Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 30 мая 2011 г. N 33-16437
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Горновой М.В.
и судей Гороховой Н.А., Федерякиной Е.Ю.,
при секретаре Семичастновой Е.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Горновой М.В. дело по кассационной жалобе Макурова Л.С. на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 22 февраля 2011 г., которым постановлено:
исковые требования государственного учреждения Пансионата для ветеранов труда N 6 Департамента социальной защиты населения города Москвы к Макурову Льву Сергеевичу об обязании заключить договор о стационарном социальном обслуживании удовлетворить. Обязать Макурова Льва Сергеевича заключить с государственным учреждением Пансионатом для ветеранов труда N 6 Департамента социальной защиты населения города Москвы договор о стационарном социальном обслуживании с платой за стационарное социальное обслуживание, не превышающей 75 процентов, установленной ответчику пенсии по форме, разработанной ГУ ПВТ N 6 на основании предусмотренной формы Министерства труда и социального развития РФ, установила:
Пансионат для ветеранов труда N 6 Департамента социальной защиты населения города Москвы обратился в суд с иском к Макурову Л.С. об обязании ответчика заключить с истцом договор о стационарном социальном обслуживании, ссылаясь на то, что ответчик проживает в Пансионате для ветеранов труда N 6 с 06.06.1996 по настоящее время, с 1997 года проживает постоянно на основании путевки. В соответствии постановлением Минтруда РФ от 17.05.2002 г. N 35 "О порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", стороны должны заключить договор о социальном обслуживании, однако ответчик от подписания договора уклоняется. Учитывая, что стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов государственными и муниципальными стационарными учреждениями социального обслуживания осуществляется за плату, которая взимается на основании договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, истец просит обязать ответчика заключить договор о стационарном социальном обслуживании с платой за стационарное социальное обслуживание, не превышающей 75 процентов, установленной ответчику пенсии по форме, разработанной ГУ ПВТ N 6 на основании предусмотренной формы Министерства труда и социального развития РФ.
Представитель истца в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Ответчик в судебное заседание явился, возражал против заявленных требований, указал, что социальное обслуживание должно предоставляться лицам, проживающим в Пансионате труда, бесплатно, в связи с чем просил в иске отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе ответчик.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав ответчика, представителей истца Подъякольскую А.Л., Муджикову М.С., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Основания и порядок предоставления услуг социального обслуживания предусмотрен статьей 6 Закона города Москвы от 09 июля 2008 года "О социальном обслуживании населения города Москвы", согласно которой социальное обслуживание в государственных учреждениях социального обслуживания осуществляется по желанию граждан постоянно или временно (от одного до шести месяцев) на основании: 1) личного заявления гражданина или его опекуна, попечителя, другого законного представителя, заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения; 2) выявления работником социальной службы в порядке, установленном Правительством Москвы, нуждаемости в социальном обслуживании гражданина либо семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации либо в социально опасном положении, - с их согласия.
Оказание услуг социального обслуживания (за исключением предоставляемых отделением срочного социального обслуживания) оформляется договором, заключаемым между клиентом (его законным представителем) и государственным учреждением социального обслуживания.
Форма примерного договора оказания услуг социального обслуживания утверждается Правительством Москвы.
Частью 2 статьи 8 Закона установлено, что бесплатное социальное обслуживание в государственных учреждениях социального обслуживания предоставляется гражданам, неспособным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход; гражданам, находящимся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации; в связи со стихийными бедствиями, катастрофами, иными чрезвычайными ситуациями; пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; находящимся в трудной жизненной ситуации несовершеннолетним, а также взрослым недееспособным или ограниченно дееспособным гражданам; инвалидам с детства, находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания на условиях пятидневного пребывания; иным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
В соответствии со ст. 9 Закона порядок и условия оплаты услуг социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания определяются Правительством Москвы.
Постановлением Правительства Москвы "О мерах по реализации Закона города Москвы от 09 июля 2008 г. N 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы" от 24 марта 2009 года N 215-ПП утвержден Порядок оплаты социального обслуживания граждан, проживающих в учреждениях стационарного социального обслуживания города Москвы.
В соответствии с п. 3.1 Порядка социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях стационарного социального обслуживания Департамента социальной защиты населения города Москвы осуществляется на условиях полной или частичной оплаты, кроме случаев, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации или города Москвы предусмотрено бесплатное стационарное обслуживание. Прием на стационарное социальное обслуживание производится на основании договора о стационарном социальном обслуживании, заключаемого между гражданином (или его законным представителем) и директором учреждения стационарного социального обслуживания (приложение к настоящему Положению).
Пунктом 3.2 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что размер частичной оплаты стационарного социального обслуживания граждан - жителей города Москвы не может превышать 75% установленной гражданину пенсии, за исключением инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для которых размер оплаты стационарного социального обслуживания не может превышать 50% установленной им пенсии.
Гражданами, передавшими городу Москве жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, в том числе передавшими права по сдаче жилых помещений в наем городу Москве, а также инвалидами с детства, находящимися в учреждениях стационарного социального обслуживания на условиях пятидневного пребывания, оплата за стационарное социальное обслуживание не производится.
По делу установлено, что ответчик с 05.06.1996 г. проживает временно, а с 10.11.1997 г.- постоянно в государственном учреждении Пансионате для ветеранов труда N 6 Департамента социальной защиты населения города Москвы. Ответчик участником ВОВ или инвалидом ВОВ не является.
Истец в силу ст. 32 Закона является государственным стационарным учреждением социального обслуживания.
Ответчику было предложено заключить соответствующий договор (л.д. 39-40), однако от подписания договора ответчик уклонился, что им в судебном заседании не отрицалось.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд правильно исходил из того, что обязанность заключить договор о стационарном социальном обслуживании с лицом, проживающим в государственном стационарном учреждении социального обслуживания предусмотрена законом, ответчик уклоняется от его заключения, а потому в силу ст. 421 ГК РФ истец вправе требовать в судебном порядке заключения договора с ответчиком.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод кассационной жалобы о том, что нормативные акты г. Москвы противоречат Конституции РФ и ФЗ РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" является неправильным, поскольку в силу ст. 24 указанного ФЗ РФ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Москва, как субъект РФ, в соответствии с предоставленным ей правом издала соответствующие нормативные акты. При этом, сам ФЗ РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" не признан неконституционным.
Остальные доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 22 февраля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Макурова Л.С.- без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.