Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указанием оперативного характера ЦБР от 16 января 2003 г. N 6-Т в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к Указанию ЦБР
от 28 ноября 2001 г. N 137-Т
Рекомендации
по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
16 января 2003 г.
О вопросах по применению настоящих Рекомендаций см. Информационное письмо ЦБР от 29 ноября 2002 г. N 2, письмо ЦБР от 31 мая 2005 г. N 04-31-3/2325
См. также Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы) в редакции от 2002 г., направленные Указанием оперативного характера ЦБР от 8 апреля 2003 г. N 53-Т
Основным принципом разработки правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является обеспечение участия всех сотрудников кредитной организации независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции в выявлении в деятельности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, находящихся на обслуживании в кредитной организации (далее - клиенты), операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах см. Положение ЦБР от 16 декабря 2003 г. N 242-П
1. Общие положения
1.1. Ответственным за организацию в кредитной организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является единоличный исполнительный орган кредитной организации (далее - руководитель кредитной организации).
1.2. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
1.3. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разрабатываются с учетом следующих общих положений:
1.3.1. необходимости сохранения конфиденциальности сведений о внутренних документах кредитной организации,
1.3.2. необходимости сохранения конфиденциальности сведений о счетах и вкладах клиентов кредитной организации, о клиентах и их операциях, а также иных сведений, определяемых кредитной организацией;
1.3.3. исключения вовлечения и соучастия сотрудников кредитной организации в осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
1.4. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включают порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности кредитной организации.
О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях см. Указание ЦБР от 9 августа 2004 г. N 1485-У
Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включают также другие программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, определенные настоящими Рекомендациями.
2. Программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
2.1. Программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разрабатываются кредитной организацией с учетом настоящих Рекомендаций, а также особенностей ее организации, основных направлений ее деятельности, клиентской базы и уровня ее рисков, связанных с клиентами и их операциями, и включают в себя:
2.1.1. программу идентификации и изучения кредитной организацией своих клиентов;
2.1.2. программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
2.1.3. программу проверки информации о клиенте или операции клиента для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
2.1.4. программу документального фиксирования информации, указанной в статье 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
2.1.5. программу хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
2.1.6. программы обучения сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
2.1.7. программу, определяющую порядок организации в кредитной организации работы по отказу от заключения договоров банковского счета (вклада) с физическими и юридическими лицами и отказу в выполнении распоряжения клиента об осуществлении операции;
2.1.8. программу, определяющую порядок организации в кредитной организации работы по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом;
2.1.9. иные программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2.2. Кредитная организация разрабатывает программу идентификации и изучения своих клиентов.
Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма см. Положение ЦБР от 19 августа 2004 г. N 262-П
При разработке кредитной организацией программы идентификации и изучения кредитной организацией своих клиентов рекомендуется использовать анкетирование клиента - составление документа, указанного в Приложении 1 к настоящим Рекомендациям, содержащего сведения о клиенте, его деятельности, операциях, которые клиент осуществляет через кредитную организацию, и иные сведения.
2.2.1. Кредитная организация идентифицирует и изучает своего клиента при совершении банковских операций и других сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.2.2. Кредитная организация получает от клиента информацию и документы, которые позволяют идентифицировать и изучить клиента.
Все документы, позволяющие идентифицировать и изучить клиента, должны быть действительными на дату их предъявления.
2.2.3. В целях идентификации и изучения клиента - физического лица кредитная организация в первую очередь выясняет на основании документа, удостоверяющего личность, следующие персональные данные:
фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
дата и место рождения;
место жительства (регистрации);
место пребывания;
сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия и номер, орган, выдавший документ, дата выдачи документа) - и на основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе - идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
2.2.4. В целях идентификации и изучения клиента - юридического лица кредитная организация в первую очередь выясняет на основании учредительных документов, документов о государственной регистрации и иных документов следующие данные:
наименование;
регистрационный номер;
место регистрации;
место нахождения;
почтовый адрес;
идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
коды форм федерального государственного статистического наблюдения.
При изучении документов, в частности, учредительных документов юридического лица и документов, подтверждающих его государственную регистрацию, кредитная организация в целях более тщательного изучения своего клиента обращает особое внимание на:
оформление учредительных документов (включая все зарегистрированные изменения и дополнения) клиента и документов, подтверждающих государственную регистрацию клиента в качестве юридического лица;
состав учредителей (участников) юридического лица, определив лиц, имеющих возможность влиять на принятие решений органами юридического лица;
структуру органов управления юридического лица и их полномочия;
величину зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или величину уставного фонда, имущества.
2.2.5. Если кредитная организация установила, что от имени клиента действует его представитель, кредитная организация идентифицирует представителя, проверяет его полномочия, а также идентифицирует и изучает представляемого клиента.
2.2.6. В случае если клиент открывает банковский счет (вносит вклад) на имя третьего лица, кредитная организация получает от клиента информацию и документы, позволяющие идентифицировать и изучить указанное третье лицо.
2.2.7. При установлении корреспондентских отношений кредитная организация выясняет, в том числе, путем направления запроса корреспонденту, осуществляются ли корреспондентом кредитной организации меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе, идентификация и изучение корреспондентом его клиентов.
Кредитной организации не рекомендуется устанавливать корреспондентские отношения, если ее корреспондентом не осуществляются меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2.2.8. В целях концентрации усилий по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать и изучить клиента, кредитной организации рекомендуется оценить риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Кредитной организации рекомендуется разработать критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. При этом в основу могут быть положены критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, установленные в Приложении 2 к настоящим Рекомендациям.
2.2.9. Кредитная организация обновляет сведения, полученные в результате идентификации и изучения клиента, периодически, но не реже одного раза в год в случаях, когда кредитная организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, как высокий, и не реже одного раза в три года в иных случаях.
2.2.10. Если кредитная организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, как высокий, то кредитная организация уделяет повышенное внимание операциям, проводимым по счетам клиента.
2.2.11. Если кредитная организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, как высокий, то кредитной организации рекомендуется в целях проверки информации о клиенте направить своего сотрудника, непосредственно отвечающего за работу с данным клиентом, на место осуществления деятельности клиента.
2.3. Кредитная организация разрабатывает программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Для целей выявления иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, кредитная организация разрабатывает критерии выявления и признаки необычных сделок. При этом в основу могут быть положены критерии выявления и признаки необычных сделок, установленные в Приложении 3 к настоящим Рекомендациям.
2.4. Кредитная организация разрабатывает программу проверки информации о клиенте или операции клиента для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
В этих целях кредитной организации рекомендуется установить следующую процедуру.
2.4.1. При возникновении сомнений при квалификации операции клиента как операции, подлежащей обязательному контролю, указанной в абзаце втором подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", или при выявлении необычных сделок сотрудник кредитной организации, выявивший указанную операцию или сделку, составляет Сообщение - документ, содержащий сведения об операции (сделке). Кредитной организации рекомендуется разработать форму Сообщения, включающую реквизиты, указанные в Приложении 4 к настоящим Рекомендациям.
Сообщение передается специальному должностному лицу, назначаемому в порядке, указанном в пункте 3 настоящих Рекомендаций (далее - ответственный сотрудник).
2.4.2. При необходимости квалификации операции клиента как операции, подлежащей обязательному контролю, ответственный сотрудник принимает окончательное решение о признании операции клиента операцией, подлежащей обязательному контролю, и представлении сведений о ней в уполномоченный орган.
2.4.3. При выявлении необычных сделок ответственный сотрудник принимает решение о дальнейших действиях кредитной организации в отношении клиента и его сделки.
2.4.4. При выявлении в деятельности клиента необычной сделки кредитная организация может предпринять следующие действия:
обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснении, в том числе, дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной сделки;
обеспечить повышенное внимание в соответствии с настоящими Рекомендациями ко всем операциям (сделкам) клиента, проводимым через кредитную организацию;
предпринять иные действия, которые кредитная организация сочтет целесообразными в целях и при условии соблюдения законодательства Российской Федерации.
2.4.5. О любом решении ответственного сотрудника по операции (сделке) делается соответствующая запись (отметка) на Сообщении.
2.5. Кредитная организация разрабатывает программу документального фиксирования информации, указанной в статье 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2.5.1. Кредитная организация фиксирует информацию об операциях (сделках) клиента таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести детали операции (сделки) (в том числе сумму операции (сделки), валюту платежа, данные о контрагенте).
2.5.2. Кредитная организация фиксирует информацию и собирает документы для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, таким образом, чтобы они могли быть использованы в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.
2.6. Кредитная организация разрабатывает программу хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2.6.1. Кредитная организация хранит следующие документы:
2.6.1.1. копии документов, содержащих сведения о клиенте, или их реквизиты - в течение не менее пяти лет после прекращения обязательств между кредитной организацией и клиентом;
2.6.1.2. оригиналы или копии, которые могут быть использованы в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе, документов по операциям (сделкам), а также Сообщения - в течение не менее пяти лет после совершения соответствующих операций (сделок);
2.6.1.3. иные документы, в том числе деловую переписку - в течение не менее пяти лет после прекращения обязательств между кредитной организацией и клиентом.
2.6.2. Учет и хранение Сообщений осуществляет ответственный сотрудник.
2.7. Кредитная организация разрабатывает программы обучения сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2.7.1. Кредитная организация организует обучение своих сотрудников, исходя из их должностных обязанностей, по следующим направлениям:
2.7.1.1. ознакомление сотрудников с нормативными и иными актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
2.7.1.2. ознакомление сотрудников с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
2.7.1.3. практические занятия по реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе программ его осуществления.
2.7.2. Программы обучения строятся исходя из того, что основным условием успешного осуществления кредитной организацией деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является непосредственное участие каждого сотрудника в рамках его компетенции в данном процессе.
2.7.3. Обучение сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, проводится регулярно, не реже одного раза в год.
2.8. Кредитная организация разрабатывает программу, определяющую порядок организации работы по отказу от заключения договоров банковского счета (вклада) с физическими и юридическими лицами и отказу в выполнении распоряжения клиента об осуществлении операции.
2.8.1. Кредитная организация вправе в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в следующих случаях:
непредставления соответствующим лицом необходимых документов, подтверждающих сведения, указанные в статье 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
представления им недостоверных документов;
если в отношении данного лица имеются сведения об участии в террористической деятельности, полученные в порядке, установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2.8.2 Кредитная организация вправе в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица), по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2.9. Кредитная организация разрабатывает программу, определяющую порядок организации работы по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом.
2.9.1. В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" кредитная организация приостанавливает операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступающих на счет физического или юридического лица), если хотя бы одной из сторон операции является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.
Приостановлению подлежат операции указанных лиц вне зависимости от суммы операции.
3. Организация в кредитной организации работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
3.1. В правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, рекомендуется включить следующие положения об организации в кредитной организации работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
3.2. Руководитель кредитной организации назначает ответственного сотрудника - специальное должностное лицо, ответственное за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и программ его осуществления, а также иных внутренних организационных мер в указанных целях.
Ответственный сотрудник независим в своей деятельности от других структурных подразделений кредитной организации и подотчетен только руководителю кредитной организации.
3.3. В кредитной организации с учетом особенностей ее организации, основных направлений ее деятельности, клиентской базы и уровня ее рисков, связанных с клиентами и их операциями, может быть сформировано или определено структурное подразделение по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, под руководством ответственного сотрудника.
Указанное подразделение действует на основании положения о данном структурном подразделении, утверждаемого в соответствии с внутренними документами кредитной организации.
3.4. В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ответственный сотрудник выполняет следующие функции:
3.4.1. Организует разработку и представляет на утверждение руководителю кредитной организации правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и программы его осуществления.
3.4.2. Организует реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе программ его осуществления. В этих целях:
3.4.2.1. Консультирует сотрудников кредитной организации по вопросам, возникающим при реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе при идентификации и изучении клиентов кредитной организации и оценке риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
3.4.2.2. Принимает решения по переданным ему Сообщениям;
3.4.2.3. Организует работу по обучению сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
3.4.3. Организует представление в уполномоченный орган по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, (далее - уполномоченный орган) сведений в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и нормативными актами Банка России.
3.4.4. Оказывает содействие уполномоченным представителям Банка России при проведении ими инспекционных проверок деятельности кредитной организации по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящими Рекомендациями и внутренними документами кредитной организации.
См. Методические рекомендации по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства РФ и нормативных актов ЦБР в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направленные письмом ЦБР от 6 апреля 2005 г. N 56-Т
3.4.5. Не реже одного раза в год представляет письменный отчет о результатах реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе программ его осуществления, руководителю кредитной организации. Порядок, текущей отчетности ответственного сотрудника определяется внутренними документами кредитной организации.
3.4.6. Выполняет иные функции в соответствии с настоящими Рекомендациями и внутренними документами кредитной организации.
3.5. При осуществлении своих функций ответственный сотрудник вправе:
3.5.1. Получать от руководителей и сотрудников подразделений кредитной организации необходимые документы, в том числе: приказы и другие распорядительные документы, изданные руководством кредитной организации и ее подразделений; бухгалтерские и денежно-расчетные документы.
3.5.2. Снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах.
3.5.3. Входить в помещения подразделений кредитной организации, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на машинных носителях.
3.5.4. Выдавать временные в пределах сроков, установленных законодательством Российской Федерации для проведения операции (сделки), (до решения руководителя кредитной организации) предписания о приостановлении проведения операции в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или операции.
3.5.5. Осуществлять иные права в соответствии с настоящими Рекомендациями и внутренними документами кредитной организации.
3.6. При осуществлении своих функций ответственный сотрудник обязан:
3.6.1. Обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений кредитной организации документов.
3.6.2. Соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении ответственным сотрудником его функций.
3.6.3. Выполнять иные обязанности в соответствии с настоящими Рекомендациями и внутренними документами кредитной организации.
3.7. Осуществление функций, установленных настоящими Рекомендациями и внутренними документами кредитной организации, относится к исключительной компетенции ответственного сотрудника.
Сотрудники структурного подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, могут осуществлять функции, указанные в подпунктах 3.4.2.1, 3.4.2.3 и 3.4.4 настоящих Рекомендаций, имеют права, указанные в подпунктах 3.5.1-3.5.3 настоящих Рекомендаций, и выполняют обязанности, указанные в подпункте 3.6 настоящих Рекомендаций.
3.8. Ответственный сотрудник может совмещать деятельность, отнесенную к его исключительной компетенции в соответствии с подпунктом 3.7 настоящих Рекомендаций, с осуществлением иных функций, кроме функций, осуществляемых службой внутреннего контроля, создаваемой в порядке, установленном Банком России, и при условии, что он не имеет права подписывать от имени кредитной организации платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, связанные с возникновением прав и обязанностей кредитной организации, их осуществлением и исполнением, а также визировать такие документы (кроме документов по вопросам, относящимся к исключительной компетенции ответственного сотрудника в соответствии с настоящими Рекомендациями и внутренними документами кредитной организации).
3.9. Кредитная организация определяет квалификационные требования к ответственному сотруднику и сотрудникам подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, (при его наличии) с учетом требований, определенных в Приложении 5 к настоящим Рекомендациям.
3.10. Сотрудники подразделений кредитной организация оказывают ответственному сотруднику (сотрудникам возглавляемого им структурного подразделения) содействие в осуществлении им функций в соответствии с настоящими Рекомендациями и внутренними документами кредитной организации.
3.11. Руководителем кредитной организации устанавливается порядок взаимодействия сотрудников кредитной организации с ответственным сотрудником по представлению последнего.
3.12. В случае возникновении у сотрудников кредитной организации вопросов при реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, они обращаются за консультацией к ответственному сотруднику.
3.13. В целях мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля в кредитных организациях служба внутреннего контроля кредитной организации, созданная в порядке, установленном Банком России, (далее - служба внутреннего контроля) выполняет следующие функции:
3.13.1. Осуществляет контроль за соответствием деятельности кредитной организации, а также ее сотрудников Федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
3.13.2. Осуществляет контроль за соблюдением сотрудниками кредитной организации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
3.14. Служба внутреннего контроля выполняет указанные в настоящих Рекомендациях функции в порядке, установленном Банком России.
3.15. Сотрудники кредитной организации, в том числе ответственный сотрудник, которым стали известны факты нарушений нормативных актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, допущенных сотрудниками кредитной организации при проведении операций (сделок), незамедлительно в письменном виде доводят эти факты до сведения своего непосредственного руководителя и службы внутреннего контроля.
4. Представление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
4.1. В правила внутреннего контроля в целях противодействия легализация (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, рекомендуется включить следующие положения о представлении кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
4.2. При выявлении в деятельности клиента операции, подлежащей обязательному контролю, кредитная организация представляет не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения, установленные в пункте 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в уполномоченный орган.
4.3. При выявлении в деятельности клиента необычной сделки, в отношении которой у кредитной организации есть подозрение, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитная организация представляет сведения. установленные в пункте 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в уполномоченный орган на основании решения руководителя кредитной организации по представлению ответственного сотрудника.
4.4. В случае приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 10 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", кредитная организация представляет не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, информацию о ней в уполномоченный орган.
5. Заключительные положения
5.1. Кредитным организациям рекомендуется идентифицировать и изучить в соответствии с настоящими Рекомендациями своих клиентов, находящихся на банковском обслуживании на день утверждения настоящих Рекомендаций, в течение трех месяцев со дня утверждения настоящих Рекомендаций.
<< Назад |
Приложение 1. >> Анкеты клиентов |
|
Содержание Указание оперативного характера ЦБР от 28 ноября 2001 г. N 137-Т "О рекомендациях по разработке кредитными организациями... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.