Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 2011 г. N ВАС-8269/11
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 16.08.2011 г.
Полный текст решения изготовлен 18.08.2011 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Бондаренко С.П.,
судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В.
при ведении протокола судебного заседания ведущим консультантом Халилуллиным Р.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Чернявской Ольги Анатольевны об оспаривании абзаца десятого пункта 2 в части слов "предусматривающей достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывающей стоимость альтернативных видов топлива" и подпункта "б" пункта 14 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1205).
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - Дудкин С.А. по доверенности от 07.08.2010, паспорт серия 9203 N 601365 выдан УВД г. Альметьевск Республики Татарстан 31.07.2002
от Правительства Российской Федерации - Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) - Мецаев Б.К. по доверенности от 18.08.2010 N 10/13 служебное удостоверение от 26.03.2007 N 138; Гладков А.А. по доверенности от 15.08.2011 N СН-6517/9 паспорт серия 4603 N 515980 выдан ОВД г. Жуковский МО 22.10.2002; Степаненко И.Г. по доверенности от 13.11.2010 N 9/13 служебное удостоверение от 26.03.2007 N 042; и Минэнерго России - Семейкин А.Ю. по доверенности от 27.09.2010 N СШ-8303/07 служебное удостоверение N 00425/03 (поручение Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 N ИС-П9-4575)
Суд установил:
Чернявская Ольга Анатольевна обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца десятого пункта 2 в части слов "предусматривающей достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывающей стоимость альтернативных видов топлива" и подпункта "б" пункта 14 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1205, далее - Основные положения).
В обоснование заявленных требований Чернявская О.А. ссылается на следующие обстоятельства.
Заявитель указывает, что является собственником жилого помещения в многоквартирном доме и потребителем коммунальных услуг, в том числе электроснабжения, газоснабжения, отопления. Оплату указанных коммунальных услуг производит по тарифам, утвержденным уполномоченными на то государственными органами.
Утвержденные государственными органами тарифы на электрическую и тепловую энергию, газ ежегодно увеличиваются. Они определяются методом индексации в порядке, предусмотренном законодательством о тарифах.
Заявитель полагает, что принцип государственного регулирования цен на газ, предусматривающий достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки, а также учет прогнозируемой прибыли от поставок газа на экспорт при расчете регулируемых оптовых цен (тарифов) на газ влекут за собой экономически необоснованное завышение оптовых цен на газ для промышленных потребителей на внутреннем рынке, следствием которого является рост розничных цен на газ для населения, рост регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию, что нарушает ее права на оплату газа, электрической энергии и тепловой энергии по экономически обоснованным ценам (тарифам).
Указывает также на то, что рост тарифов на коммунальные услуги электроснабжения и теплоснабжения (при неизменном потреблении) опережает рост ее личных доходов, принцип достижения равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки, влекущий за собой рост тарифов на потребляемые ею услуги электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения, нарушает ее экономические интересы, поскольку снижает ее покупательскую способность и, соответственно, ухудшает ее социальное положение.
Считает, что оспариваемые пункты Основных положений приняты исключительно в интересах поставщиков газа, крайне невыгодны потребителям, противоречат положениям абзаца 3 статьи 16 и предложения второго абзаца 2 статьи 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Ответчик против доводов, указанных в заявлении возражает и полагает, что оспариваемый в части нормативный акт принят в соответствии с законодательством Российской Федерации, считает требования заявителя незаконными и необоснованными.
В судебном заседании стороны поддержали позиции, изложенные соответственно в заявлении и в отзыве на него.
Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло постановление от 29 декабря 2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1205). Данным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, в пункте 1 раздела 1 "Общие положения" которого указано, что настоящие Основные положения определяют принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.
Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1205 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ" предусматривает регулирование цен на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, на основе формулы цены на газ всем потребителям, кроме населения. В этой связи норма, предусмотренная абзацем десятым пункта 2 Основных положений, определяющая "регулируемую оптовую цену" предусматривает как регулирование оптовой цены в установленном порядке, так и определение на основе утвержденной органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) формулы цены на газ, предусматривающей достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывающей стоимость альтернативных видов топлива (кроме населения).
Из изложенного следует, что положения действующего законодательства, предусматривающие регулирование оптовых цен на газ, исходя из принципа равной доходности поставок газа на внутренний и внешний рынки, не распространяются на регулирование оптовых цен на газ для населения, не влияют на определение розничных цен на газ для населения и, соответственно, не нарушают экономических интересов граждан.
Регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", а также Методическими указаниями по расчету регулированных тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, на основании вышеуказанных документов.
Правительство Российской Федерации при формировании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период, принимая решение о повышения уровня оптовой цены на природный газ, ориентируется на общую экономическую ситуацию в стране, а также в газовой отрасли. При этом баланс интересов потребителей и поставщиков газа достигается, в том числе, пересмотром уровня ставок налога на добычу полезных ископаемых.
Кроме того, "обеспечение равной доходности поставок газа на внутренний и внешний рынки" и принцип обеспечения равной доходности поставок газа на внутренний рынок и на экспорт определены соответственно Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р и Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 названного Кодекса. В нем, в частности, должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.
Оспариваемый Чернявской О.А. в части нормативный правовой акт принят Правительством России в пределах предоставленных ему полномочий и во исполнение иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Заявителем не доказано, в чем выразилось несоответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, в соответствии с которыми он был издан, а также не представлено доказательств нарушения его законных прав и интересов оспариваемым нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим положениям иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и недействующим в части.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167, 170, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Чернявской Ольги Анатольевны о признании недействующим частично абзаца десятого пункта 2 в части слов "предусматривающей достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывающей стоимость альтернативных видов топлива" и подпункта "б" пункта 14 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1205) отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно.
На указанное решение может быть подано заявление о пересмотре его в порядке надзора в сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.П. Бондаренко |
Судья |
И.М. Марамышкина |
Судья |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, касающиеся формирования оптовых цен на газ.
Исходя из них, при формировании таких цен во внимание принимается, помимо прочего, прогнозируемая прибыль от поставок газа на экспорт.
При закреплении соответствующей формулы цены на газ предусматривается достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывается стоимость альтернативных видов топлива.
По мнению заявителя (собственника жилья), применение подобного механизма влечет за собой экономически необоснованное завышение оптовых цен на газ для промышленных потребителей на внутреннем рынке.
В итоге необоснованно растут розничные цены на газ и для населения.
ВАС РФ отклонил эти доводы и указал следующее.
Положения предусматривают регулирование оптовых цен на газ, исходя из принципа равной доходности поставок газа на внутренний и внешний рынки.
Такие нормы не распространяются на регулирование оптовых цен на газ для населения и не влияют на определение розничной стоимости для этой категории потребителей.
Соответственно, экономические интересы граждан не нарушаются.
Правительство РФ формирует прогноз социально-экономического развития нашего государства на соответствующий период.
При этом в случае принятия решения о повышения уровня оптовой цены на природный газ принимается во внимание общая экономическая ситуация в стране, а также в газовой отрасли.
При этом баланс интересов потребителей и поставщиков газа достигается, в числе прочего, пересмотром уровня ставок НДПИ.
Таким образом, нет доказательств того, что данные положения противоречат законодательству и нарушают права заявителя. Соответственно, не имеется оснований для признания их недействующими.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 2011 г. N ВАС-8269/11
Текст решения официально опубликован не был