Комментарий к письму Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 августа 2011 г. N 19-5/354842-1008
В письме рассмотрен вопрос начисления страховых взносов на сумму компенсации расходов на оплату стоимости проезда к новому месту жительства работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера.
Компенсация обложению взносами не подлежит
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, начисляемые по трудовым договорам (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Согласно данной норме к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, производимые в рамках трудовых правоотношений с ними, независимо от того, предусмотрены эти выплаты трудовыми, коллективными договорами с работниками, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя или нет.
Итак, перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен в статье 9 Закона N 212-ФЗ. То есть не подлежат обложению страховыми взносами только суммы, перечисленные в статье Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с абзацем "и" подпункта 2 пункта 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.
К примеру, согласно указанной норме, суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 N А56-50538/2010). Именно по этому основанию не подлежат обложению страховыми взносами и компенсационные выплаты в виде оплаты стоимости проезда и провоза багажа работника в связи с переездом на новое место жительства.
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях (ст. 326 ТК РФ):
- финансируемых из бюджетов субъектов России, устанавливаются органами государственной власти;
- финансируемых из местных бюджетов - органами местного самоуправления;
- не относящихся к бюджетной сфере - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
К тому же гарантии и компенсации работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются работодателем (абз. 4 ст. 3 Федерального закона от 19.02.1993 N 4520-1).
Поэтому при квалификации выплат компенсационными, и соответственно, не подпадающими под обложение страховыми взносами, важно не перепутать их с доплатой к заработной плате. Поскольку надбавки являются объектом обложения страховыми взносами.
Так, к примеру, надбавка к заработной плате за разъездной характер работы не является компенсационной выплатой, связанной с разъездным характером работы, а представляет собой доплату к заработной плате за особые условия труда и подлежит обложению страховыми взносами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такие разъяснения представлены в письме Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 N 1343-19*(1)).
А.П. Илюшин,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 20, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ и комментарий к нему опубликованы в "НА", 2010, N 15.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.