Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи И.И.Полубениной, судей Е.Е.Борисовой, Г.Г.Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Негоциант" (Москва) о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-119586/09-122-782 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.08.2010 по тому же делу, принятых заявлению закрытого акционерного общества "Негоциант" к Правительству Москвы о признании недействительным Постановления от 30.06.2009 N 635-ПП "О приостановке действия Постановления Правительства Москвы от 30.03.2004 N 176-ПП".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет по культурному наследию города Москвы, Контрольный комитет города Москвы, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций.
Суд установил:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.01.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.08.2010 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов общество "Негоциант" просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение единообразия в применении норм права.
Как установлено судами, Постановлением Правительства Москвы от 30.03.2004 N 176-ПП "О реализации проекта строительства двух нежилых зданий на земельном участке по адресу: ул. Б. Якиманка, вл. 2-4 (Центральный административный округ)" обществу разрешена застройка (строительство) в 2004 - 2006 годах земельного участка на пересечении Якиманской набережной и улицы Большая Якиманка (адресные ориентиры - Большая Якиманка, вл. 2-4) единым комплексом административного назначения.
Постановлением Правительства Москвы от 26.06.2007 N 537-ПП сроки реализации инвестиционного проекта продлены до 31.12.2007.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 28.08.2007 N 755-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 30.03.2004 N 176-ПП" существенно изменены технико-экономические и функциональные характеристики реализуемого инвестиционного проекта, в частности изменено функциональное назначение строящегося объекта - с комплекса административного назначения, на многофункциональный торгово-общественный комплекс.
Оспариваемым Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 г. N 635-ПП действие Постановления Правительства Москвы от 30.03.2004 г. N 176-ПП приостановлено до утверждения проекта границ объединенной охранной зоны N 103 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Полагая, что оспариваемое постановление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, оно обратилось с настоящими требованиями в суд.
В соответствии с положениями пункта 3.1.3 Постановления Правительства Москвы от 20.12.2006 N 112-ПП "О регламенте Правительства Москвы" постановления Правительства Москвы могут быть признаны утратившими силу, отменены или приостановлены Правительством Москвы.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Судами установлено, что земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Б. Якиманка, вл. 4, предоставленный заявителю под строительство многофункционального торгово-общественного комплекса, расположен в границах объединенной охранной зоны памятников истории и культуры N 103, утвержденной Постановлением Правительства от 16.12.1997 N 881 "Об утверждении зон охраны центральной части города Москвы (в пределах Садового кольца)".
При таких обстоятельствах суды апелляционной и кассационной инстанции признали, что оспариваемое постановление принято Правительством Москвы в соответствии со своей компетенцией и действующим законодательством, лишь временно приостанавливает действие Постановления Правительства Москвы от 30.03.2004 N 176-ПП, а потому, руководствуясь положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказали в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Доводы заявителя о наличии нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, признаны недоказанными.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А40-119586/09-122-782 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.08.2010 отказать.
Председательствующий судья |
И.И.Полубенина |
Судьи |
Е.Е.Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 декабря 2010 г. N ВАС-15798/10
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был