Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 12 марта 2010 г. N ВАС-18162/09
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Завьяловой Т.В., судей Бациева В.В. и Поповченко А.А.
рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Муромский стрелочный завод" (602262 Владимирская обл., г. Муром, ул. Стахановская, д. 22а) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Владимирской области от 18.05.2009 по делу N А11-1066/2009, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.11.2009 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Муромский стрелочный завод" к Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Владимирской области (600031 г. Владимир, Суздальский пр., 9) о признании частично недействительным решения от 30.12.2008 N 13.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Муромский стрелочный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Владимирской области (далее - инспекция) от 30.12.2008 N 13, в редакции решения Управления ФНС России по Владимирской области (далее - управление) от 23.04.2009 N 04-07-04/4305, принятых по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки общества по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 и налога на добавленную стоимость за период с 01.04.2006 по 31.12.2007, в части доначисления 1 524 723 рублей налога на прибыль, 1 144 539 рублей налога на добавленную стоимость, начисления пеней за неуплату указанных налогов, и взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (с учетом уточнения предмета заявленного требования, л.д. 112, т. 5).
Решением суда первой инстанции от 18.05.2009 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано в полном объеме.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 решение суда первой инстанции частично отменено. Оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части доначисления 1 524 723 рублей налога на прибыль, начисления 66 193 рублей пеней и взыскания 151 406 рублей штрафных санкций. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 18.11.2009 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм материального права, просит отменить оспариваемые судебные акты в части отказа в признании недействительным решения инспекции о доначислении 1 144 539 рублей налога на добавленную стоимость, начислении 95 715 рублей пеней и взыскания 22 912 рублей штрафа за неуплату указанного налога.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и изучив материалы дела, коллегия судей полагает, что имеются основания, установленные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в силу следующего.
Основанием доначисления оспариваемых сумм налога на добавленную стоимость, пеней и налоговых санкций послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом налоговых вычетов на основании счетов-фактур, выставленных в его адрес контрагентами - обществами с ограниченной ответственностью "ПромБизнесТрейд" и "Техноком", поскольку указанные документы содержат недостоверные сведения и подписаны неустановленными лицами.
Как следует из материалов дела, одним из основных видов деятельности общества является производство и реализация различных видов стрелочной продукции, запасных частей и товаров народного потребления (л.д. 50, т. 1).
В рамках осуществления указанной деятельности между обществом и указанными контрагентами были заключены 19.09.2005 и 14.11.2006 договоры на поставку товара, в рамках реализации которых в адрес общества в период 2006-2007 поставлялись электроды графитированные. Поставка производилась транспортными средствами продавцов, что подтверждается товарно-транспортными накладными, путевыми листами, доверенностями на передачу материальных ценностей, оформленными на лиц, осуществлявших транспортировку товара от имени ООО "ПромБизнесТрейд" и ООО "Техноком".
Всего за период с 05.04.2006 по 11.12.2006 обществом "ПромБизнесТрейд" был поставлен товар на общую сумму 3 367 759 рублей, в том числе 513 726 рублей 2 копейки НДС. Поставка обществу электродов графитированных была произведена ООО "Техноком" в период с 19.12.2006 по 26.12.2007 на общую сумму 4 128 797 рублей 60 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость - 629 816 рублей 61 копейка.
Оплата приобретенного товара производилась обществом путем перечисления денежных средств на расчетные счета указанных поставщиков. В последующем приобретенные электроды были оприходованы и использованы в производство, что подтверждается материалами дела, в том числе первичными документами и объяснениями работников общества.
Не оспаривая факт совершения обществом реальных хозяйственных операций, имевших характер длительных хозяйственных связей с данными контрагентами, инспекция, тем не менее, признала экономически неоправданными расходы по приобретению товара у указанных поставщиков и отказала в применении соответствующих вычетов по НДС со ссылкой на недостоверность первичных документов, подтверждающих эти операции.
Удовлетворяя требование общества в части исчисления налога на прибыль, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что инспекция не оспорила совершение обществом реальных хозяйственных операций, понесенные им расходы являются документально подтвержденными, имеют производственный характер и направлены на получение дохода от реально осуществляемой предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, при выборе контрагентов общество не проявило должной осмотрительности, счета-фактуры содержат недостоверные сведения, поскольку подписаны от имени руководителей поставщиков неуполномоченными лицами, что лишает завод права на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. При этом, по мнению судов, реальность поставки не является определяющим условием для получения обществом налоговой выгоды в виде соответствующих вычетов по налогу.
По мнению коллегии судей, при рассмотрении делами судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В статье 172 Кодекса (редакция, действовавшая в рассматриваемый период) определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов. Следовательно, при соблюдении указанных требований Кодекса налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.
Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, в частности, налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Предоставление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Кодексом, в целях получения налоговой выгоды, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. Обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, установленных статьей 169 Кодекса, возлагается на продавца. Соответственно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов, оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в указанных счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать об указании продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.
При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций, в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, указанных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
О необоснованности налоговой выгоды, в частности, могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.
Инспекцией в ходе проверки не было установлено ни одного из вышеуказанных обстоятельств, позволяющих усомниться в добросовестности налогоплательщика. Следовательно, вывод о недостоверности счетов-фактур, подписанных не лицами, указанными в учредительных документах контрагентов в качестве руководителей таких обществ, не может сам по себе, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания налоговой выгоды в качестве необоснованной.
В материалы дела приобщены выписки по расчетным счетам поставщиков - обществ с ограниченной ответственностью "ПромБизнесТрейд" и "Техноком" (л.д. 128-176, т. 4; л.д. 62-116, т. 2), из которых следует, что в рассматриваемые налоговые периоды указанные лица совершали операции как по приобретению электродов графитированных, так и их последующей реализации не только обществу, но и иным покупателям, с которыми хозяйственные операции также производились на постоянной основе. Кроме того, ими приобретался упаковочный материал, оплачивались услуги по автоперевозкам и налоги, в том числе налог на прибыль и налог на добавленную стоимость. При заключении договоров поставки общество, проявляя должную осмотрительностью, удостоверилось в правоспособности поставщиков и их надлежащей государственной регистрации в качестве юридических лиц, получив соответствующие выписки из ЕГРЮЛ.
Названным доказательствам, а также объяснениям иных лиц, подтвердивших реальность совершенных обществом хозяйственных операций, суды должной правовой оценки не дали, что повлекло неправомерный отказ в предоставлении налоговых вычетов в заявленном обществом размере и признание обоснованным доначисление налога на добавленную стоимость в сумме 1 144 539 рублей, соответствующих пеней и налоговых санкций.
С учетом изложенного коллегия судей усматривает основания, установленные пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для пересмотра принятых по делу судебных актов в порядке надзора.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А11-1066/2009 Арбитражного суда Владимирской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 18.05.2009, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.11.2009.
См. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 апреля 2010 г. N 18162/09
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора в срок до 12 апреля 2010 года.
Председательствующий судья |
Т.В. Завьялова |
Судья |
В.В. Бациев |
Судья |
А.А. Поповченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 12 марта 2010 г. N ВАС-18162/09
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А11-1066/2009
Заявитель: ОАО "Муромский стрелочный завод"
Ответчик: МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Владимирской области
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 18162/09
12.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18162/09
04.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18162/09
24.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18162/09
25.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18162/09
13.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18162/09
18.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А11-1066/2009
24.08.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2940/09