Имеет ли право муниципальное казенное учреждение в рамках бюджетной деятельности заключить договор страхования (КАСКО) автомобиля, принадлежащего ему на праве оперативного управления?
Муниципальное казенное учреждение вправе заключить договор страхования (КАСКО) автомобиля в рамках бюджетной деятельности при выполнении следующих условий:
- данные расходы предусмотрены при составлении бюджета публично-правового образования и соответственно учтены при составлении и утверждении бюджетной сметы учреждения;
- автомобиль учитывается и используется в рамках бюджетной деятельности.
Обоснование вывода.
В соответствии с пунктом 7 статьи 37 Закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местная администрация обладает правами юридического лица. А согласно пункту 2 статьи 41 Закона N 131-ФЗ она является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица.
Финансовое обеспечение деятельности муниципального казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Заключение и оплата муниципальным казенным учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом, и с учетом принятых и не исполненных обязательств (п. 5. ст. 161 БК РФ).
Бюджетная смета муниципального казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится это учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России (п. 1 ст. 221 БК РФ). При этом согласно пункту 2 статьи 221 Бюджетного кодекса утвержденные показатели бюджетной сметы муниципального казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств. Кроме того, в бюджетной смете муниципального казенного учреждения дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы муниципального казенного учреждения.
На основании пунктов 3 и 4 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы муниципального казенного учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н (далее - Общие требования), под составлением сметы понимается установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.
Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ. К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы (п. 6 Общих требований).
Главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей (п. 4 Общих требований).
Учитывая вышеизложенное, представляется возможным сделать следующий вывод: вопрос о возможности осуществления за счет средств местного бюджета расходов на страхование (КАСКО) автомобиля относится к компетенции главного распорядителя бюджетных средств. Реализуя данные полномочия, главные распорядители бюджетных средств включают (не включают) в бюджетную смету казенного учреждения соответствующие направления расходов исходя из направлений расходования средств, предусмотренных при утверждении соответствующих бюджетов.
Обоснованность такой позиции подтверждается и разъяснениями специалистов финансового ведомства (см., например, письмо Минфина России от 18 мая 2009 г. N 02-03-09/2039).
Таким образом, при наличии лимитов бюджетных обязательств на соответствующие расходы и соблюдении всех установленных законодательством процедур размещения заказа на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд учреждение вправе заключить договор (контракт) страхования транспортного средства (КАСКО).
При осуществлении расходов на оплату услуг имущественного страхования (КАСКО) автомобиля учреждению прежде всего следует руководствоваться принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 28, 34 БК РФ). Данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В целях обоснования эффективности использования бюджетных средств учреждению следует иметь доказательства целесообразности произведенных расходов. Для обоснования необходимости имущественного страхования автотранспортного средства (КАСКО) учреждение может, например, представить следующие аргументы.
1. Страхование автотранспортного средства является одним из эффективных методов защиты от возможных убытков, связанных с попаданием в ДТП, воздействием стихийных бедствий, пожаром, самовозгоранием, а также противоправным действием третьих лиц в виде угона автомобиля, кражи деталей, нанесения повреждений. Имущественное страхование средств транспорта (КАСКО) обеспечивает учреждению возмещение затрат, связанных с приобретением нового автомобиля взамен угнанного или восстановлением поврежденного автомобиля.
2. Автомобиль является дорогостоящим имуществом. Убытки в результате наступления перечисленных происшествий и случаев достаточно высоки, могут существенно превысить размер страховой премии по договору страхования и даже быть равны стоимости автомобиля. При этом согласно гражданскому законодательству риск случайной гибели или повреждения имущества несет собственник имущества. Соответственно учреждением должны быть приняты все возможные меры по минимизации возможных убытков.
В заключение отметим, что практика оплаты договоров имущественного страхования (КАСКО) автомобилей за счет бюджетных средств достаточно широко распространена в различных публично-правовых образованиях.
М.М. Миллиард,
В.В. Пименов,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
1 сентября 2011 г.
"Бюджетный учет", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100