Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Балахничевой Р.Г., судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Линейного отдела внутренних дел на станции Сургут от 19.11.2010 N 10/14506 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.03.2010 по делу N А75-728/2010, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.10.2010 по тому же делу
по заявлению открытого акционерного общества "Нижневартовскавиа", г. Нижневартовск (далее - общество) к Линейному отделу внутренних дел на станции Сургут, г. Сургут (далее - ЛОВД) о признании незаконным решения от 18.11.2009 N 7/19260 об отказе в продлении срока действия разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему и обязании продлить обществу разрешение на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему.
СУД УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.03.2010, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.10.2010, заявленные обществом требования удовлетворены.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора заявитель просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, общество не является юридическим лицом с особыми уставными задачами, имеющим право на получение в органах внутренних дел отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия.
Рассмотрев материалы надзорного производства и доводы заявителя, суд пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.06.2009 по другому делу N А75-2479/2009 признано незаконным решение ЛОВД об отказе обществу в выдаче разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему.
Заявление общества о продлении срока действия разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему было рассмотрено ЛОВД повторно, однако письмом от 18.11.2009 N 7/19260 ЛОВД вновь отказало обществу в выдаче разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия, к которым относятся, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами, определен статьей 10 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии).
Согласно статье 4 Закона об оружии к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
Исходя из положений статьи 83, пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Федеральных авиационных правил "Требования безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142, и пункта 3.4.22 Устава общества, суды пришли к выводу о том, что ОАО "Нижневартовскавиа" является юридическим лицом с особыми уставными задачами, осуществляющим деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности непосредственно через свое структурное подразделение - службу авиационной безопасности, поэтому имеет право хранить и использовать служебное оружие и патроны к нему.
Приведенные заявителем доводы повторяют доводы апелляционной и кассационной жалоб, которые были предметом рассмотрения и оценки судебных инстанций.
Отклоняя ссылку заявителя на пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 711 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587" суд апелляционной инстанции указал на то, что согласно внесенным изменениям исполнение требований авиационной безопасности может осуществляться как органами вневедомственной охраны, так и службами авиационной безопасности аэропортов, эксплуатантов.
Довод заявителя о том, что общество сможет получить разрешение на хранение и применение служебного оружия только после получения лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности, подлежит отклонению.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Вместе с тем, в соответствии с положениями Воздушного кодекса Российской Федерации выполнение требований авиационной безопасности обеспечивается, в том числе, службами авиационной безопасности аэропортов (эксплуатантов), выполняющими обязанности по обеспечению авиационной безопасности не в соответствии с заключаемыми договорами, а в силу прямого указания закона.
Как установлено судом, общество имеет лицензию на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности серии ДА N 004192 от 29.12.2007 сроком действия до 29.12.2012, предусмотренную пунктом 98 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, для получения разрешения на хранение и применение служебного оружия обществу не требуется лицензия на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности, на что суд апелляционной инстанции уже обращал внимание заявителя.
Сотрудники служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов и эксплуатантов (авиационных предприятий) осуществляют деятельность, связанную с охраной жизни и здоровья пассажиров, а также с защитой объектов авиатранспортной инфраструктуры. Такая деятельность предусматривает возможность применения силы, в том числе оружия, в отношении лиц, совершающих или намеревающихся совершить акт незаконного вмешательства в деятельность авиации. По этим причинам эти службы являются службами с особыми уставными задачами, регламентированными специальными нормативными актами, предоставляющими сотрудникам этих служб особые права (в том числе право применять оружие) и возлагающие на них особые обязанности (часть 2 статьи 4 Закона об оружии).
Иное толкование заявителем норм закона не свидетельствует о нарушении арбитражными судами единообразия в толковании и применении норм материального и процессуального права.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 названного Кодекса.
Таких оснований судом не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 8 статьи 299, статьями 184, 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
в передаче дела N А75-728/2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 26.03.2010, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.10.2010 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
Р.Г. Балахничева |
Судьи |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 января 2011 г. N ВАС-18211/10 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А75-728/2010
Истец: Открытое акционерное общество "Нижневартовскавиа"
Ответчик: Линейный отдел внутренних дел на станции Сургут
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2011 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-728/10
19.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18211/10
07.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А75-728/2010
18.06.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3720/2010
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2011 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-728/10
19.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18211/10
07.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А75-728/2010
18.06.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3720/2010