Комментарий к письму Минфина РФ от 11 августа 2011 г. N 03-11-06/2/117 и письму Минфина РФ от 22 августа 2011 г. N 03-11-11/217
Опубликованные письма Минфина России посвящены проблемам, возникающим при применении некоммерческой организацией упрощенной системы налогообложения. Одна касается налогообложения единым налогом взносов граждан, которые не являются членами некоммерческого партнерства, другая - возможности применения спецрежима, если балансовая стоимость имущества общего пользования, приобретенного за счет целевых поступлений членов такого партнерства, превысила 100 млн. рублей.
Взносы садоводов в базе по единому налогу
Письмо Минфина России от 22.08.2011 N 03-11-11/217 является ответом на запрос некоммерческого партнерства, образованного на базе садового товарищества, цель которого - строительство собственными силами газопровода для газификации домов садоводов. В качестве источника финансирования строительства выступили средства членов некоммерческого партнерства в виде целевых взносов, членских взносов и долгосрочных займов. Газопровод был построен, принят к учету в качестве основного средства и введен в эксплуатацию. На общем собрании некоммерческое партнерство утвердило сумму единовременного взноса за подключение к газовой трубе для новых садоводов, не являющихся членами партнерства, с которыми заключен договор на присоединение к газопроводу. Внесенные деньги предназначены для содержания, ремонта, техобслуживания газопровода, содержания инфраструктуры, а также возврата членам партнерства займов и процентов по ним.
Некоммерческое партнерство интересовало, подлежат ли налогообложению взносы садоводов, которые не являются его членами, учитывая тот факт, что оно применяет упрощенную систему налогообложения с объектом обложения "доходы"?
Согласно опубликованному письму, если единовременный взнос является целевым поступлением исходя из положений пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ, и его получатель ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений, то внесенные деньги при определении базы по единому налогу при УСН не учитывают. Но если они используются не по назначению, то их сумму следует включить в налоговую базу по единому налогу.
Согласно пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ к целевым относятся поступления, которые некоммерческая организация получила на свое содержание и ведение уставной деятельности от:
- органов государственной власти, местного самоуправления, управления государственных внебюджетных фондов безвозмездно на основании их решений;
- других организаций и граждан для использования по назначению.
Возможность применения спецрежима
После приобретения за счет целевых поступлений своих членов имущества общего пользования балансовой стоимостью более 100 млн. рублей, перед некоммерческим партнерством может встать вопрос о возможности применения им упрощенной системы налогообложения.
С одной стороны оно все равно вправе применять спецрежим на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 256 и подпункт 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Поясним. То есть организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухучета превышает 100 млн. рублей, УСН применять не вправе. Однако следует принять во внимание тот факт, что в расчете такого предельного размера учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом согласно главе 25 Налогового кодекса РФ. А некоммерческие организации по амортизируемому имуществу, полученному в качестве целевых поступлений или приобретенному за счет средств целевых поступлений и используемому для некоммерческой деятельности, амортизацию не начисляют.
Но как быть, если члены некоммерческого партнерства добровольно выходят из его состава и одновременно заключают с ним возмездные договора о порядке пользования и эксплуатации общего имущества (дорогами, инженерными сетями в виде электро-, водо-, газоснабжения, сетей связи и сигнализации и т.д.)? Ведь в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ одним из необходимых условий для признания указанного имущества не подлежащим амортизации является его применение с целью ведения некоммерческой деятельности.
Справка: В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" члены партнерства имеют право добровольно выходить из партнерства с одновременным заключением с партнерами договоров о порядке эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого имущества общего пользования.
Считать ли употребление общего имущества использованием в некоммерческой деятельности, если партнерство оформило указанные выше договоры с третьими лицами - владельцами земельных участков, в том числе с бывшими его участниками? При этом все поступающие денежные средства по таким письменным соглашениям наряду с членскими взносами служат исключительно для содержания имущества общего пользования. Ведь в противном случае наличие таких договоров влечет признание имущества общего пользования амортизируемым и, как следствие, невозможность применения партнерством упрощенной системы налогообложения.
В итоге
Разъяснения по данному вопросу есть в письме Минфина России от 11.08.2011 N 03-11-06/2/117. Однако в нем специалисты финансового ведомства не дают ответа, как квалифицировать деятельность некоммерческого партнерства в случае заключения им возмездных договоров о порядке пользования и эксплуатации общего имущества с владельцами земельных участков, которые не являются его членами. Они лишь поясняют, что амортизируемое имущество, приобретенное некоммерческой организацией за счет целевых поступлений, для налогообложения прибыли амортизации не подлежит. И не имеет значения, в какой деятельности используется это имущество (некоммерческой или коммерческой).
Таким образом, некоммерческое партнерство, у которого стоимость основных средств, приобретенных за счет целевых поступлений, превышает 100 млн. рублей, вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Ф.И. Веселов,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 19, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.