Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 февраля 2011 г. N ВАС-424/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Харчиковой Н.П., судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Иркутской области (г. Иркутск) от 30.12.2010 б/н о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 24.06.2010 по делу N А19-18641/09-52-5, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.11.2010 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мелкооптовый магазин "Девятка" (г. Иркутск, далее - общество, взыскатель) о признании незаконными действий Министерства финансов Иркутской области (г. Иркутск, далее - Минфин Иркутской области), выразившихся в возврате заявителю исполнительных листов N 11435, N 11437 без установленных пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации оснований; признании незаконным бездействия Минфина Иркутской области, выразившегося в непринятии к исполнению и несовершении действий по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2009 по делу N А19-7416/09-16; об обязании Минфина Иркутской области принять заявление общества к исполнению и совершить действия по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2009 по делу N А19-7416/09-16; о взыскании с Минфина Иркутской области в пользу взыскателя 2 000 государственной пошлины (с учетом изменений заявленных требований).
Другие лица, участвующие в деле: областное государственное учреждение здравоохранения "Иркутский областной эндокринологический диспансер" (г. Иркутск, далее - диспансер, учреждение, должник), Министерство здравоохранения Иркутской области (г. Иркутск, далее - Минздрав Иркутской области).
Суд установил: решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.06.2010, оставленным без изменений постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.11.2010, требования общества удовлетворены.
В заявлении о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора Минфин Иркутской области просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, поскольку возврат исполнительного листа осуществлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Изучив содержание оспариваемого судебного акта, доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного суда Российской Федерации считает, что заявление Минфина Иркутской области подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как установлено судами, во исполнение решения Арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2009 по делу N А19-7416/09-16 о взыскании в пользу общества с диспансера, а при недостаточности у учреждения денежных средств - с Иркутской области в лице Минфина Иркутской области за счет казны 70 577 рублей 24 копеек основного долга, 500 рублей государственной пошлины; а также о взыскании в пользу общества с диспансера, а при недостаточности у учреждения денежных средств - с Иркутской области в лице Минздрава Иркутской области за счет казны 13 000 рублей неустойки, выданы исполнительные листы от 27.07.2009 N 11435, N 11437.
Направленные взыскателем 31.07.2009 в адрес Минфина Иркутской области исполнительные листы N 11435, N 1143 возвращены письмами от 07.08.2009 N 52/5/1-34/101, N 52/5/1-34/102 без исполнения со ссылкой на реорганизацию диспансера в форме присоединения к государственному учреждению здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областной клинической больнице. Минфин Иркутской области указал, что судебных актов, предусматривающих изменение наименования и адреса должника в связи с произведенным правопреемством ему не предоставлено.
Считая возврат исполнительного документа незаконным, общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 198, 200, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 239, 242.1, 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении Президиума от 21.10.2008 N 6758/08, согласно которой отсутствие в конкретном органе, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений, лицевого счета должника не является в силу действующего законодательства основанием для возвращения исполнительного листа без исполнения, суды пришли к выводу об удовлетворении требований взыскателя, поскольку диспансер согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 25.08.2009 является действующим юридическим лицом, и, следовательно, исполнительные листы, в которых должником указано данное учреждение, соответствуют требованиям закона и подлежат исполнению.
Доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций. Переоценка установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда надзорной инстанции не входит.
Ссылка Минфина Иркутской области на рассмотрение дела в отсутствие диспансера как на безусловное основание для отмены решения суда первой инстанции несостоятельна.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В решении суда первой инстанции от 24.06.2010 указано, что диспансер надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием источника данной информации. Часть 5 той же статьи Кодекса предусматривает, что в случае, если место нахождения или место жительства ответчика неизвестно, надлежащим извещением считается направление извещения по последнему известному месту нахождения или месту жительства ответчика.
Таким образом, возвращение судебной корреспонденции, направляемой в адрес диспансера, с пометкой "ликвидирован, выбыл" не свидетельствует о его ненадлежащем извещении.
Кроме того, указанный довод мог быть заявлен самим диспансером при обжаловании судебных актов, а не другими участниками спора, чьи процессуальные права соблюдены.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора может быть вынесено лишь при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку названные основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отсутствуют, оспариваемые судебные акты не могут быть пересмотрены в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А19-18641/09-52-5 Арбитражного суда Иркутской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 24.06.2010, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.11.2010 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Н.П.Харчикова |
Судьи |
И.М.Марамышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 февраля 2011 г. N ВАС-424/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А19-18641/2009
Заявитель: ООО МОМ "Девятка
Заинтересованное лицо: Министерство финансов Министерство финансов Иркутской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Иркутской области, Областное государственное учреждение здравоохранения "Иркутский областной эндокринологический диспансер"
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-424/11
29.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2555/11
20.04.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5200/09
16.09.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5200/2009
03.02.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5200/2009