Учёт ранее используемых основных средств
Нередко организации сталкиваются с ситуацией, когда им необходимо принять на учёт объекты основных средств, используемые ранее бывшими их собственниками. Такие объекты могут быть приобретены организацией, их могут передать в уставный капитал. В каждом случае существуют свои нюансы учёта.
Приобретаемые объекты
Актив принимается организацией к бухгалтерскому учёту в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Активы, в отношении которых выполняются приведённые выше условия в пределах лимита, установленного в учётной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности в составе материально-производственных запасов (п. 4 и 5 Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт основных средств" (ПБУ 6/01), утв. приказом Минфина России от 30.03.01 N 26н).
Методическими указаниями по бухгалтерскому учёту основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.03 N 91н) уточнено, что аналогичное правило действует и в случае приобретения основных средств, бывших в эксплуатации. При этом фактическими затратами на приобретение основных средств являются:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;
- суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретён объект основных средств;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта (п. 8 ПБУ 6/01).
Примечание. По общему правилу объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учёту по их первоначальной стоимости. Ею же при приобретении объектов за плату признаётся сумма фактических затрат организации за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 8 ПБУ 6/01).
Таким образом, затраты на покупку объекта основных средств, бывшего в эксплуатации, отражаются по дебету счёта 08 "Вложения во внеоборотные активы", а затем списываются на счёт 01 "Основные средства" в момент принятия объекта к бухгалтерскому учёту.
Указанные выше условия не увязывают принятие актива к бухгалтерскому учёту в качестве основного средства с государственной регистрацией прав собственности на него. Поэтому организации, получающей объект недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, надлежит принять его к учёту в момент фактического получения, независимо от факта государственной регистрации прав собственности (п. 52 методических указаний, письмо Минфина России от 22.03.11 N 07-02-10/20).
Под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальная стоимость которого с начала текущего года превышает 40 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Стоимость объектов основных средств в обоих учётах учитывается в затратах путём начисления амортизации. В бухгалтерском учёте начисление амортизации осуществляется: линейным способом, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способом списания стоимости пропорционально объёму продукции (п. 18 ПБУ 6/01), в налоговом - линейным и нелинейным. В налоговом учёте метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества и отражается в учётной политике для целей налогообложения, за исключением зданий, сооружений, передаточных устройств, входящих в восьмую-десятую амортизационные группы, по которым в обязательном порядке используется линейный метод начисления амортизации (п. 1 и 3 ст. 259 НК РФ).
В бухгалтерском учёте срок полезного использования основных средств определяется организацией самостоятельно при принятии их к учёту (п. 20 ПБУ 6/01). И определяется он по всем объектам, в том числе и по основным средствам, ранее используемым, исходя:
- из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа;
- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (п. 59 методических указаний).
В налоговом учёте срок полезного использования устанавливается при вводе основного средства в эксплуатацию с учётом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 N 1). Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с их техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей (п. 1, 6 ст. 258 НК РФ).
Отметим, что при установлении срока полезного использования в бухгалтерском учёте организация может обратиться и к упомянутой классификации (п. 1 упомянутого постановления Правительства РФ N 1).
Организация, приобретающая ранее эксплуатируемое основное средство и использующая в налоговом учёте линейный метод начисления амортизации, вправе определить норму амортизации по этому объекту с учётом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) его эксплуатации предыдущими собственниками (п. 7 ст. 258 НК РФ).
Если налогоплательщик решает реализовать своё право на уменьшение срока полезного использования такого имущества, то он обязан получить у предыдущего собственника данные о применявшихся в его налоговом учёте сроке полезного использования и сроке фактической эксплуатации данного объекта основных средств (письмо Минфина России от 23.09.09 N 03-03-06/1/608).
При оприходовании объектов основных средств, как известно, используется одна из унифицированных форм - акт о приёме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) или акт о приёме-передаче здания (сооружения) (формы N ОС-1 и ОС-1а, утв. постановлением Госкомстата России от 21.01.03 N 7). Раздел 1 обеих форм заполняется на основании данных передающей стороны, имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации (письма Минфина России от 05.07.10 N 03-03-06/1/448, УФНС России по г. Москве от 15.06.10 N 16-15/062760, от 07.07.08 N 20-12/064109).
Если же срок эксплуатации основного средства предыдущим собственником не может быть подтверждён документально, то срок полезного использования по такому объекту устанавливается в общем порядке (письмо Минфина России от 16.07.09 N 03-03-06/2/141).
При приобретении автомобиля документом, подтверждающим период эксплуатации автомобиля у продавца, по мнению финансистов, может служить паспорт транспортного средства (письмо Минфина России от 03.08.05 N 03-03-04/1/142).
Норма амортизации по основному средству, бывшему в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации определяется из выражения:
K = (1 / (N - T)) х 100%,
где K - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества; N - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества в месяцах; T - количество месяцев эксплуатации данного объекта бывшим собственником.
Примечание. Для подтверждения правомерности установленного таким образом срока полезного использования организации необходимы документы налогового учёта передающей стороны или любые другие документы, подтверждающие срок использования этого имущества.
Пример 1
Организация в июле 2011 года приобрела бетоносмесительную установку стоимостью 223 020 руб., в том числе НДС 34 020 руб. За её доставку транспортной организации уплачено 13 216 руб., в том числе НДС 2016 руб. В этом же месяце объект введён в эксплуатацию. Учётной политикой организации в целях налогообложения установлены линейный метод начисления амортизации по всем объектам основных средств и возможность учёта времени использования объектов у прежних собственников при установлении срока полезного использования.
Бетоносмесительная установка классификацией основных средств включена в 4-ю амортизационную группу (свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Вариант 1. Организацией получены документы от продавца, подтверждающие установление срока полезного использования бетоносмесительной установки 61 мес. и срока эксплуатации объекта 26 мес.
Поскольку у организации имеются документы, подтверждающие эксплуатацию бетоносмесительной установки у прежнего её владельца 26 мес., то для определения величины ежемесячной амортизации в налоговом учёте используется значение срока полезного использования 35 мес. (61 - 26). Данное значение принимается в бухгалтерском учёте в качестве срока полезного использования.
Исходя из этого норма амортизации в налоговом учёте составляет 2,857% (1 / 35 х 100%).
В бухгалтерском учёте операции по покупке и вводу в эксплуатацию бетоносмесительной установки в июле сопровождаются следующими записями:
- 223 020 руб. - перечислены денежные средства за бетоносмесительную установку;
- 13 216 руб. - перечислены денежные средства транспортной организации;
- 189 000 руб. (223 020 - 34 020) - отражена стоимость бетоносмесительной установки;
- 34 020 руб. - выделена сумма НДС, выставленная продавцом установки;
- 11 200 руб. (13 216 - 2016) - учтены расходы по транспортировке установки;
- 2016 руб. - отражена сумма НДС по транспортным расходам;
- 200 200 руб. (189 000 + 11 200) - бетоносмесительная установка введена в эксплуатацию;
Дебет 68 субсчёт "Расчёты по НДС" Кредит 19
- 36 036 руб. (34 020 + 2016) - принята к вычету сумма НДС.
Первоначальная стоимость бетоносмесительной установки в налоговом учёте также равна 200 200 руб.
В обоих учётах ежемесячно начиная с августа 2011 года в расходах будут учитываться амортизационные отчисления в сумме 5720 руб. ((200 200 руб. х 2,857%) = (200 200 руб. : 35 мес. х 1 мес.)):
- 5720 руб. - начислена амортизация по бетоносмесительной установке.
Вариант 2. У организации не оказалось документов, подтверждающих время использования объекта у предыдущего владельца.
Для целей налогообложения прибыли по объекту организацией установлен срок полезного использования, равный 61 месяцу. Норма амортизации в налоговом учёте исходя из этого срока - 1,639% (1 : 61 х 100%). Следовательно, начиная с августа ежемесячно в налоговом учёте в качестве амортизационных отчислений будет учитываться 3281,97 руб. (200 200 руб. х 1,639%).
При установлении же в бухгалтерском учёте срока полезного использования 35 месяцев суммы амортизации, учитываемые в расходах при исчислении бухгалтерской прибыли и облагаемой базы по налогу на прибыль, отличаются. Возникающая разница - 2438,03 руб. (5720 - 3281,97) - в бухгалтерском учёте признаётся вычитаемой временной, так как приводит к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчётным или в последующих отчётных периодах. Наличие её обязывает организацию начислить отложенный налоговый актив (п. 11, 14, 17 Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02), утв. приказом Минфина России от 19.11.02 N 114н). При этом в бухгалтерском учёте производится следующая запись:
Дебет 09 Кредит 68 субсчёт "Расчёты по налогу на прибыль"
- 487,61 руб. (2438,03 руб. х 20%) - начислен отложенный налоговый актив.
Эту проводку организация будет осуществлять до момента окончания начисления амортизации в бухгалтерском учёте, то есть ещё в течение 34 месяцев. После чего амортизация будет начисляться только в налоговом учёте. Это приведёт к началу уменьшения накопленной величины вычитаемой временной разницы. И, следовательно, начнёт погашаться сумма отложенного налогового актива. В бухгалтерском учёте при этом осуществляется проводка:
Дебет 68 субсчёт "Расчёты по налогу на прибыль" Кредит 09
- 656,39 руб. (3281,97 руб. х 20%) - уменьшена величина отложенного налогового актива. Данная запись будет повторяться ещё 25 раз, так как (487,61 руб./мес. х 35 мес.) = (656,39 руб./мес. х 26 мес.) (разница объясняется округлением до десятой доли копеек).
Если срок фактического использования данного объекта у предыдущих собственников равен или превышает срок его полезного использования, определённый классификацией основных средств, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить его с учётом требований техники безопасности и других факторов (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ).
Устанавливаемое значение срока полезного использования в указанном случае, на наш взгляд, не должно быть меньше 13 месяцев - минимального срока полезного использования для амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Судьи ФАС Дальневосточного округа уточнили, что такой срок необходимо определять с учётом срока возможного использования имущества в деятельности организации в дальнейшем, его способности приносить доход и технических характеристик. При этом они поддержали решение налогового органа, признавшего расходы в виде амортизации у организации необоснованными. Действия же налогоплательщика, установившего срок полезного использования имущества два месяца (при износе на дату приобретения основных средств около 30%), списавшего за этот период первоначальную их стоимость и фактически продолжавшего использовать основные средства в дальнейшем, судьи посчитали не соответствующими нормам законодательства РФ (постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.11.07 N Ф03-А73/07-2/3272).
Пример 2
Несколько изменим данные примера 1: по документам, переданным бывшим владельцем бетоносмесительной установки, она эксплуатировалась у него 88 месяцев, её первоначальная стоимость с учётом доставки - 49 200 руб.
Фактический срок эксплуатации приобретённой бетоносмесительной установки у прежнего собственника превышает предельный срок его полезного использования, определяемый классификацией основных средств, - 84 мес. (7 лет х 12 мес./год). Поэтому организация для целей налогообложения прибыли самостоятельно установила срок полезного использования приобретённого объекта - 24 мес. Этот же срок полезного использования установлен и в бухгалтерском учёте.
Поскольку в обоих учётах используется линейный метод начисления амортизации, то начиная с августа в расходах в качестве амортизационных отчислений учитывается 2050 руб. (49 200 руб. : 24 мес. х 1 мес.).
Если организация приобретает объекты основных средств, бывшие в употреблении у физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, то она вправе уменьшить срок полезного использования на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником при условии документального подтверждения эксплуатации данного оборудования. Напомним, что состав расходов, принимаемых к вычету, определяется индивидуальным предпринимателем самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ (ст. 221 НК РФ).
В случае же приобретения основного средства у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не может воспользоваться рассматриваемой нормой пункта 7 статьи 258 НК РФ. Физическое лицо амортизацию по объекту не начисляет, поэтому у него отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации оборудования в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ (письмо Минфина России от 06.10.10 N 03-03-06/2/172). При применении нелинейного метода норма амортизации зависит не от установленного срока полезного использования основного средства, а от номера амортизационной группы, к которой отнесён объект (п. 5 ст. 259.2 НК РФ). Приобретённые организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).
Пример 3
Несколько изменим данные примера 1: организацией в налоговом учёте применяется нелинейный метод начисления амортизации, у предыдущего владельца бетоносмесительная установка была отнесена в четвёртую амортизационную группу.
Отнесение предыдущим владельцем бетоносмесительной установки в четвёртую амортизационную группу обязывает налогоплательщика включить приобретённый объект в ту же, четвёртую, амортизационную группу. Следовательно, суммарный баланс этой амортизационной группы с 1 августа будет увеличен на 200 200 руб. (п. 3 ст. 259.2 НК РФ).
Передача объекта в уставный капитал
В бухгалтерском учёте первоначальной стоимостью основных средств, внесённых в счёт вклада в уставный (складочный) капитал организации, признаётся их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 9 ПБУ 6/01). Следовательно, получив основное средство в качестве вклада в уставный капитал, организация должна учесть его по той стоимости, которая указана в протоколе собрания учредителей либо в учредительном договоре.
Примечание. Первоначальной стоимостью основного средства в налоговом учёте в общем случае признаётся сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором объект пригоден для использования, за исключением НДС и акцизов. Данное положение распространяется и на случаи приобретения объектов, бывших в эксплуатации.
В налоговом учёте имущество, полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества. Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учёта у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество с учётом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал (абз. 5 п. 1 ст. 277 НК РФ).
Таким образом, при передаче амортизируемого имущества в счёт вклада в уставный (складочный) капитал организации объект принимается на учёт по остаточной стоимости, то есть первоначальной за минусом начисленной амортизации (абз. 8 п. 1 ст. 257 НК РФ).
Исходя из этого сторона, получающая основное средство в оплату задолженности, должна затребовать у учредителя документы, подтверждающие его налоговую стоимость. В качестве такого документа может быть копия инвентарной карточки, в которой приводятся данные по налоговому учёту объекта.
При принятии на учёт основного средства составляется акт по форме N ОС-1 (при необходимости - N ОС-1а, ОС-1б). К данному акту прикладывается вся техническая документация на передаваемый объект.
Основные средства, полученные в качестве вклада в уставный капитал, амортизируются в общеустановленном порядке. При этом в расходах учитывается амортизация, рассчитанная исходя из остаточной стоимости основного средства (постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.05.07 N А13-386/2006-15, ФАС Московского округа от 17.05.07, 18.05.07 N КА-А40/4147-07).
Согласно упомянутому пункту 7 статьи 258 НК РФ по объекту основных средств, бывшему в употреблении у учредителя и передаваемому им в уставный (складочный) капитал, при применении линейного метода начисления амортизации налогоплательщик вправе определить норму амортизации с учётом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть исчислен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
В бухгалтерском учёте срок полезного использования объекта основных средств устанавливается исходя из общих правил.
Налогоплательщик, передающий в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ основные средства, по которым при их вводе в эксплуатацию была принята к вычету сумма НДС, обязан восстановить её в части, приходящейся на величину остаточной стоимости, без учёта переоценки. При этом восстановленная сумма не учитывается в стоимости передаваемого имущества, а указывается отдельной строкой в документах, которыми оформляется передача этого объекта (подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ).
В случае использования переданного объекта основных средств для операций, признаваемых объектом обложения НДС, налогоплательщик вправе принять к вычету восстановленную передающей стороной сумму НДС (п. 11 ст. 171 НК РФ).
Пример 4
В июле 2011 года в качестве взноса в уставный капитал организации передаётся оборудование (согласно классификации основных средств оно отнесено к четвёртой амортизационной группе). Согласованная учредителями денежная его оценка - 200 000 руб. Первоначальная стоимость оборудования в бухгалтерском и налоговом учёте - 280 000 руб. На момент передачи в обоих учётах сумма начисленной амортизации - 96 000 руб. Уплаченный при приобретении оборудования поставщику НДС в сумме 50 400 руб. был предъявлен к вычету в момент ввода объекта в эксплуатацию. Владелец передаваемого объекта при вводе его в эксплуатацию установил срок полезного использования 70 месяцев, основное средство использовалось до передачи 24 месяца. В налоговом учёте организация воспользовалась правом и установила срок полезного использования как установленный предыдущим собственником этого оборудования срок их полезного использования, уменьшенный на количество месяцев эксплуатации данного объекта предыдущим собственником, - 46 мес. (70 - 24). В обоих учётах амортизация начисляется линейным методом.
Остаточная стоимость оборудования на момент его передачи в бухгалтерском и налоговом учёте одинакова - 184 000 руб. (280 000 - 96 000). Исходя из остаточной стоимости объекта в бухгалтерском учёте передающей стороной был восстановлен НДС в сумме 33 120 руб. (184 000 руб. х 18%). Данная сумма указана отдельной строкой в документах, которыми оформлена передача.
Задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал отражается проводкой:
- 200 000 руб. - отражена задолженность учредителя.
На основании акта приёмки-передачи оборудования отражается его поступление от учредителя. В соответствии с упомянутым пунктом 9 ПБУ 6/01 основные средства, поступившие от учредителя в счёт вклада в уставный капитал, оцениваются по стоимости, равной их денежной оценке, согласованной учредителями. Поэтому в бухгалтерском учёте осуществляется проводка:
- 200 000 руб. - получено оборудование в счёт вклада в уставный капитал.
В документах передачи оборудования отдельной строкой указана также сумма НДС, восстановленная учредителем, - 33 120 руб. Сумму НДС по основным средствам, принятым в качестве взноса в уставный (складочный) капитал, подлежащую налоговому вычету у принимающей организации в порядке, установленном НК РФ, финансисты рекомендовали отражать в бухгалтерском учёте принимающей организации следующей проводкой (письмо Минфина России от 30.10.06 N 07-05-06/262):
Дебет 19 Кредит 83 "Добавочный капитал"
- 31 120 руб. - отражён НДС, указанный в документах на передачу оборудования.
Переданную сумму НДС принимающая сторона вправе принять к вычету при вводе основного средства в эксплуатацию в случае, если оборудование будет использоваться для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. В бухгалтерском учёте при этом осуществляются следующие записи:
- 200 000 руб. - оборудование принято в эксплуатацию в качестве основного средства;
Дебет 68 субсчёт "Расчёты по НДС" Кредит 19
- 33 120 руб. - принят к вычету НДС, указанный в документах на передачу.
Счёт-фактура для вычета не требуется. В книге покупок регистрируются документы, которыми оформляется передача имущества (абз. 3 п. 8 Правил ведения журналов учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчётах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 94). Эти же документы (их копии) хранятся в журнале учёта полученных счетов-фактур (абз. 4 п. 5 правил).
В налоговом учёте основное средство учитывается по остаточной стоимости 184 000 руб. При установленном сроке эксплуатации 46 мес. норма амортизации - 2,174% (1 : 46 х 100%). Следовательно, ежемесячно в налоговом учёте в расходах будет учитываться 4000 руб. (184 000 руб. х 2,174%).
Установление в бухгалтерском учёте срока полезного использования оборудования 50 мес. позволяет организации получать одинаковые суммы ежемесячной амортизации, принимаемые в учётах, - 4000 руб. (200 000 руб. : 50 мес. х 1 мес.).
Восстановленная учредителем сумма НДС по передаваемому объекту, как было сказано выше, принимается к вычету получающей стороной в порядке, установленном главой 21 НК РФ. Но принимающая объект сторона может не являться плательщиком НДС либо полученное имущество предполагается использовать при осуществлении операций, не облагаемых НДС. В этих случаях у организации нет оснований для принятия к вычету передаваемой суммы НДС.
Существующая норма пункта 2 статьи 170 НК РФ предписывает относить входной НДС на увеличение стоимости имущества. Но касается это исключительно приобретаемого имущества и НДС, предъявленного покупателю. Возможность применения этого пункта к случаю получения имущества от учредителя в качестве вклада в уставный капитал по аналогии, на наш взгляд, не столь уж и корректна. Такой вариант бухгалтерского учёта, вполне возможно, поддержат налоговики, поскольку возрастает налог на имущество организации.
Третий же вариант учёта восстановленной учредителем суммы НДС при невозможности принятия её к вычету и учёта в первоначальной стоимости передаваемого объекта - отнесение её в прочие расходы. В бухгалтерском учёте в этом случае к предлагаемой выше минфиновцами проводке добавляется ещё одна:
- сумма НДС, полученная от учредителя, учтена в добавочном капитале;
- списана сумма НДС, полученная от учредителя.
Как видим, увеличение суммы добавочного капитала происходит за счёт финансового результата. Но стоит ли из-за передаваемой виртуальной суммы НДС "городить огород"? Может, следуя принципу рациональности ведения бухгалтерского учёта, и не отражать этот НДС на счетах. В налоговом же учёте никаких изменений не происходит, так как стоимость получаемого имущества у принимающей стороны формируется исходя из остаточной его стоимости по данным налогового учёта передающей стороны, то есть без учёта восстановленного НДС.
В налоговом же учёте никаких изменений не происходит, так как стоимость получаемого имущества у принимающей стороны формируется исходя из остаточной его стоимости по данным налогового учёта передающей стороны, то есть без учёта восстановленного НДС.
Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества либо его части в налоговом учёте признаётся равной нулю (абз. 5 п. 1 ст. 277 НК РФ).
При внесении имущества в уставный капитал физическим лицом и иностранными организациями его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтверждённые расходы на его приобретение (создание) с учётом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтверждённой независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства (абз. 6 п. 1 ст. 277 НК РФ).
При отсутствии документов, подтверждающих расходы на приобретение объекта физическим лицом, принимающая сторона не вправе учесть стоимость полученного имущества при определении налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 31.08.09 N 03-03-06/1/556).
В документах на передаваемое основное средство в уставный капитал от учредителя - физического лица, не являющегося предпринимателем, суммы восстановленного НДС не должно быть, поскольку физические лица не являются плательщиками НДС (ст. 145 НК РФ). Попытка налогоплательщика принять к вычету выделенную в передаваемых документах учредителем - физическим лицом сумму НДС фискалами однозначно будет встречена отрицательно. Судьи же в таких случаях становятся на сторону налоговиков (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.08.08 N А42-5628/2007).
В. Ульянов,
эксперт "ПБУ"
"Практический бухгалтерский учет", N 6, июнь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455