Предоставление коммунальных услуг: требования и условия
В данной статье продолжим изучение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Новые правила).
Основные условия предоставления коммунальных услуг
Условия предоставления коммунальных услуг закреплены в разд. II Новых правил. Они связаны:
- с началом предоставления коммунальных услуг. В Новых правилах определен момент, начиная с которого коммунальные услуги оказываются тем или иным группам потребителей. В этой части Новые правила не имеют преемственной связи с Действующими правилами *(1) и согласуются исключительно с определенными нормами ЖК РФ;
- с составом коммунальных услуг. Он зависит от степени благоустройства МКД или жилого дома (это отражено и в Действующих правилах);
- с характером предоставления коммунальных услуг. Данное условие в Новых правилах сформулировано более емко и четко. Согласно ему все коммунальные услуги должны предоставляться потребителю круглосуточно (услуга отопления - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с допустимыми перерывами. Время допустимых перерывов, как и прежде, неразрывно связано с требованиями к качеству коммунальных услуг;
- с объемом предоставления коммунальных услуг. Согласно Новым правилам коммунальные услуги предоставляются потребителям в необходимом им объеме в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем (ВИС);
- с качеством коммунальных услуг. Требования к качеству данных услуг сформулированы в приложении 1 к Новым правилам;
- с техническим состоянием ВИС и внутриквартирного оборудования (ВКО). Надлежащее техническое состояние перечисленных систем и их готовность для предоставления коммунальных услуг также являются неизменными условиями предоставления таких услуг.
Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных условий.
Начало предоставления коммунальных услуг
Согласно пп. "а" п. 3 Новых правил коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного ЖК РФ момента. В свою очередь, ЖК РФ не закрепляет дату начала предоставления таких услуг, а регламентирует порядок и обязанности внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги отдельными группами потребителей (ст. 153 ЖК РФ). Приведем необходимую информацию в таблице.
Таким образом, в силу пп. "а" п. 3 Новых правил и п. 2 ст. 153 ЖК РФ право на получение коммунальных услуг и обязанность по их оплате у всех категорий потребителей возникает одномоментно. Исключениями являются лица (дольщики), принявшие у застройщика жилые помещения по акту, но еще не зарегистрировавшие право собственности. Полагаем, это всего лишь техническая неточность, не образующая никаких правовых последствий, поскольку вопрос потребления и оплаты пользователем жилым помещением коммунальных услуг был решен на уровне КС РФ задолго до внесения соответствующих поправок в Жилищный кодекс. Так, в Определении от 18.07.2006 N 373-О указано, что именно на фактического потребителя коммунальных услуг возлагается обязанность по их оплате. Следовательно, момент возникновения данной обязанности определяется отнюдь не моментом государственной регистрации права собственности на квартиру. Согласно пп. 6 п. 2 ст. 153 ЖК РФ (введен Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ) эта обязанность соотносится с принятием жилого помещения по соответствующему акту (иному документу). В целом же отличать права и обязанности собственников квартир от прав и обязанностей лиц (дольщиков), уже принявших квартиры по передаточным актам, в данном контексте некорректно. Дело в том, что свидетельство о государственной регистрации не является документом правообразующего или правоустанавливающего характера. Сам по себе акт регистрации (регистрационная запись) носит правоподтверждающий характер и не считается самостоятельным основанием для возникновения гражданских прав (Определение ВС РФ от 18.05.2010 N 18-В10-21, Постановление ФАС МО от 22.09.2010 N КГ-А40/10947-10;2). Возникновение права собственности у лица, оплатившего строительство и принявшего квартиру по акту, подтверждается в том числе наличием данного акта. Таким образом, следует констатировать тот факт, что у лиц, еще не зарегистрировавших права собственности на жилые помещения, но принявших их у застройщиков по передаточным документам, уже возникли права собственности на квартиры и соответствующие доли в праве собственности на общее имущество в МКД. Полагаем, их правомерно можно отнести к первой группе потребителей (плательщиков), указанных в таблице.
Состав коммунальных услуг
Составу коммунальных услуг, который определяется степенью благоустройства МКД и жилого дома, посвящен п. 6 Действующих правил. В нем перечислены следующие коммунальные услуги:
- холодное водоснабжение;
- горячее водоснабжение;
- водоотведение;
- электроснабжение;
- газоснабжение;
- отопление.
Относительно состава коммунальных услуг в пп. "в" п. 3 Новых правил не содержится ничего принципиального. А вот п. 4 Новых правил, подробно описывающий каждую коммунальную услугу, достоин внимания и сравнения с п. 6 Действующих правил.
Коммунальная услуга | Описание | |
Действующие правила (п. 6) | Новые правила (п. 4) | |
Холодное водоснабжение | Обеспечение потребителя холодной питьевой водой, подаваемой по присоединенной сети: - в жилое помещение; - до водоразборной колонки | Снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям (ЦС) холодного водоснабжения и ВИС: - в жилой дом (домовладение); - в жилые и нежилые помещения в МКД; - в помещения, входящие в состав общего имущества в МКД; - до водоразборной колонки в случае, когда МКД или жилой дом (домовладение) не оборудован ВИС холодного водоснабжения |
Горячее водоснабжение | Обеспечение потребителя горячей водой, подаваемой по присоединенной сети в жилое помещение | Снабжение горячей водой, подаваемой по ЦС горячего водоснабжения и ВИС: - в жилой дом (домовладение); - в жилые и нежилые помещения в МКД; - в помещения, входящие в состав общего имущества в МКД. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в МКД осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием ВИС, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД (при наличии такого оборудования) |
Водоотведение | Отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети | Отвод бытовых стоков: - из жилого дома (домовладения); - из жилых и нежилых помещений в МКД; - из помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, по ЦС водоотведения и ВИС |
Электроснабжение | Обеспечение потребителя электрической энергией, подаваемой по присоединенной сети в жилое помещение | Снабжение электрической энергией, подаваемой по ЦС электроснабжения и ВИС: - в жилой дом (домовладение); - в жилые и нежилые помещения в МКД; - в помещения, входящие в состав общего имущества в МКД |
Газоснабжение | Обеспечение потребителя газом, подаваемым по присоединенной сети в жилое помещение. Продажа бытового газа в баллонах | Снабжение газом, подаваемым по ЦС газоснабжения и ВИС: - в жилой дом (домовладение); - в жилые и нежилые помещения в МКД; - в помещения, входящие в состав общего имущества в МКД. Продажа бытового газа в баллонах |
Отопление | Поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, определенной температуры воздуха. Продажа твердого топлива при наличии печного отопления | Подача по ЦС теплоснабжения и ВИС тепловой энергии, обеспечивающей поддержание определенной температуры воздуха: - в жилом доме; - в жилых и нежилых помещениях в МКД; - в помещениях, входящих в состав общего имущества в МКД. Продажа твердого топлива при наличии печного отопления |
Из приведенной сравнительной таблицы видны различия в квалификации коммунальных услуг в действующем и новом документах. Ранее в статье И.Н. Калининой "Терминология Новых правил предоставления коммунальных услуг" (N 8, 2011) был дан краткий комментарий к тем изменениям, которые коснулись основных отраслевых определений. Так, в Новых правилах потребителем коммунальных услуг названо любое лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в МКД, жилым домом (домовладением) и потребляющее коммунальные услуги. Вместе с тем сама коммунальная услуга позиционируется как подача соответствующего ресурса с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования:
- жилых помещений в МКД;
- нежилых помещений в МКД;
- общего имущества в МКД;
- жилых домов (домовладений), а также земельных участков, на которых они расположены.
Кроме того, в Новых правилах введены понятия централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (ЦС ИТО), ВКО и изменено в некоторой степени определение ВИС. Из данных определений следует, что ресурсоснабжающая организация (РСО) осуществляет подачу коммунальных ресурсов посредством ЦС ИТО, а исполнитель коммунальных услуг - с помощью ВИС.
Очевидно, что перечисленные системные изменения в описании каждой коммунальной услуги изложены с учетом указанных нововведений. Так, предоставление (в жилое и нежилое помещения, помещения общего имущества, жилые дома) каждой коммунальной услуги согласно Новым правилам задействует как ЦС ИТО, так и ВИС. Следовательно, статус ТСЖ (УК), обслуживающего данные системы, как исполнителя коммунальных услуг не является формальным. Кроме того, установлено, что в определенных ситуациях (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения или отопления) исполнитель не только подает потребителям эти коммунальные услуги, но и производит их с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (см., например, п. 5 Новых правил).
Бесперебойность предоставления и качество коммунальных услуг
О бесперебойности предоставления потребителям коммунальных услуг упоминается в п. 9 Действующих правил. В нем идет речь об обязательности бесперебойной подачи в жилое помещение коммунальных ресурсов, отведения из жилого помещения бытовых стоков и его отопления в течение отопительного периода. В целом же о качестве коммунальных услуг сказано следующее. Исполнитель обязан предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества всем потребителям. В свою очередь, под коммунальными услугами надлежащего качества понимаются коммунальные услуги, отвечающие:
- требованиям самих правил;
- санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг;
- иным требованиям законодательства РФ;
- требованиям договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством РФ и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Вместе с тем информация, содержащаяся в приложении 1 "Условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" к Действующим правилам, позволяет определить критерии качества, установленные для коммунальных услуг (допустимые продолжительность перерывов в предоставлении услуг, отклонения в составе и свойствах таких услуг и т.д.).
В Новых правилах информация о бесперебойности предоставления и качестве коммунальных услуг изложена кратко. Об этом уже было упомянуто ранее. Условие о круглосуточном предоставлении касается всех без исключения коммунальных услуг (пп. "в" п. 3 Новых правил), а приложение 1 переименовано и теперь называется "Требования к качеству коммунальных услуг". Содержание же данного приложения не изменилось. В нем по-прежнему описаны критерии, по которым следует отличать качественную коммунальную услугу от некачественной, а также условия и порядок изменения размера платы за некачественные коммунальные услуги.
Договор о предоставлении коммунальных услуг
Возмездный договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг
В Действующих правилах договорным отношениям потребителей и исполнителей коммунальных услуг, а также РСО уделено крайне мало внимания. Так, в п. 4 документа указано, что коммунальные услуги предоставляются потребителям на основании договоров, содержащих условия предоставления этих услуг и заключаемых исполнителями с собственниками жилых помещений. В свою очередь, п. 8 Действующих правил, в сущности, гласит, что условия договора о предоставлении коммунальных услуг и договора о приобретении коммунальных ресурсов, который заключается между исполнителем и РСО, не должны противоречить друг другу. В пункте 7 описана ситуация, когда потребитель (собственник помещения в МКД) заключает договор о приобретении коммунальных ресурсов напрямую с РСО (в случае непосредственного управления МКД).
В Новых правилах договору как основанию для предоставления коммунальных услуг отведено особое место. В частности, п. 6 данного документа установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении таких услуг, из числа договоров, указанных в п. 9-12 Новых правил. Прежде чем назвать эти договоры, обратим внимание, что согласно п. 6 документа предоставление коммунальных услуг может быть не единственным предметом заключенного соглашения, что полностью соответствует принципам гражданского законодательства о свободе договора и смешанных договорах (ст. 421 ГК РФ). Кроме того, письменное оформление правоотношений в части потребления и предоставления коммунальных услуг необязательно. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или их фактическом потреблении (так называемых конклюдентных действий*(2)). При этом, хотя договор, заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям Новых правил, он может содержать некоторые особенности его исполнения. Договор, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным только на условиях, предусмотренных Новыми правилами.
Согласно п. 13 Новых правил исполнитель коммунальных услуг выполняет свои функции посредством заключения договоров с РСО о приобретении коммунальных ресурсов с целью их использования при предоставлении коммунальных услуг потребителям, а также при предоставлении и производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопления, горячего водоснабжения) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД. В соответствии с п. 13 Новых правил условия договоров с РСО должны соответствовать положениям указанного документа (в этой части преемственная связь с Действующими правилами налицо).
Далее рассмотрим, на основании каких договоров потребителям предоставляются коммунальные услуги. При этом разделим всех потребителей коммунальных услуг в МКД на две группы:
- собственники (пользователи) жилых помещений;
- собственники (пользователи) нежилых помещений.
Возмездный договор с собственниками жилых помещений
Что касается собственников жилых помещений в МКД, то все зависит от выбранного способа управления МКД (п. 9 Новых правил). Согласно п. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления МКД:
обязаны выбрать один из способов управления МКД:
- управление управляющей организацией;
- управление ТСЖ либо ЖК (иным специализированным потребительским кооперативом);
- непосредственное управление собственниками помещений в МКД.
К сведению. Согласно положениям Новых правил взаимоотношения между ТСЖ и собственниками жилых помещений относительно предоставления последним коммунальных услуг строятся на основании возмездного договора. Если такой договор заключен посредством совершения конклюдентных действий, он считается заключенным на условиях, предусмотренных Новыми правилами, и не может содержать особенностей, которые допустимы при заключении аналогичного договора в письменной форме.
Таким образом, в случае управления МКД управляющей организацией основанием для предоставления коммунальных услуг является договор управления, заключенный между собственниками помещений и данной организацией. Если для управления МКД собственники помещений объединены в ТСЖ (ЖК, ЖСК и т.д.), основанием для предоставления им коммунальных услуг является одноименный договор*(3), заключенный между ТСЖ (ЖК, ЖСК и т.д.) и собственниками жилых помещений (независимо от их членства в том или ином объединении собственников). Если собственники выбрали непосредственное управление МКД, основанием для предоставления коммунальных услуг являются договоры энергоснабжения, заключенные между собственниками и РСО.
Возмездный договор с другими пользователями жилыми помещениями
Иным законным пользователям жилыми помещениями в МКД коммунальные услуги предоставляются на основании договоров (п. 11 Новых правил):
- найма (в том числе социального найма, найма специализированного жилого помещения, жилого помещения, находящегося в частной собственности) - для нанимателя жилого помещения;
- безвозмездного пользования - для ссудополучателя;
- аренды жилого помещения или другого договора о предоставлении жилого помещения во владение и (или) пользование - для арендатора (иного пользователя).
Заметим, что наймодатели, ссудодатели и прочие лица, передающие жилые помещения в пользование физическим и юридическим лицам, не признаются исполнителями коммунальных услуг в силу п. 8 Новых правил, а являются лишь стороной договора, заключенного с таким исполнителем (договора управления, предоставления коммунальных услуг, энергообеспечения) (п. 12 Новых правил).
Возмездный договор с собственниками нежилых помещений
В соответствии с п. 18 Новых правил собственники нежилых помещений в МКД вправе (но не обязаны) заключать договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро-, газо- и теплоснабжения (отопления) непосредственно с РСО. В этом случае за собственниками нежилых помещений в МКД сохраняется обязанность перечисления исполнителю коммунальных услуг платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. Кроме того, собственники нежилых помещений должны в общем порядке и установленные сроки представлять исполнителю коммунальных услуг информацию о показаниях индивидуальных приборов учета, а также данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период в соответствии с заключенными договорами энергоснабжения. Таким образом, если собственник нежилого помещения в МКД не использовал имеющееся у него право на заключение прямых договоров с РСО, предоставление ему коммунальных услуг осуществляется исполнителем на основании одного из договоров, названных в пп. "а" и "б" п. 9 Новых правил, то есть договора управления или договора о предоставлении коммунальных услуг (в зависимости от выбранного собственниками помещений способа управления МКД).
Условия договора
Условия, которые необходимо включить в возмездный договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг потребителям (договор управления, договор с ТСЖ или РСО, договоры безвозмездного пользования и аренды), установлены п. 19 Новых правил:
- дата и место заключения договора;
- наименование, адрес, реквизиты расчетного счета и иная контактная информация об исполнителе;
- сведения о потребителе;
- адрес помещения в МКД, жилого дома (домовладения), по которому предоставляются коммунальные услуги, с указанием размера (объема, площади) отапливаемых помещений, количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, или вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении;
- наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг);
- требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг);
- порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или по иным основаниям, указанным в Новых правилах;
- сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, даты и места их установки (введения в эксплуатацию), даты опломбирования приборов учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей их последнюю проверку, а также установленный срок проведения очередной проверки;
- периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности представленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей;
- порядок определения объема предоставленных коммунальных услуг и размера их оплаты, порядок, срок и форма внесения платы за данные услуги;
- меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, принятые в отношении потребителя коммунальных услуг в соответствии с законодательством РФ (в случае принятия таких мер);
- адрес и способ доставки потребителю счета для оплаты коммунальных услуг;
- порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы за такие услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя;
- основания и порядок приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг;
- основания и порядок изменения и расторжения договора;
- срок действия договора.
Полагаем, что если говорить о договорах найма, аренды и т.д., то условия предоставления нанимателям, арендаторам и прочим законным пользователям коммунальных услуг должны быть идентичны тем условиям, которые согласованы между собственником жилого помещения и исполнителем коммунальных услуг.
Обратите внимание: в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом между потребителем (собственником помещения в МКД) и исполнителем, в общем случае не требуется определять границы так называемой эксплуатационной ответственности. Исключениями являются договоры, заключаемые собственниками помещений с РСО (в случае выбора непосредственного управления МКД). Такие договоры в силу п. 21 Новых правил должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено договором, РСО несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела ВИС и ЦС ИТО. При этом обслуживание ВИС осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в МКД по договорам об оказании услуг по содержанию и (или) ремонту ВИС в таком доме, или указанными собственниками самостоятельно, если законодательством РФ не запрещено выполнение ими данных работ.
Порядок заключения договора
Согласно п. 22 Новых правил для заключения договора в письменной форме между потребителем и исполнителем (УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК):
- исполнитель обязан передать (по месту своего нахождения, по почте или иным способом) собственнику помещения в МКД два экземпляра подписанного проекта договора. Это нужно сделать в течение 20 дней с даты начала предоставления исполнителем коммунальных услуг потребителям в МКД (определяется на основании п. 14 и 15 Новых правил);
- собственник помещения в МКД, получивший проект договора, при отсутствии у него разногласий по такому проекту обязан в течение 30 дней со дня его получения передать исполнителю (по месту его нахождения, по почте или иным способом) один экземпляр договора, подписанный со своей стороны. К договору нужно приложить копию документа, подтверждающего право собственности на помещение в МКД, удостоверяющего личность (свидетельства о регистрации юрлица) и подтверждающего информацию о наличии, типе, установке, опломбировании приборов учета.
Инициатива заключения договора в письменном виде может исходить и от собственников помещений (п. 23 Новых правил). В этом случае потребитель направляет исполнителю два экземпляра заявления о заключении договора, в котором указывается вся необходимая информация, с приложением копий перечисленных выше документов. Исполнитель обязан зарегистрировать данное заявление в день его получения.
Исполнитель, получивший заявление и прилагаемые к нему документы, обязан зарегистрировать их в день поступления и сделать на экземпляре заявителя соответствующую отметку. В течение 10 дней исполнитель обязан представить потребителю проект договора.
Пункт 24 Новых правил посвящен урегулированию разногласий по рассматриваемому проекту договора. При наличии таковых собственник помещения в течение 30 дней (видимо, с даты получения проекта) обязан составить и передать исполнителю протокол разногласий. В свою очередь, исполнитель в течение 30 дней со дня получения данного протокола должен принять договор в редакции потребителя либо отклонить его с указанием причин. Если и на этом этапе потребитель и исполнитель не договорятся, вопрос о заключении договора можно вынести на рассмотрение суда.
Чтобы заключить договор с РСО (при непосредственном управлении МКД), собственник помещения в доме должен обратиться в РСО с заявлением (п. 25 Новых правил). Сделать это можно самостоятельно или через уполномоченное лицо (п. 26 Новых правил).
* * *
В завершение статьи обратим внимание, что неправильное оформление потребителем документов, необходимых для заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, не является основанием для отказа в заключении договора. Пунктом 29 Новых правил на исполнителя возлагается обязанность сообщить заявителю о допущенных нарушениях и порядке их устранения, а при непредставлении ряда обязательных документов - направить ему сведения о наименованиях организаций (учреждений) и их адресах, по которым заявитель может получить недостающие документы.
И.Н. Калинина,
эксперт журнала
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
*(2) Конклюдентные действия (от лат. concludere - "заключать") - действия, свидетельствующие о молчаливом согласии лица, совершающего действия, его намерении совершить сделку, заключить договор (Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2006).
*(3) Договор о предоставлении коммунальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"