Может ли федеральное казенное учреждение, являясь получателем средств федерального бюджета, производить перечисление авансовых платежей по договору электроснабжения?
Федеральное казенное учреждение может осуществлять перечисление авансовых платежей по договору электроснабжения, если указанное условие предусмотрено в государственном контракте на потребление электрической энергии (мощности) в сумме, не превышающей предельный объем авансовых платежей, установленных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2010 г. N 1171 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Постановление N 1171).
По общему правилу, установленному подпунктом "е" пункта 12 Постановления N 1171, получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и об оказании услуг вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 30 процентов суммы договора (контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, если иное не предусмотрено данным постановлением, законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 и пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 544 ГК РФ).
Таким образом, порядок расчетов по договорам, связанным со снабжением через присоединенную сеть электроэнергией, определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными нормативными актами.
Обратите внимание, что ранее расчеты за электрическую энергию в РФ осуществлялись с учетом Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294 (далее - Порядок). При этом пунктом 2 Порядка было установлено, что правило об осуществлении расчетов за электрическую энергию с применением авансовых платежей не распространяется на бюджетные учреждения. Однако в настоящее время Порядок регулирует только вопросы расчетов за тепловую энергию и природный газ.
В силу пункта 1 статьи 37 Закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) все потребители (независимо от формы собственности) и поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и т.п.) являются субъектами розничных рынков электрической энергии. Поэтому порядок осуществления расчетов за электрическую энергию по заключенному между ними договору энергоснабжения, в том числе при реализации по нерегулируемым ценам, регламентируется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством РФ (п. 3 ст. 37 Закона N 35-ФЗ).
Соответствующие Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530.
В свою очередь пунктом 70 Правил предусмотрена обязанность покупателей оплачивать договорной объем потребления электрической энергии (мощности) в течение месяца в порядке предоплаты (авансовые платежи). При этом каких-либо исключений по уплате авансовых платежей для государственных (муниципальных) учреждений не предусмотрено.
Таким образом, анализ положений Постановления N 1171 во взаимосвязи с положениями Закона N 35-ФЗ и Правил позволяет сделать вывод: федеральные казенные учреждения вправе осуществлять в 2011 году перечисление авансовых платежей по договору электроснабжения, если указанное условие предусмотрено в государственном контракте на потребление электрической энергии (мощности).
Данный вывод, по сути, подтверждается и содержанием разъяснений специалистов уполномоченных органов (см., например, письма Минфина России от 18 января 2010 г. N 02-03-07/97, Управления Федерального казначейства по Волгоградской области от 21 декабря 2009 г. N 15-12/63).
В соответствии с действующим бюджетным законодательством получатели средств федерального бюджета при оплате денежных обязательств по авансовым платежам обязаны соблюдать устанавливаемые нормативно-правовыми актами требования по их ограничению (письмо Минфина России от 26 января 2010 г. N 02-03-07/228), а органы Федерального казначейства при санкционировании оплаты денежных обязательств по расходам осуществляют проверку непревышения размера авансового платежа предельного размера авансового платежа, установленного федеральным законом (постановлением Правительства РФ) (подп. 3 п. 10 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 87н).
А.А. Семенюк,
В.В. Пименов,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
1 сентября 2011 г.
"Бюджетный учет", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100