственную инспекцию труда субъекта РФ недостоверной и неполной информации. А вот ответственность за достоверность проведения измерений и оценок работодатель разделит с аттестующей организацией (п. 52 Порядка).
Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ. Должностные лица и индивидуальные предприниматели могут быть оштрафованы на сумму от 1 000 до 5 000 руб., а юридические лица - от 30 000 до 50 000 руб. В отношении предпринимателей и организаций вместо штрафа может быть применена ответственность в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. Если должностное лицо привлекается к административному наказанию повторно за аналогичное правонарушение, его могут дисквалифицировать на срок от года до трех лет.
Заметим: размеры штрафных санкций планируется увеличить. В Государственную Думу 22.04.2011 был внесен проект Федерального закона N 535733-5 "О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (рассмотрен Советом Государственной Думы 16.05.2011). В соответствии с этим законопроектом должностных лиц предлагается штрафовать на сумму от 5 000 до 10 000 руб., индивидуальных предпринимателей - от 10 000 до 15 000 руб., юридических лиц - от 60 000 до 80 000 руб.
Н.В. Герасимова,
эксперт журнала "Промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2011 г.
-----------------------------------------------------------------------
*(1) Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367.
*(2) Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205н.
*(3) Этим разделом установлен порядок оформления результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
*(4) Критерии, которым должны соответствовать субъекты малого предпринимательства, установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Так, средняя численность работников таких предприятий за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек (для малых предприятий) и 15 человек (для микропредприятий), а выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) - 400 и 60 млн. руб. соответственно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"