Требуйте приложения к акту проверки
Инспекция обязана представлять компаниям не только сам акт проверки, но и необходимые приложения к нему. Такое требование Налоговый кодекс установил еще в прошлом году, но только недавно с этим согласились и в ФНС России.
В прошлом году существенно изменились положения статьи 100 Налогового кодекса, которая посвящена оформлению результатов налоговых проверок.
Так, начиная со 2 сентября 2010 года к акту проверки налоговики должны прикладывать документы, подтверждающие факты выявленных нарушений. Исключение составляют только те документы, которые ревизорам представила сама проверяемая компания.
Если же речь идет о документах, которые содержат тайну, охраняемую законом (банковскую, налоговую и др.), то их налоговики должны приложить к акту в виде заверенных выписок*(1).
Теперь в соответствие с этой нормой Налогового кодекса приведены и требования ФНС России к составлению акта проверки*(2), из-за которых еще недавно возникало множество судебных споров. Но, похоже, теперь все противоречия будут устранены окончательно.
Экземпляры актов должны быть идентичными
ФНС России внесла необходимые изменения в Требования. Новшества*(3) вступили в силу 9 октября 2011 года.
Прежде всего уточнен перечень документов, которые компания должна получить вместе с актом проверки. В него входят:
1) документы, подтверждающие факты нарушений, выявленных в ходе проверки (в т.ч. в виде выписок из документов, относящихся к тайным);
2) ведомости, таблицы и другие материалы, в которых содержатся все однородные нарушения с указанием:
- периода, к которому они относятся;
- наименования, даты и номера документа, по которому совершена соответствующая операция;
- сущности операции;
- количественного (суммового) выражения последствий нарушения.
При этом каждую ведомость, таблицу и т.д. должен подписать сотрудник налоговой инспекции, который непосредственно проводил проверку или руководил проверяющей группой.
Что касается документов для служебного пользования, то они должны храниться в инспекции, поэтому их компания на руки получить не сможет. К ним относятся*(4):
- решение о проведении выездной налоговой проверки;
- решения об изменении, приостановлении, возобновлении, продлении выездной проверки;
- требование о представлении документов;
- разделы актов проверок филиалов (представительств);
- постановления о назначении экспертизы и заключения экспертов;
- протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) помещений компании, акты инвентаризации и т.д.
Оба экземпляра акта проверки должны быть идентичными и содержать все указанные в них приложения.
Приложить - не значит выдать
Напомним, что еще задолго до внесения изменений в статью 100 Налогового кодекса вопрос о представлении приложений к акту проверки традиционно решался в судах. Причем в большинстве случаев не в пользу компаний*(5).
Обычно судьи приходили к такому выводу: поскольку Налоговый кодекс не содержит норм, обязывающих налоговиков предоставлять компаниям материалы проверки, то по ее итогам достаточно вручить организации "голый" акт.
Между тем такое положение дел существенно затрудняло процесс обжалования результатов проверок. Ведь зачастую понять, откуда в акте проверки взялись те или иные цифры, без дополнительных документов невозможно, а значит, подготовить аргументированные возражения по такому акту очень сложно.
Казалось бы, решить эту проблему должны были поправки*(6), которые в 2010 году внесли в статью 100 Налогового кодекса: документы, подтверждающие факты выявленных нарушений, налоговый орган должен прилагать к акту проверки.
ФНС России даже выпустила письмо, в котором сообщила, что эти правила распространяются на все акты, которые были направлены компаниям после 2 сентября 2010 года, а также уточнила, какие именно документы прикладываются в виде выписок в связи с их секретностью*(7).
Но окончательно решить проблему это не помогло.
Во-первых, из буквального прочтения обновленной редакции статьи 100 Налогового кодекса становилось ясно, что она обязывает налоговиков только прилагать необходимые документы к акту, но не направлять их в адрес компании.
Во-вторых, параллельно продолжали действовать требования к составлению акта налоговой проверки, из которых следовало, что все подтверждающие документы, которые служат приложением к акту, являются документами для служебного пользования и поэтому остаются на хранении в налоговой инспекции*(8).
Из-за этого проверяющие стали отказывать компаниям в представлении документов, подтверждающих нарушения, в результате чего организации фактически лишались права подготовить обоснованные возражения по акту проверки*(9).
ВАС РФ: акт должен содержать приложения
Прояснил ситуацию ВАС РФ*(10), который в январе 2011 года признал недействующими положения Требований, запрещающие выдачу компаниям каких-либо документов по проверке, кроме акта, на том основании, что они предназначены для служебного пользования.
Судьи указали, что инспекция должна без дополнительного обращения фирмы выдать ей вместе с актом проверки документы, подтверждающие факт нарушений, а также выписки из них, если сами документы относятся к тайным.
Причем суд особо подчеркнул: право компаний на дополнительные документы касается лишь тех случаев, когда проверка назначена после 2 сентября 2010 года. Что касается более ранних проверок, то на них такой "бонус" не распространяется*(11).
Теперь после того, как и ФНС России подкорректировала Требования, проблем с получением необходимых документов от проверяющих, скорее всего, не возникнет.
М. Кузьмина,
эксперт по финансовому законодательству
Экспертиза статьи:
М. Золотых,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт
"Актуальная бухгалтерия", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 3.1 ст. 100 НК РФ
*(2) утв. приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Требования)
*(3) приказ ФНС России от 21.07.2011 N ММВ-7-2/457@
*(4) п. 1.14 Требований
*(5) пост. ФАС МО от 19.04.2010 N КА-А40/2116-10, ФАС УО от 28.06.2010 N Ф09-4713/10-C3; определение ВАС РФ от 14.04.2010 N BAC-3976/10
*(6) Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ
*(7) п. 4 письма ФНС России от 03.09.2010 N АС-37-2/10613@
*(8) п. 1.15 Требований (в ред. до 09.10.2011)
*(9) пост. Двенадцатого AAC от 17.08.2011 N 12АП-5557/11
*(10) решение ВАС РФ от 24.01.2011 N ВАС-16558/10
*(11) пост. ФАС BCO от 22.09.2011 N Ф02-3014/11, Семнадцатого AAC от 28.09.2011 N 17АП-8551/11
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.