Устраняются противоречия
Целью Закона от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 245-ФЗ) согласно заключению Комитета Совета Федерации по бюджету является устранение противоречий, возникающих на практике при применении отдельных положений налогового законодательства. Некоторые моменты этих изменений раскроет Ю.М. Лермонтов, консультант Минфина России.
Законом N 245-ФЗ предусматривается внесение изменений и дополнений, которые вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, то есть не ранее 1 октября 2011 года, за исключением положений, для которых статьей 4 Закона N 245-ФЗ установлены иные сроки вступления их в силу.
Ответ по ТКС
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса предусмотрена одна из обязанностей налоговых органов по представлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
В силу пункта 95 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного приказом Минфина России от 18 января 2008 г. N 9н, справка представляется в течение пяти рабочих дней со дня регистрации запроса налогоплательщика (его представителя) в ИФНС России.
В случае представления запроса в ИФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично максимальное время его ожидания в очереди составляет 30 минут.
Согласно же изменениям, внесенным в абзац 2 подпункта 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса, налоговый орган при выполнении указанной обязанности получил возможность передавать данную справку также в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в аналогичный срок.
Очевидно, что данное изменение заметно ускоряет процесс передачи справок о состоянии расчетов и положительно отражается как на работе налоговых органов, так и на положении налогоплательщиков.
Усиленная электронная подпись
В часть первую Налогового кодекса внесены и иные изменения. Пункт 5.1 статьи 84 Налогового кодекса был введен Законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", и уже Законом N 245-ФЗ утверждена его новая редакция.
Внесение этих изменений связано с принятием нового Закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ), который вступил в силу 8 апреля 2011 года. Важным является замечание части 2 статьи 19 Закона N 63-ФЗ, согласно которому электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до даты признания утратившим силу Закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ), признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с Законом N 63-ФЗ. В силу указания части 2 статьи 20 Закона N 63-ФЗ Закон N 1-ФЗ следует признать утратившим силу с 1 июля 2012 года.
Закон N 63-ФЗ расширяет сферу действия прежнего Закона N 1-ФЗ. Он регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, совершении иных юридически значимых действий.
Статья 2 Закона N 63-ФЗ определяет такие важные понятия, как:
- электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию;
- сертификат ключа проверки электронной подписи - электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи;
- квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) - сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный аккредитованным удостоверяющим центром или доверенным лицом аккредитованного удостоверяющего центра либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи (далее - уполномоченный федеральный орган);
- ключ проверки электронной подписи - уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом электронной подписи и предназначенная для проверки подлинности электронной подписи (далее - проверка электронной подписи).
Часть 1 статьи 5 Закона N 63-ФЗ различает следующие виды электронных подписей: простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются также усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее - неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - квалифицированная электронная подпись).
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 63-ФЗ неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:
1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
4) создается с использованием средств электронной подписи.
Согласно части 4 статьи 5 Закона N 63-ФЗ квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:
1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия установленным Законом N 63-ФЗ требованиям.
Согласно пункту 5.1 статьи 84 Налогового кодекса заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе по основаниям, предусмотренным этим документом, уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Ранее говорилось о том, что, если указанный документ передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, он должен быть заверен электронной цифровой подписью представившего его лица или его представителя. С введения в действие Закона N 245-ФЗ в данной ситуации указанное заявление (уведомление) должно быть заверено усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представляющего это заявление (уведомление), или его представителя.
Такое же требование распространяется на направление налоговым органом по запросу организации или физического лица заявителю свидетельства о постановке на учет и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомление о снятии с учета), в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи они должны заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подписавшего эти документы.
Таким образом, при направлении в налоговый орган заявления о постановке на учет (снятии с учета) по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом, уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также при направлении налоговым органом по запросу организации или физического лица заявителю свидетельства о постановке на учет и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомление о снятии с учета) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи теперь необходимо использовать усиленную квалифицированную электронную подпись лица, представляющего заявление (уведомление), или его представителя либо лица, подписавшего соответствующие документы. Такое требование служит обеспечению наибольшей степени подлинности, предоставляет весомые гарантии сохранности и защиты электронной цифровой подписи.
Кроме того, если ранее в силу пункта 5.1 статьи 84 Налогового кодекса порядок представления указанных выше заявлений, уведомления, запроса в электронном виде утверждался Минфином России, то в новой редакции отмечается, что формы и форматы указанных в настоящем пункте заявлений о постановке на учет (снятии с учета) по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом, уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, запроса документов, подтверждающих постановку на учет (снятие с учета), порядок заполнения форм заявления, уведомления, запроса и порядок представления заявления, уведомления, запроса в электронном виде, а также порядок направления налоговым органом заявителю документов, подтверждающих постановку на учет (снятие с учета) в электронном виде, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (далее - Положение), ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
ФНС России находится в ведении Минфина России (п. 2 Положения). Это означает, что порядок представления указанных выше заявления, уведомления, запроса в налоговый орган в электронном виде во исполнение Закона N 63-ФЗ должен разработать не непосредственно Минфин России, а подведомственная ему ФНС России.
Изменением, внесенным в абзац 4 пункта 7 статьи 84 НК РФ слова "Министерством финансов Российской Федерации" также заменены словами "федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов", что предполагает определение порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика не Минфином России, а ФНС России.
В связи с этим очевидно, что налоговая служба должна будет разработать новый порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика взамен еще действующих Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 (далее - Порядок и Условия).
Обратите внимание: данная потребность назрела достаточно давно по причине того, что в связи с изданием приказа Минфина России от 5 ноября 2009 г. N 114н многие положения Порядка и Условий были признаны не подлежащими применению, а формы документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утратили силу. Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@ приняты новые действующие формы таких документов.
Ведение ЕГРН
Внесено изменение в пункт 8 статьи 84 Налогового кодекса. Помимо указания на то, что на основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), в порядке, установленном Минфином России, отмечается также, что состав сведений, содержащихся в ЕГРН, определяется также Минфином России. Порядок же представления пользователям сведений из реестра утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанное изменение обусловливается принятием нового Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. N 116н (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 2 этого приказа он начнет действовать с даты вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившими силу Правил ведения ЕГРН, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Правила). На настоящий момент Порядок не вступил в силу. Действующие Правила достаточно подробно определяют порядок ведения ЕГРН, а также перечень сведений, включаемых в него.
Кроме того, в пункте 12 Правил указывается, что сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются пользователям по запросам, составленным в произвольной форме, или в порядке, установленном соглашением сторон.
Порядок получения пользователями сведений, содержащихся в реестре (указание места, времени, ответственных должностных лиц и необходимых процедур), определяется соответствующим налоговым органом. При отсутствии в реестре сведений о конкретной организации или физическом лице либо возможности определить конкретное лицо на основании информации, содержащейся в запросе, налоговым органом предоставляется справка об отсутствии запрашиваемой информации.
Пункты 13 и 14 Правил определяют перечни пользователей, которым сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются соответственно на бесплатной и платной основе.
Таким образом, ФНС России предстоит разработать Порядок, что, очевидно, позволит усовершенствовать и конкретизировать его применительно к различным категориям пользователей сведений.
Безвозмездная передача
Значительные изменения и дополнения внесены в главу 21 Налогового кодекса, посвященную налогу на добавленную стоимость.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса объектом обложения НДС не признается передача объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям на безвозмездной основе.
ФНС России в письме от 7 сентября 2009 г. N ММ-20-3/1313 по вопросу об обложении налогом на добавленную стоимость безвозмездной передачи движимого и недвижимого имущества его собственниками в федеральную собственность отмечает, что в случае безвозмездной передачи движимого и недвижимого имущества его собственниками в федеральную собственность объекта обложения налогом на добавленную стоимость не возникает. Также не возникает объекта налогообложения при передаче федерального имущества федеральному государственному учреждению.
Согласно новой редакции подпункта 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса не признается объектом налогообложения не только сама передача на безвозмездной основе объектов основных средств названным органам, учреждениям и предприятиям, но и оказание услуг по такой передаче.
Льготы по НДС
Изменения, внесенные Законом N 245-ФЗ, также затронули статью 149 Налогового кодекса, определяющую операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Культурное наследие
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 149 этого документа в редакции, действующей до принятия Закона N 245-ФЗ, не подлежала налогообложению (освобождалась от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории России ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ).
Толкование подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса вызывало многочисленные споры по поводу применения названной льготы по налогу на добавленную стоимость. Оставался нерешенным вопрос относительно того, какие именно работы по реставрации, консервации и восстановлению памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, следует освобождать от обложения налогом на добавленную стоимость.
По данному вопросу имелась определенная позиция Минфина России, налоговых органов и арбитражных судов.
Минфин России в письме от 18 ноября 2008 г. N 03-07-07/125 разъяснял, что при определении перечня работ, относящихся к ремонту и реставрации, следует руководствоваться нормами Закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В письме от 17 мая 2007 г. N 03-07-11/136 Минфин России также высказал мнение по вопросу неправомерности применения освобождения на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса к выполнению работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования, так как такого освобождения не предусмотрено нормами законодательства.
Арбитражные суды занимали аналогичную позицию.
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 24 августа 2010 г. по делу N А52-7145/2009 посчитал правильными выводы суда первой инстанции о том, что, поскольку нормами Налогового кодекса не предусмотрены специальные определения понятий "ремонтно-реставрационные работы" и "реставрация", в силу статьи 11 необходимо использовать понятия, применяемые в иных отраслях права. Так, понятие "ремонтно-реставрационные работы" дано в статье 40 Закона N 73-ФЗ, понятие "реставрация памятника или ансамбля" - в статье 43 Закона N 73-ФЗ, понятие "приспособление объекта культурного наследия для современного использования" - в статье 44 Закона N 73-ФЗ. Как указано в постановлении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, согласно которому реализация на территории России работ, связанных с ремонтом, реставрацией, консервацией и восстановлением объектов культурного наследия, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения). Выполнение же работ по приспособлению объекта для современного использования не дает права на применение спорной льготы.
На практике также складывались спорные ситуации по поводу применения льготы на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса к работам по ремонту, реставрации и восстановлению вновь выявленных памятников истории и культуры. Арбитражные суды решали возникшие в связи с этим споры исходя из положений статьи 64 и пункта 8 статьи 18 Закона N 73-ФЗ.
Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 14 апреля 2008 г. по делу N А56-38000/2007 отмечает, что в статье 64 Закона N 73-ФЗ указано, что объекты, являющиеся на день вступления в силу этого закона вновь выявленными памятниками истории и культуры, на основании Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" отнесены к выявленным объектам культурного наследия с последующим переоформлением документов, предусмотренных статьей 17 Закона N 73-ФЗ, в порядке, установленном Правительством РФ. В проверяемый период такой порядок установлен не был. В силу пункта 8 статьи 18 Закона N 73-ФЗ до включения (отказа во включении) этих объектов в Единый государственный реестр объектов культурного наследия они подлежат охране как памятники истории и культуры. По мнению ФАС Северо-Западного округа, из приведенных норм следует, что вновь выявленный памятник истории и культуры до включения его в реестр приравнивается к включенным в реестр памятникам.
Аналогичное обоснование принятого судебного акта приведено в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26 марта 2008 г. по делу N А56-44133/2007.
Обратимся к положениям Закона N 73-ФЗ. Статья 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ относит объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли, достопримечательные места.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 73-ФЗ ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Пунктом 1 статьи 21 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.
Сохранение объекта культурного наследия в силу пункта 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Закона N 73-ФЗ в исключительных случаях под сохранением объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы с полным или частичным изъятием археологических находок из раскопов.
Консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, в том числе противоаварийные работы (ст. 41 Закона N 73-ФЗ).
Ремонт памятника на основании статьи 42 Закона N 73-ФЗ - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Как предусматривает статья 43 Закона N 73-ФЗ, реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
Приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (ст. 44 Закона N 73-ФЗ).
Законом N 245-ФЗ ввиду имеющихся вопросов к определению перечня освобождаемых работ были внесены значимые и существенные изменения в подпункт 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса.
Согласно редакции подпункта 15 пункта 2 статьи 149 документа, вступающей в действие с 1 января 2012 года, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Закона N 73-ФЗ, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
Реализация работ (услуг), указанных в подпункте 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:
- справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Законом N 73-ФЗ;
- копии договора на выполнение указанных в настоящем подпункте работ.
Преимуществами новой редакции подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, выгодно отличающими ее от редакции, которая будет действовать до 1 января 2012 года, таким образом, являются:
- приведение терминологии подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса в соответствие с формулировками, используемыми в Законе N 73-ФЗ;
- наличие прямой отсылки к Закону N 73-ФЗ, что создает определенность при решении вопросов отнесения тех или иных работ к работам из перечня подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса;
- указание подробного перечня освобождаемых от налогообложения работ;
- распространение освобождения по этому подпункту на указанные в перечне работы применительно к вновь выявленным памятникам истории и культуры;
- непосредственное указание в тексте на работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования как на работы, реализация которых при соблюдении названных условий освобождена от обложения налогом на добавленную стоимость;
- включение в подпункт 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса указания на документы, необходимые для получения льготы, во избежание споров по поводу перечня подтверждающих льготу документов.
Создано инвалидами
Законом N 245-ФЗ внесено также дополнение в подпункт 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса, который предусматривает освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость на территории РФ реализацию (в том числе передачу, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых перечисляемыми организациями, учреждениями и предприятиями.
С 1 октября 2011 года к названным в подпункте 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Законом N 245-ФЗ отнесены также государственные и муниципальные унитарные предприятия, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. Таким образом, реализация на территории РФ товаров, работ и услуг (с соблюдением установленных требований), производимых и реализуемых названными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.
Аренда спортивных сооружений
Важное дополнение внесено в подпункт 13 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса.
В редакции подпункта 13 пункта 3 статьи 149, действующей до 1 октября 2011 года, освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость подлежала реализация на территории РФ входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия, оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий.
Законодатели посчитали данную формулировку неполной.
В пояснительной записке "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" отмечено, что в настоящее время остается не урегулированным вопрос освобождения от налогообложения НДС услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений на время подготовки к проведению данных мероприятий (на время монтажа оборудования и тренировок в этих спортивных сооружениях), что приводит к противоречиям между налоговыми органами и налогоплательщиками.
В связи с этим законопроектом необходимо предусмотреть освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий, проводимых организациями физической культуры и спорта.
Аналогичную точку зрения выразило и Правовое управление Аппарата Государственной думы в заключении от 22 февраля 2011 года. Кроме того, оно обратило внимание, что подпункт 13 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса содержит термин "спортивно-зрелищное мероприятие", который в законодательстве о физической культуре и спорте не применяется, в связи с чем предложило рассмотреть вопрос о замене слов "спортивно-зрелищные мероприятия" на слова "физкультурные мероприятия и (или) спортивные мероприятия", что будет соответствовать положениям Закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Комитет по бюджету и налогам, рассмотрев законопроект, также настаивал на необходимости освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий, проводимых организациями физической культуры и спорта.
В итоге законодатель в новом нормативном акте замечание Правового управления по поводу применяемой в подпункте 13 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса терминологии не воспринял, но фразу "в аренду спортивных сооружений для" дополнил словами "подготовки и", тем самым предусмотрев освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость для оказания услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий.
Объект производственного назначения
Законом N 245-ФЗ внесено еще одно изменение в статью 149 Налогового кодекса. Согласно подпункту 23.1 пункта 3 этой статьи не подлежат налогообложению на территории РФ услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения).
Разъяснений относительно того, что понимать под объектами производственного назначения, Налоговый кодекс не содержал.
Для того чтобы названное в подпункте 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса исключение не вызывало проблем в толковании его значения, Законом N 245-ФЗ в подпункт 23.1 пункта 3 статьи 149 введен абзац 2, которым к объектам производственного назначения в целях подпункта 23 пункта 3 статьи 149 отнесены объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
"Бюджетный учет", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100