Высвобождение и реализация имущества в Вооруженных Силах
В целях повышения эффективности дальнейшего использования вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не имеющих перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства, закрепленных на праве оперативного управления за Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами, такая техника подлежит исключению из состава Вооруженных Сил. Эта обязанность закреплена в Постановлении Правительства РФ N 783*(1). Исключение имущества осуществляется несколькими способами, одним из которых является его реализация. Рассмотрим особенности высвобождения и реализации движимого военного имущества.
Общие положения
Правила реализации высвобождаемого имущества определены в Постановлении Правительства РФ от 15.10.1999 N 1165 (далее - Правила N 1165).
Решение о высвобождении и реализации движимого военного имущества, а также перечень и формы документов, необходимых для его принятия, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (п. 2, 3 Правил N 1165). Во исполнение данных правил Минобороны Приказом от 20.04.2002 N 155 (далее - Приказ Минобороны РФ N 155) утвердило Инструкцию о порядке реализации имущества. Она устанавливает порядок подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов) на внутреннем и внешнем рынках, закрепленного в оперативном управлении Вооруженных Сил, а также в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций Вооруженных Сил, согласно Перечню высвобождаемого движимого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.10.1999 N 1165, а также перечень и формы документов, необходимых для принятия решений о высвобождении и реализации движимого военного имущества (п. 1 Инструкции о порядке реализации имущества).
Реализация высвобождаемого движимого военного имущества видов Вооруженных Сил, военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Минобороны (далее - органы военного управления) осуществляется на основании предписаний для передачи на реализацию высвобождаемого движимого военного имущества, выдаваемых уполномоченным органом военного управления по вопросам, связанным с высвобождением и реализацией движимого военного имущества на внутреннем и внешнем рынках (далее - уполномоченный орган*(2)), по форме согласно приложению 1 к Инструкции о порядке реализации имущества.
Реализация осуществляется через отобранные Минобороны на конкурсной основе специализированные организации. При этом правила реализации зависят от рынка реализации. Так, реализация на внутреннем рынке проходит по правилам продажи отдельных видов товаров, биржевой, комиссионной и розничной торговли, а также на условиях договора мены. На внешнем рынке - в соответствии с законодательством РФ, а при реализации военного имущества, находящегося за границей, - с учетом законодательства государства, на территории которого находится объект, и с учетом норм международного права.
В чем отличие уполномоченных органов от органов военного управления? Оно заключается в предоставленных полномочиях. Так, Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Минобороны, как раз и являющееся уполномоченным органом, решает весь комплекс вопросов по организации, планированию и контролю за процессом реализации высвобождаемого движимого военного имущества на внутреннем и внешнем рынках. Полный перечень полномочий, которыми наделяется уполномоченный орган, приведен в п. 3 Инструкции о порядке реализации имущества, к ним относятся:
- методическое руководство вопросами реализации высвобождаемого движимого военного имущества;
- планирование объемов, учет и перечисление денежных средств от реализации высвобождаемого движимого военного имущества;
- заключение договоров с организациями;
- принятие решений о реализации высвобождаемого движимого военного имущества;
- выдача предписаний органам военного управления и доведение их до организаций;
- контроль за подготовкой к реализации высвобождаемого движимого военного имущества в органах военного управления и реализацией, выполнением выданных предписаний и прохождением денежных средств от реализации высвобождаемого движимого военного имущества до момента их поступления на лицевые счета (счета) Минобороны;
- ведение учета и представление установленной отчетности по вопросам реализации высвобождаемого движимого военного имущества.
Органы военного управления обязаны решать следующие вопросы по высвобождению движимого военного имущества и подготовке его к реализации (п. 4 Инструкции о порядке реализации имущества):
- определение высвобождаемого движимого военного имущества, подлежащего реализации;
- согласование при необходимости с компетентными органами отдельных видов движимого военного имущества, планируемого к высвобождению для реализации;
- принятие решений о высвобождении движимого военного имущества;
- планирование, организация и контроль за подготовкой к реализации высвобождаемого движимого военного имущества в подчиненных воинских частях и организациях Вооруженных Сил;
- согласование с заказчиками имущества по закрепленной за ними номенклатуре перечней высвобождаемого движимого военного имущества, подлежащего реализации, составляемых по форме согласно приложению 2 к Инструкции о порядке реализации имущества, а по высвобождаемому движимому военному имуществу номенклатуры Генерального штаба Вооруженных Сил - дополнительно с Генеральным штабом Вооруженных Сил (ГОМУ);
- контроль за выполнением договоров услуг на предпродажную подготовку к реализации высвобождаемого движимого военного имущества;
- организация в установленном порядке доступа к высвобождаемому движимому военному имуществу;
- ведение учета и представление установленной отчетности по вопросам реализации высвобождаемого движимого военного имущества;
- предоставление на реализацию высвобождаемого движимого военного имущества по выданным уполномоченным органом предписаниям;
- определение стоимостной оценки высвобождаемого движимого военного имущества по разработанным методикам для обеспечения планирования объемов реализации;
- организация и контроль за передачей высвобождаемого движимого военного имущества.
Ответственное лицо за организацию реализации высвобождаемого движимого военного имущества определяется командиром (начальником) органа военного управления из числа своих заместителей.
Также в организации высвобождения и реализации военного имущества задействуются воинские части, военные образовательные учреждения профессионального образования Минобороны и организации Вооруженных Сил. На них возлагаются следующие обязанности (п. 5 Инструкции о порядке реализации имущества):
- организация работ по подготовке к реализации высвобождаемого движимого военного имущества;
- осуществление допуска для осмотра высвобождаемого движимого военного имущества в установленном порядке;
- обеспечение охраны и сохранности высвобождаемого движимого военного имущества;
- передача реализованного движимого военного имущества после выполнения условий сделки.
Планирование высвобождения и реализации движимого военного имущества
По результатам проведенных организационно-штатных мероприятий (инвентаризаций движимого военного имущества и т.д.) органы военного управления разрабатывают и согласовывают с заказчиками предложения в план реализации высвобождаемого движимого военного имущества Минобороны по форме согласно приложению 3 к Инструкции о порядке реализации имущества. Указанные предложения направляются в уполномоченный орган до 1 сентября года, предшествующего планируемому.
После получения указанных предложений уполномоченный орган обобщает их и разрабатывает проект плана на реализацию высвобождаемого движимого военного имущества Минобороны на планируемый год, который затем согласовывается с ГОМУ, управлением начальника вооружения Вооруженных Сил и представляется на утверждение министру обороны (п. 7 Инструкции о порядке реализации имущества).
Подготовка и принятие решения по высвобождению и реализации движимого военного имущества
Подготовка начинается с представления довольствующими органами видов Вооруженных Сил, военных округов, родов войск Вооруженных Сил перечней высвобождаемого движимого военного имущества, согласованных с организационно-мобилизационными органами, для дальнейшего согласования с заказчиками имущества по закрепленной за ними номенклатуре.
При составлении перечней военным округом в них включается также высвобождаемое движимое военное имущество, на обеспечение которым в данном военном округе зачислены воинские части, подчиненные главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим родами войск Вооруженных Сил, начальникам главных и центральных управлений Минобороны (п. 8 Инструкции о порядке реализации имущества).
Составленные перечни поступают в главные и центральные управления Минобороны. Их рассмотрение и согласование производится с ГОМУ. После этого перечни возвращаются обратно довольствующим органам видов Вооруженных Сил, военных округов, родов войск, где они после рассмотрения представляются в уполномоченный орган, а по войсковым частям центрального подчинения напрямую в уполномоченный орган (п. 9 Инструкции о порядке реализации имущества).
Как отмечалось ранее, реализация движимого военного имущества осуществляется на основании предписаний, выдаваемых уполномоченным органом органам военного управления. Выдача предписаний производится после получения уполномоченным органом перечней.
Полученные предписания направляются органом военного управления в довольствующие органы, предоставившие имущество на реализацию, в десятидневный срок с момента их получения (п. 14 Инструкции о порядке реализации имущества).
При получении предписания довольствующие органы выдают воинской части наряд (разнарядку) или иной распорядительный документ на передачу высвобождаемого движимого военного имущества.
Организация реализации высвобождаемого движимого военного имущества
Как отмечалось выше, реализация высвобождаемого движимого военного имущества осуществляется через специализированные организации. Вместе с тем, если свободная реализация высвобождаемого движимого военного имущества, запрещена, реализация осуществляется в соответствии с законодательством РФ для данного вида имущества.
Реализация высвобождаемого движимого военного имущества, переданного воинскими частями, состоящими на сметно-бюджетном финансировании, организациям Вооруженных Сил, основанным на праве хозяйственного ведения, производится в порядке, установленном Инструкцией о порядке реализации имущества.
Воинские части осуществляют передачу высвобождаемого движимого военного имущества после выполнения условий сделки на основании наряда (разнарядки) или иного распорядительного документа, оформленного в установленном порядке, договора купли-продажи с отметкой об оплате или документа, подтверждающего оплату (п. 24 Инструкции о порядке реализации имущества). В трехдневный срок после реализации движимого военного имущества воинская часть направляет исполненный наряд (разнарядку) или иной документ довольствующему органу. В аналогичный срок довольствующий орган в трехдневный срок представляет копию полученного документа в органы реализации, откуда в тот же трехдневный срок в уполномоченный орган подается уведомление о передаче реализованного движимого имущества по форме согласно приложению 4 к Инструкции о порядке реализации имущества (п. 26 Инструкции о порядке реализации имущества).
Одним из показателей уведомления является стоимость продажи, а также рыночная стоимость высвобождаемого имущества.
Определение стоимостной оценки имущества возлагается на виды и рода войск Вооруженных Сил, главные и центральные управления Минобороны по закрепленной номенклатуре на основании методик оценки высвобождаемого движимого военного имущества, разработанных в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными Минэкономразвития.
Рыночная стоимость высвобождаемого движимого военного имущества может быть определена, в частности, на основании данных о ценах на аналогичное движимое военное имущество, полученное от организации-изготовителя.
Снятие высвобождаемого имущества с реализации
В отдельных случаях по представлению органов военного управления высвобождаемое движимое военное имущество может быть снято с реализации уполномоченным органом, что определяется им в договорах с организациями. При этом орган военного управления обязан направить в уполномоченный орган предложения по его дальнейшему использованию (представления на реализацию в виде запасных частей, списания по актам технического состояния и т.п.) (п. 28 Инструкции о порядке реализации имущества).
Однако стоит учитывать, что снятию с реализации подлежит не все имущество. Например, движимое военное имущество, на реализацию которого заключены договоры купли-продажи (мены), снятию с реализации не подлежит.
Отчетность
Уполномоченный орган ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, по форме согласно приложению 5 к Инструкции о порядке реализации имущества представляет в Главное финансово-экономическое управление Минобороны обобщенный отчет о реализации высвобождаемого движимого военного имущества и перечислении денежных средств на лицевые счета (счета) Минобороны.
Налогообложение
Подлежит ли высвобождаемое движимое военное имущество воинской части обложению налогом на прибыль? С учетом того, что военное имущество является федеральной собственностью, денежные средства от его реализации будут считаться целевыми поступлениями.
Подтверждает данное мнение и судебное решение по указанному вопросу.
Так, в Постановлении ФАС СЗО от 22.07.2010 N А66-13398/2009 рассмотрена кассационная жалоба налогового органа на решение арбитражного суда и апелляционной инстанции о неправомерности привлечения войсковой части к ответственности в части начисления налога на прибыль.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, не нашла оснований для отмены судебных решений.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, войсковая часть подчиняется Минобороны и является подразделением Минобороны - главного распорядителя бюджетных средств, поступающих из федерального бюджета на покрытие расходов от деятельности воинской части и других воинских подразделений.
Деятельность войсковой части по оказанию услуг по демилитаризации и хранению боеприпасов производилась в соответствии с Приказом Минобороны РФ N 155.
В силу пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых казенным учреждениям по смете доходов и расходов.
Статьей 41 БК РФ определено, что к неналоговым доходам бюджетов относятся в том числе:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
Во исполнение Приказа Минобороны РФ N 155 войсковая часть производила работы по утилизации артиллерийских боеприпасов, определенных государственным оборонным заказом. Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Денежные средства от реализации демилитаризируемых артиллерийских боеприпасов соответствуют признакам целевого финансирования, поскольку поступали на счета федерального казначейства в качестве оплаты по договорам на утилизацию имущества Минобороны. При этом на лицевой счет воинской части денежные средства зачислялись как бюджетное финансирование в соответствии со сметой доходов и расходов. Отпуск демилитаризованных боеприпасов в адрес контрагентов производился после поступления денежных средств от последних на счета казначейства.
Таким образом, судьи правомерно признали необоснованным доначисление налоговым органом налога на прибыль.
А. Беляев,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 17.11.2007 N 783 "О порядке исключения из состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не выслуживших установленные сроки службы, хранения и не имеющих перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства".
*(2) Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Минобороны является уполномоченным органом военного управления по вопросам, связанным с высвобождением и реализацией движимого военного имущества на внутреннем и внешнем рынках (п. 3 Приказа Минобороны РФ N 155).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"