Учет средств, поступающих во временное распоряжение
В соответствии с положениями Федерального закона N 8З-ФЗ*(1) с 2011 года изменился правовой статус бюджетных учреждений и, как следствие, методология ведения бухгалтерского учета у получателей бюджетных средств, к которым относятся казенные учреждения. В этой статье расскажем, как в настоящее время осуществляется учет операций со средствами, находящимися во временном распоряжении казенных учреждений, какими инструкциями он регламентируется, а также опишем порядок подобного учета.
Для отражения операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, казенные учреждения руководствуются Инструкцией N 157н*(2). В соответствии с п. 267 данной инструкции денежные средства, полученные во временное распоряжение казенного учреждения и подлежащие при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, учитываются на счете 304 01 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение".
К таким средствам, в частности, относятся:
- денежные средства обвиняемого (подозреваемого), изъятые органами предварительного следствия и дознания при наложении ареста на его имущество;
- залоговые суммы;
- денежные средства, полученные на ответственное хранение.
Аналитический учет таких средств ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) по каждому получателю в разрезе видов поступлений и направлений использования средств (п. 268 Инструкции N 157н). Учет операций по счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. 269 указанной инструкции).
При определенных условиях средства, поступающие во временное распоряжение казенных учреждений, возвращаются законным владельцам на основании расходных ордеров или заявок на кассовый расход либо указанной заявкой перечисляются в доход бюджета.
Средства, находящиеся во временном распоряжении, учитываются с отражением в 18-м разряде номера счета бюджетного учета кода вида деятельности "3" (п. 21 Инструкции N 157н).
Порядок ведения бюджетного учета расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение, регламентирован Инструкцией N 162н*(3). Руководствуясь ей, приведем в таблице корреспонденцию счетов, используемых при учете средств, полученных во временное распоряжение:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Поступление средств во временное распоряжение учреждения (п. 45)* | 3 201 11 510 3 201 27 510 | 3 304 01 730 |
Возврат средств, поступивших во временное распоряжение, владельцу или передача по назначению в установленном порядке (п. 45) | 3 304 01 830 | 3 201 11 610 3 201 27 610 |
Прием в кассу учреждения наличных денежных средств во временное распоряжение (п. 49) | 3 201 34 510 | 3 304 01 730 |
Выдача из кассы учреждения наличных денежных средств, находящихся во временном распоряжении (п. 49) | 3 304 01 830 | 3 201 34 610 |
* Основанием является документ, прилагаемый к выписке со счета. |
Лицевой счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение
Для осуществления операций со средствами получателей бюджетных средств (в том числе со средствами, поступающими во временное распоряжение) в территориальных органах Федерального казначейства (ОФК) казенным учреждениям открываются лицевые счета в соответствии с Порядком N 7н*(4) (п. 1 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ).
Лицевые счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, открываются по месту открытия клиенту лицевого счета получателя бюджетных средств (п. 2.9 Порядка N 7н).
Чтобы открыть указанный лицевой счет, необходимо представить в ОФК на бумажном носителе следующие документы (п. 2.12 Порядка N 7н):
а) Заявление на открытие лицевого счета (ф. 0531752) согласно приложению 2 к Порядку N 7н;
б) Карточку образцов подписей к лицевым счетам (ф. 0531753) согласно приложению 3 к Порядку N 7н.
Кроме того, в соответствии с п. 2.14.3 Порядка N 7н получатели бюджетных средств дополнительно представляют:
- копию учредительного документа, заверенную учредителем либо нотариально;
- копию свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, заверенную нотариально либо выдавшим его налоговым органом.
ОФК проверяет представленные документы в течение 5 рабочих дней и в случае их несоответствия установленным требованиям возвращает клиенту. После их проверки, а также при наличии сформированного (полученного от Федерального казначейства) Извещения (ф. 0531667)*(5) ОФК не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки открывает получателю бюджетных средств лицевой счет, которому присваивается номер, указанный в Выписке из лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств (ф. 0531762), согласно приложению 9 к Порядку N 7н (п. 2.33 данного порядка).
На открытом получателю бюджетных средств лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, отражаются поступление средств и их выплаты. Операции по возврату указанных средств осуществляются ОФК на основании Заявки на возврат (ф. 0531803) (п. 3.6, 3.14 Порядка N 7н).
Обратите внимание! Остаток средств, поступивших во временное распоряжение получателя бюджетных средств в отчетном финансовом году, подлежит учету в текущем финансовом году на этом же лицевом счете как остаток на 1 января текущего финансового года, если иное не установлено законом о федеральном бюджете (п. 3.17 Порядка N 7н).
Учет средств, изъятых правоохранительными органами
Правоохранительным органам, которым в соответствии с действующим законодательством предоставлено право осуществлять дознание и предварительное следствие и налагать административный арест на имущество, для учета денежных средств, поступающих на временное хранение и подлежащих при наступлении определенных условий возврату владельцу или перечислению в доход бюджета, открываются соответствующие счета. Порядок зачисления денежных средств в российской или иностранной валюте и выдачи средств с указанных счетов регламентирован Инструкцией N 95н/67*(6), действие которой распространяется также на системы органов прокуратуры РФ, МВД, ФСНП, ФСБ, Федеральной пограничной службы РФ, а также воинские части и организации Минобороны.
Для того чтобы открыть текущий счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение, правоохранительный орган заключает с учреждением Банка России, кредитной организацией договор банковского счета на условиях, соответствующих требованиям нормативно-правовых актов.
Правоохранительный орган - распорядитель средств, поступающих во временное распоряжение правоохранительных органов, в трехдневный срок сообщает территориальному ОФК сведения об открытии текущего счета по учету таких средств (п. 3 Инструкции N 95н/67).
На текущие счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение правоохранительных органов, денежные средства вносятся распорядителями указанных счетов наличными деньгами или в безналичном порядке.
Денежные средства списываются с текущих счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение правоохранительных органов, распорядителями счетов в соответствии с приговором (определением) суда или постановлением следователя, прокурора в доход федерального бюджета или при возврате их законному владельцу. Другие операции по указанным счетам не производятся (п. 4 Инструкции N 95н/67).
Денежные средства, изъятые правоохранительным органом при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), не являющиеся вещественным доказательством и принятые кассиром правоохранительного органа не позднее следующего рабочего дня, доставляются в учреждение Банка России или кредитную организацию и зачисляются на указанный текущий счет правоохранительных органов на основании Объявления на взнос наличными (ф. 0402001), составленного распорядителем счета. Конфискованная иностранная валюта (с указанием ее кода) перечисляется на счет Главного управления федерального казначейства Минфина РФ, открытый во Внешторгбанке России на балансовом счете 40503.
В случаях, когда уголовное дело прекращено или не принято решение суда о конфискации, денежные средства подлежат возврату законным владельцам, если в приговоре суда, постановлении следователя, прокурора прописано решение о таком возврате. Возврат денежных средств осуществляется согласно п. 8 Инструкции N 95н/67 следующим образом:
- орган, вынесший данный приговор (определение, постановление), незамедлительно высылает указанным лицам письменное уведомление с предложением сообщить банковские реквизиты счета правоохранительному органу, изъявшему денежные средства;
- изъятые денежные средства перечисляются правоохранительным органом с текущего счета балансового счета 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций" законному владельцу на указанный им счет в течение трех рабочих дней после получения реквизитов счета.
Аналогичным образом осуществляется возврат средств в иностранной валюте.
Одновременно с платежным поручением на перечисление средств в учреждение Банка России, кредитную организацию представляется заверенная в установленном порядке копия приговора (определения), постановления или выписка из него.
По истечении шестимесячного срока со дня вручения указанного письменного уведомления законному владельцу невостребованные денежные средства в рублях перечисляются правоохранительным органом в доход федерального бюджета на балансовый счет 40102 "Доходы федерального бюджета". Иностранная валюта перечисляется правоохранительным органом в доход федерального бюджета на счет Главного управления федерального казначейства Минфина РФ.
Если законный владелец обратился в правоохранительный орган по истечении шести месяцев со дня вручения ему уведомления о возврате средств, зачисленных в доход федерального бюджета, порядок возврата будет следующим: после получения от законного владельца заявления о возврате средств с сообщением банковских реквизитов счета, на который должны быть зачислены денежные средства, подлежащие возврату, правоохранительный орган незамедлительно письменно уведомляет ОФК о необходимости возврата средств. К этому уведомлению прилагаются заявление законного владельца о возврате средств, заверенные копии платежного поручения о перечислении средств в доход федерального бюджета и копия приговора (определения) или выписки из него.
ОФК обязан в трехдневный срок перечислить с балансового счета 40102 на указанный в заявлении законного владельца счет денежные средства в валюте РФ. В иностранной валюте денежные средства перечисляются Главным управлением федерального казначейства Минфина РФ с балансового счета 40503 с приложением указанных выше документов.
Обратите внимание! В соответствии с п. 22, 23 Инструкции N 95н/67 по остаткам денежных средств на текущих счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение правоохранительных органов, кредитная организация начисляет и уплачивает проценты в соответствии с действующим законодательством и договором между клиентом и банком. Начисленные проценты вместе с суммой изъятых при аресте имущества подозреваемого лица денежных средств возвращаются законному владельцу или зачисляются в доход федерального бюджета. Однако при этом учреждения Банка России не начисляют и не уплачивают проценты за денежные средства, размещенные на текущем счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение правоохранительных органов.
Распорядители средств текущих счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение правоохранительных органов в российской и иностранной валютах, в составе квартальной и годовой отчетности представляют своему вышестоящему органу и соответствующему ОФК следующие документы, оформленные раздельно по средствам в российской и иностранной валюте (п. 25 Инструкции N 95н/67):
- Отчет о движении средств на текущих счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение правоохранительных органов (ф. 4-1), согласно приложению 1 к указанной инструкции;
- Справку об остатках средств на текущих счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение правоохранительных органов (ф. 4-2), согласно приложению 2 к указанной инструкции.
Учет средств, поступающих в залог
Залог в виде обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе). К денежным средствам, поступающим на лицевые счета казенных учреждений во временное распоряжение, относятся денежные средства, внесенные заказчику в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ*(7) при размещении государственных заказов. Размер обеспечения устанавливается соответственно конкурсной документацией либо документацией об аукционе.
Согласно п. 4 ст. 20 Закона N 94-ФЗ заказчиком может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. Такое требование распространяется на всех участников размещения заказа и указывается в конкурсной документации. Эти денежные средства обеспечивают исполнение победителем конкурса либо аукциона обязанности по заключению контракта. Они возвращаются участнику размещения заказа в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним контракта.
В случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта данные денежные средства не возвращаются (п. 12 ст. 25, п. 5 ст. 27 Закона N 94-ФЗ), а перечисляются в доход бюджета.
Пример
Казенное учреждение разместило заказ на закупку оборудования. В конкурсной документации было установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. Организация, принявшая в нем участие, перечислила на лицевой счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение казенного учреждения, денежные средства в обеспечение заявки на участие. Организация была признана победителем конкурса, но в результате уклонилась от заключения контракта. Денежные средства, поступившие от организации в качестве обеспечения заявки, в соответствии с п. 12 ст. 25 Закона N 94-ФЗ были перечислены в доход бюджета.
В бухгалтерском учете казенного учреждения будут отражены следующие операции:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Поступление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе | 3 201 11 510 | 3 304 01 730 |
Перечисление в доход бюджета денежных средств организации, уклонившейся от заключения контракта | 3 304 01 830 | 3 201 11 610 |
Статьей 36 Закона N 94-ФЗ предусмотрен порядок возврата участникам размещения заказа денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе. Так, заказчик должен вернуть денежные средства, поступившие в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, не позднее 5 дней с даты принятия решения о возврате.
Залог в виде обеспечения исполнения государственного контракта. Денежные средства, предоставленные заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта (гражданско-правового договора), возвращаются заказчиком в сроки, установленные условиями соответствующего контракта.
Отметим, что в качестве неденежного обеспечения исполнения контракта могут быть представлены также безотзывная банковская гарантия, страхование ответственности по контракту либо поручительство.
Залог, внесенный обвиняемым. К денежным средствам, поступающим на лицевой счет во временное распоряжение, относятся также суммы залога, внесенные обвиняемым (подозреваемым) с санкции прокурора на депозитный счет соответствующего суда или органа, в производстве которого находится уголовное дело. Размер залога определяется судом и может составлять, в зависимости от степени тяжести преступления, для преступлений небольшой и средней тяжести сумму от 100 000 руб., для тяжких - сумму от 500 000 руб.
Денежные средства, поступающие на ответственное хранение
К средствам, полученным во временное распоряжение на ответственное хранение, относятся:
а) личные деньги, принадлежащие осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях, например, добровольно сданные для хранения при поступлении в следственный изолятор (СИЗО), внесенные в кассу учреждения на лицевой счет осужденного, заработанные в учреждении. Порядок учета таких средств регламентирован Инструкцией, утвержденной Приказом Минюста РФ от 08.12.2006 N 356.
Личные деньги осужденных хранятся на лицевых счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждений, открытых им в территориальных ОФК в порядке, установленном в соответствии с законодательством. Списание денег с лицевых счетов при покупке товара в магазине ИУ, СИЗО производится на основании чека контрольно-кассового аппарата, а зачисление денег на лицевой счет - на основании приходных кассовых ордеров, извещений о переводах, расчетных ведомостей на сумму причитающегося заработка, платежных поручений.
При переводе осужденного, подозреваемого или обвиняемого в другое учреждение составляется финансовая справка в трех экземплярах (первый экземпляр - осужденному, второй - в личное дело, третий - остается в учреждении при лицевом счете), в которой записывается сумма остатка денежных средств осужденного с указанием в том числе суммы, заработанной в этом учреждении, и данные об израсходованной в магазине суммы на день перевода. Справка подписывается убывающим лицом и заверяется начальником учреждения, главным бухгалтером и печатью. Бухгалтерия учреждения-отправителя в трехдневный срок перечисляет денежные средства на счет учреждения-получателя.
При переводе осужденного на льготные условия отбывания наказания (в колонию-поселение), а также при его освобождении бухгалтерия производит окончательный расчет и выписывает расходный кассовый ордер (ведомость) на получение личных денег из кассы;
б) денежные средства (пенсии), выплачиваемые пенсионерам и инвалидам, проживающим в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания;
в) денежные средства, выплачиваемые детям, находящимся на полном государственном обеспечении в воспитательных и лечебных учреждениях.
К сведению. Порядок учета средств, находящихся во временном распоряжении социальных, воспитательных и лечебных учреждений, регламентирован законодательными, правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в частности:
- Федеральным законом от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
- Распоряжением Минсоцзащиты МО от 22.02.2008 N 10-р "О порядке взимания и использования финансовых средств, предназначенных на выплаты пенсий недееспособным гражданам, проживающим в государственных бюджетных стационарных учреждениях социального обслуживания Московской области".
Т. Шильникова,
редактор журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(4) Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утв. Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н.
*(5) Приложение 7 к Порядку ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета, утв. Приказом Минфина РФ от 15.08.2008 N 80н.
*(6) Инструкция о порядке зачисления и выдачи средств с текущих счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение органов предварительного следствия и дознания, утв. Минфином РФ от 30.12.1997 N 95н и ЦБ РФ от 02.10.1997 N 67.
*(7) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"